РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
Главная SKAI 12 ноября 2024

Каким рискам подвергаются компании с собственным автопарком: шесть угроз

Директор по продукту компании SKAI Юрий Висневский о рисках, с которыми сталкиваются корпорации с собственным автопарком, и их влиянии на бизнес
Каким рискам подвергаются компании с собственным автопарком: шесть угроз
Источник изображения: Freepik.com
Юрий Висневский
Юрий Висневский
Директор по продукту компании SKAI

Эксперт в сфере систем мониторинга безопасности дорожного движения. Руководит проектами внедрения ИТ-продуктов в сфере безопасности на транспорте для крупнейших нефтегазовых и FMCG-компаний в РФ и СНГ

Подробнее про эксперта

Несмотря на заметный прогресс в области безопасности дорожного движения, ее обеспечение по-прежнему остается важной проблемой — особенно для топ-менеджеров предприятий, эксплуатирующих автопарки. Причина — в повышенных рисках, которые несут корпорации в случае каждого ДТП.

Количество дорожно-транспортных происшествий в России по итогам 2023 года увеличилось на 4,5% по сравнению с 2022 годом. Среди основных причин роста — популярность автотуризма и перенаправление грузопотоков с запада на восток, к чему дорожная инфраструктура не была готова. Также транспортная отрасль столкнулась с острой проблемой нехватки профессиональных водителей. 

Мы выделяем шесть основных рисков для бизнеса, о которых необходимо знать на фоне увеличения количества ДТП в стране:

  1. рост расходов на страхование;
  2. простой транспорта и затраты на ремонт;
  3. нарушение обязательств перед заказчиками;
  4. имиджевые риски;
  5. риски устойчивости бизнеса в случае резонансных ДТП;
  6. риск экологической катастрофы.

И вне данного списка — главный риск — гибель людей.

Обо всех них по порядку.

Рост расходов на страхование

При оформлении полиса ОСАГО его стоимость (она же страховая премия) зависит от базового тарифа, который умножается на коэффициенты: регион, стаж водителя, мощность транспортного средства, период использования и многое другое. Один из них — коэффициент бонус-малус (КБМ). Это скидка за отсутствие у застрахованного водителя ДТП по его вине. В противном случае КБМ возрастает и может превратиться в надбавку — тогда полис будет дороже. Таким образом, чем в автопарке больше ДТП, тем выше стоимость страховки. Это справедливо и для полисов КАСКО. Стоимость страхования может отличаться на десятки тысяч рублей в зависимости от фактической аварийности в прошлом периоде. 

Еще один важный аспект вопроса — страховые выплаты сотрудникам. При производственной травме специалисту положены выплаты от работодателя и Фонда социального страхования (ФСС): единовременная и ежемесячная страховые выплаты, оплата дополнительных расходов на лечение и реабилитацию. А если в инциденте виноват не сотрудник (он же пострадавший), то он может подать в суд и получить еще и компенсацию морального вреда.

Как показывает практика, во многих отраслях, таких как фармацевтика, FMCG, ритейл и даже добыча полезных ископаемых, сотрудники часто получают травмы именно в результате ДТП. Это касается самых разных специалистов: от торговых представителей до водителей грузовиков и погрузчиков. В отличие от производства, где принято множество мер и все контролируется камерами, вождение автомобилей происходит по дорогам общего пользования, и компаниям сложно обеспечить безопасные условия труда, не говоря уже о поведении третьих лиц. 

Травмы на производстве или потеря сотрудником трудоспособности влекут дополнительные проверки со стороны Ростехнадзора. Помимо этого владельцы и топ-менеджеры компании несут уголовную ответственность за выход в рейс неисправного транспортного средства или нетрезвого водителя — в том числе из-за халатности на том или ином участке контроля и досмотра.

Простой транспорта и затраты на ремонт

В автопарке крупной компании может быть несколько сотен автомобилей. Часть из них — от 10 до 40%, как показывает наш опыт, — в течение года попадают в ДТП, что требует оформления различных документов и часто эвакуации и ремонта. С учетом того, что многие автобренды ушли из России, а китайские производители еще только налаживают поставки запчастей, простой в ожидании комплектующих может составлять несколько месяцев. Все это время компания не только не может эксплуатировать поврежденный транспорт, но и вынуждена нести расходы на содержание или аренду подменного автомобиля, вместо того, чтобы использовать на 100% собственный автопарк. Сам же ремонт может также обойтись относительно дорого.

