Как обеспечить безопасность КЭДО в госучреждениях
При выборе системы КЭДО нужно учитывать большой перечень требований и отслеживать изменения в законодательстве, так как цена утечки данных в КДП очень высокаЭксперт в области IT, разработки ПО, ERP систем, роботизации и цифровой трансформации бизнеса.
Кадровый электронный документооборот — удобный и эффективный инструмент автоматизации для любой организации. Переход на КЭДО выбирают все больше компаний и госучреждения не стали исключением. Однако любое программное обеспечение для госсектора должно соответствовать целому ряду требований. В статье я расскажу о некоторых из них и разберу на примере КЭДО WiseAdvice EmplDocs.
Утечки данных в России
Цифровизация мировой экономики — процесс необратимый и в определенный момент переход на электронный документооборот стал вынужденной мерой для российских компаний. Так как разработать отечественный продукт на тот момент было дорого и долго, многие коммерческие организации закупали и устанавливали зарубежное оборудование и программное обеспечение.
Отсутствие стандартизации и должного уровня защиты приводили к регулярным утечкам информации. Только в госкомпаниях в 2006 году халатность работников и небезопасность оборудования стали причинами 34% утечек. Результатом этого стало создание закона о персональных данных.
Система КЭДО содержит в себе огромное количество персональных данных, коммерческих сведений, а когда речь идет о госпредприятиях, то нельзя забывать и о сведениях, составляющих государственную тайну. Требования к безопасности программного обеспечения, которое хранит конфиденциальную информацию неизбежно будут высокими.
Утечка информации такого рода грозит критичными последствиями для любой организации: это и финансовые, и репутационные потери и кража личных данных. Именно поэтому информационная безопасность — главное требование для любого программного обеспечения на госпредприятиях.
Программное обеспечение, используемое на госпредприятиях должно соответствовать ряду требований:
- ПО должно иметь сертификацию ФСБ/ФСТЭК
- ПО должно быть совместимо с защищенными программными комплексами (Астра Линукс, АЛЬТ, РЕДОС)
- Персональные данные граждан РФ не должны передаваться за рубеж
Сертификация ФСТЭК — это важный шаг для разработчиков программного обеспечения и средств защиты информации, позволяющий удостоверится в безопасности своего продукта и возможности использовать его на стратегически важных предприятиях.
Переход на российское ПО
Термин «импортозамещение» прочно вошел в российскую экономику в 2012 году после событий, связанных с международными санкциями. Тогда в госпрограмме впервые поднялась тема развития независимости экономики страны.
Появились опасения, что Россия может оказаться в изоляции. В 2015 была разработана национальная платежная система «МИР». Изменения коснулись и систем госзакупок: теперь в них может использоваться только программное обеспечение, внесенное в Единый реестр ПО Минцифры.
Импортозамещение касается не только отдельных программных продуктов для коммерческих организаций. В 2019 году Госдумой был принят закон о суверенном интернете, предполагающий разработку независимой инфраструктуры для обеспечения бесперебойной работы российских сервисов даже в случае отключения их от зарубежных интернет-серверов.
В ходе внедрения всех этих планомерных государственных инициатив стало понятно, что внутри страны есть большой запрос на создание отечественных инструментов автоматизации, в том числе систем КЭДО.
«Безоблачное хранение данных»: On-Premise против Cloud
Когда перед компанией встает задача внедрения какого-либо IT-сервиса, один из важнейших вопросов — а как будут храниться данные? Существует несколько решений, самые распространенные это Cloud и On-Premise. Расскажу подробнее:
- Cloud — это способ хранения и передачи информации с помощью облака через подключение к Интернету.
- On-Premise — это развертывание ПО на физическом сервере конкретного пользователя без выгрузки данных в облако.
На первый взгляд Cloud-решение выглядит более привлекательным для любой компании. И у него есть объективные плюсы, например:
- нет необходимости разворачивать все компоненты самостоятельно при установке;
- не нужно использовать инфраструктуру компании;
- можно использовать, даже если это непрофильное решение для конкретной компании;
- не нужны отдельные сотрудники для обслуживания системы.
Установка Cloud-решения кажется проще и быстрее. Однако при выборе такого решения компания не может быть уверена в том, где именно будут храниться ее данные, каким образом происходит их шифрование и у кого еще будет к ним доступ.
«Это, можно сказать, «Черный ящик» — проверить по факту, где будут храниться данные, к сожалению, нельзя». — Олег Филиппов, СТО WiseAdvice EmplDocs.
О чем еще стоит помнить при выборе Cloud-решений:
- Компания зависит от вендора программного обеспечения. Это касается в том числе и цены, особенно, если поставщик предоставляет на рынке уникальные услуги. В случае повышения цен у компании не останется другого выбора и придется платить.
- Зависимость от доступа. Если поставщик решит внести какие-либо изменения, компании в любом случае придется подстраиваться или как минимум тратить время на согласование этих изменений на своей стороне.
- Зависимость от стабильности работы системы. В лицензионном договоре можно и нужно прописать штрафы за нестабильную работу, но даже в этом случае компания-клиент понесет как минимум временные и имиджевые убытки.
- Невозможность напрямую повлиять на сотрудников, которые обслуживают систему.
Основные риски Cloud-решений:
- Кража или изменение данных мошенниками при передаче в облако. Также стоит помнить, что такая передача не соответствует требованиям ФЗ-152 «О персональных данных».
- Доступ третьих лиц к конфиденциальной компании. Здесь речь идет о вендоре ПО и владельце облака.
- Потеря данных в случае, если вендор потеряет российскую аккредитацию и будет вынужден уйти из страны.
Теперь рассмотрим особенности решений On-Premise.
Важно уточнить, что госучреждения могут использовать только решения On-Premise в своих ПО.
Это связано с требованиями к безопасности, а также запретом на трансграничную передачу персональных данных российских граждан и ограничениями в оплате лицензий и техподдержке. На сегодняшний день госпредприятия в процессе перехода на полностью российское ПО: это значит, что иностранные программы используются только в том случае, если у них нет отечественных аналогов и они не передают данные за пределы страны.
On-Premise использует внутреннюю IT-инфраструктуру организации и сохраняет данные только в ее контуре. В чем преимущества такого решения:
- Снижается риск утечки при передаче данных в хранилище.
- Доступ к данным возможен только через внутренний интерфейс компании. Это ограничивает доступ для каждого отдельного человека и нет возможности получить все данные сразу.
- Технология On-Premise полностью соответствует требованиям ФЗ-152 «О персональных данных».
К персональным данным относится информация, с помощью которой можно идентифицировать человека. То есть даже ФИО без даты рождения и, например номер телефона можно отнести к таким данным.
Так как любая система КЭДО работает с персональными данными, использовать решение On-Premise лучше с точки зрения защиты.
Кадровый электронный документооборот в госучреждениях
Кадровый электронный документооборот (КЭДО) представляет собой систему для управления кадровыми документами в электронном виде. Для государственных и муниципальных предприятий КЭДО необходим по ряду причин:
- Эффективность и экономия ресурсов: КЭДО позволяет существенно сократить время и ресурсы, затрачиваемые на кадровый документооборот.
- Удаленная работа: В условиях роста удаленной работы КЭДО обеспечивает доступность необходимых документов в любое время и из любого места.
- Соответствие законодательству: КЭДО помогает госучреждениям соответствовать требованиям законодательства в области электронного документооборота.
В условиях современных вызовов в области информационной безопасности, использование On-Premise установок программного обеспечения становится ключевым фактором защиты данных в государственных учреждениях России.
Учитывая риски, связанные с утечками данных, а также необходимость обеспечения эффективного и безопасного кадрового документооборота, государственные и муниципальные предприятия должны придерживаться строгих мер безопасности и использовать проверенные и надежные решения.
Разберем на примере ПО WiseAdvice EmplDocs.
По сути программное обеспечение представляет собой оболочку для базы 1С:ЗГУ. То есть все данные, которые видит сотрудник в своем Личном кабинете, вносятся туда кадровиком и не могут попасть извне.
Тот же принцип работает и в обратную сторону— как только сотрудник совершает какое-то действие, например, подписывает документ или оставляет заявку на отпуск— эта информация отображается в 1С, в котором работает кадровик. Данные не выходят за пределы компании и никакой сторонний сервис их не собирает.
При выборе системы КЭДО нужно учитывать большой перечень требований и постоянно отслеживать изменения в законодательстве, так как цена ошибки в КДП очень высока.
WiseAdvice EmplDocs — это система электронного кадрового документооборота, разработанная на платформе 1С:Предприятие 8.3z и полностью подходит для государственных учреждений:
- Соответствие законодательству и безопасность данных
Сервис находится в реестре отечественного ПО Минцифры, а значит соответствует требованиям законодательства:- законы о персональных данных,
- ограничения на трансграничную передачу данных,
- принципы On-Premise,
- шифрование,
- регулярное обновление политики безопасности.
Это обеспечивает юридическую защищенность и защищает данные от утечек.
- Эффективность и экономия ресурсов
Сервис автоматизирует многие процессы кадрового делопроизводства, что позволяет сократить время на обработку документов и уменьшить расходы на бумажные носители и их хранение. Это повышает общую эффективность работы кадровых служб.
Система КЭДО WiseAdvice EmplDocs ценный инструмент для современных государственных учреждений, стремящихся к цифровизации и оптимизации своих процессов.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Социальные сети