Более того, при серьезных  ДТП — с пострадавшими или без — должно проводиться внутреннее расследование. Эта процедура может потребовать отвлечения нескольких менеджеров, вплоть до генерального директора компании. Cтавка экспертов, которые отвечают за процедуру, может достигать десятков тысяч рублей без учета стоимости билетов и отвлечения от основной деятельности. В сумме такое расследование может составить несколько сотен тысяч рублей. 

Нарушение обязательств перед заказчиками 

Даже незначительные ДТП, в результате которых происходит задержка автомобиля и возможна порча грузов (например, дорогостоящих запчастей), влекут за собой срыв поставки. Подобные кейсы касаются не только юридических, но и бизнес-рисков, связанных с потерей хрупкого товара, простоем процессов на производстве из-за того, что планы ремонта агрегата или поставок сырья оказались нарушены.

Имиджевые риски

Резонансные ДТП с участием брендированного транспорта могут иметь существенные последствия для бизнеса. В эпоху неконтролируемого распространения информации через социальные сети ДТП с пострадавшими может стать антирекламой для бренда и даже вызвать бойкот со стороны потребителей. 

Имиджевые риски влияют и на оценку подрядчиков — на рынке ценятся компании со сформированной культурой безопасности. Поэтому крупные промышленные и FMCG-организации при проведении тендерной процедуры уделяют внимание и предъявляют повышенные требования к обеспечению безопасности перевозок. Другими словами, компания, в которой работа с БДД ведется «для галочки» может быть не допущена к тендеру или иметь низкие шансы получить важный контракт.

Риски устойчивости бизнеса

Дорожно-транспортные происшествия, которые повлекли гибель или травму людей, имеют высокие шансы стать настолько резонансными событиями, что способны пошатнуть устойчивость бизнеса. А в случае небольших компаний даже способствовать прекращению их работы.

Например, в 2022 году произошел инцидент в Ярославской области: водитель бензовоза подрядной организации крупнейшей нефтяной компании России, которая занималась оптовой торговлей моторным топливом, вылетел на встречную полосу и столкнулся со скорой. После удара автомобиль перевернулся и загорелся. Водитель и члены бригады погибли на месте, а стоявший у дороги дом сгорел.

На данный момент компании, которая владела бензовозом, попавшим в ДТП, не существует — она признана банкротом. Помимо выплат пострадавшим и семье погибшего владельцы бизнеса стали фигурантами уголовного дела по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц».

Риск экологической катастрофы

Транспортировка продукции, особенно нефтепродуктов — это большие риски для предприятия и перевозчика. Упомянутое ранее ДТП в Ярославской области — тому пример. Помимо мощного взрыва, которое повлекло возгорание ближайшего дома, инцидент нанес урон участку: нефтепродукты попали в почву.

ДТП с участием транспорта, который перевозит топливо или кислоту, могут привести и к более крупным последствиям — например, разливу нефтепродуктов в водоемы. Помимо многомиллионных компенсаций нанесенного экологии ущерба компании таким образом наносят невосполнимый урон окружающей среде.

И последнее, о чем здесь важно сказать: ни один из перечисленных рисков не может быть важнее жизни и здоровья сотрудников или других лиц, которые могут пострадать в результате дорожного происшествия Смерть и травматизм работников логично ведет к административным потерям и страховым выплатам, но что сложнее — владельцы бизнеса сталкиваются с моральным грузом. Они несут ответственность за своих сотрудников, и нет ничего хуже получить новость о том, что с ними случилось что-то страшное и их родным нужно сообщить трагическую весть

Существуют также и другие потери для бизнеса в результате ДТП, характерные для конкретного вида бизнеса. Вне зависимости от этого любой компании выгодно системно работать над снижением аварийности и многие из них решают инвестировать в ИТ-решения для безопасности автопарка. Например, в современные системы видеоаналитики с использованием технологий компьютерного зрения и Machine Learning. Они помогают снизить риски ДТП по причине опасного поведения или состояния водителей.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации01.04.2016
Уставной капитал17 346,94 ₽
Юридический адрес г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный округ № 65, ул. Оптиков, д. 4 к. 3 стр. 1, помещ. 9-Н ком. 40
ОГРН 1167847162120
ИНН / КПП 7820047859 781401001
Среднесписочная численность2 сотрудника

Контакты

Адрес Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Оптиков, д.4, к.3, строение 1
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия