Многие знания — многие печали: но в экологии все ровно наоборот
Анна Пузыренко — о повышении уровня экологической грамотности и осведомленности граждан о проблемах с окружающей средойПредприниматель, трекер и фаундер нескольких стартапов в сфере fintech, social tech. Основатель агентства зарубежной недвижимости LikeEstate
Если посмотреть на самые громкие экологические акции последних лет — от обливания музейных шедевров супом до черной краски в римском фонтане Треви, то кроме очевидного общего экологического контекста их объединяет возраст участников акций. Последние 5 лет мы наблюдаем взрывной рост экологического самосознания среди подростков, а теперь и детей: от Греты Тунберг, начавшей свою экозащитную деятельность в 2018 году в возрасте 15 лет, до индийской активистки Ридхимы Пандей, которая в свои 9 лет подала иск против индийского правительства из-за неудовлетворительных мер по борьбе с изменением климата.
Итоги исследования коммуникационного агентства LikePR и аналитического центра НАФИ показывают, что в России осведомленность об актуальных экологических проблемах также характерна чаще всего молодежи. И именно молодежь проявляет наибольшую экологическую обеспокоенность. Появился даже целый ряд психологических терминов, связанных с экологией:
- Экологическое беспокойство (Eco-Anxiety) — беспокойство или тревога, вызванная переживаниями о текущем состоянии окружающей среды и будущем планеты.
- Экологическое горе (Ecological Grief) — горе, переживаемое в связи с экологическими потерями, такими как вымирание видов или изменение климата.
- Соластальгия (Solastalgia) — противоположность ностальгии, тревожные чувства, связанные с ухудшением климата и другими природными явлениями, вблизи дома или на малой родине.
- Экологическая травма (Ecological Trauma) — психологическая травма, связанная с переживанием или свидетельствованием разрушительных экологических событий, таких как природные катастрофы.
- Экологическое обездоление (Environmental Disenfranchisement) — нервное состояние, возникающее от отсутствия контроля или влияния на окружающую среду.
Меньше знаешь — хуже спишь
Как мы видим, различные аспекты взаимодействия человека с экологическими проблемами могут оказывать серьезное психологическое воздействие на людей. В таких условиях, казалось бы, стоит последовать народной мудрости «меньше знаешь — крепче спишь» или прислушаться к Библия («многие знания — многие печали»). Но как показывают последние исследования, все ровно наоборот: чем больше человек знает об экологии, тем меньше он о ней тревожится. И наоборот — недостаток знаний об окружающем мире приводит к повышенной тревожности.
По данным исследования LikePR и НАФИ, большинство россиян оценивает свой уровень экологической грамотности как средний (76 %). Каждый пятый (20 %) считает, что обладает высоким уровнем знаний по вопросам окружающей среды. Низко свои знания в сфере экологии оценивает лишь 4 % опрошенных.
Что касается осведомленности по отдельным вопросам, то лучше всего россияне разбираются в том, как деятельность человека или природные процессы влияют на состояние окружающей среды. Высокий уровень знаний по этим вопросам демонстрирует 61 % и 47 % опрошенных соответственно.
(Не)обязательные знания
На текущий момент понятие экологического образования в России закреплено в нескольких официальных документах. Однако данные нормы являются рекомендательными. Школы могут вводить экологию в качестве самостоятельного предмета, но в большинстве образовательных учреждений экологическая грамотность преподается через смежные предметы (биология, география, химия) и внеклассную деятельность, и не всегда учитывает широкий комплекс знаний о влиянии природных процессов и деятельности человека на состояние окружающей среды.
По результатам исследования большинство россиян (77%) уверены, что обучение основам экологической грамотности должно быть комплексно включено в школьную программу. Чаще такое мнение разделяют жители Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (83%), люди с хорошим материальным достатком (81%), женщины (80% против 74% мужчин), а также опрошенные в возрасте 45 лет и старше (80%).
О том, что преподаваемых сегодня в рамках школьной программы экологических знаний достаточно, считает только 6 % россиян. Больше всего противников расширения подобной образовательной платформы среди молодежи от 25 до 34 лет (9%), мужчин (8% против 4% женщин), людей без высшего образования (7%) и с плохим материальным положением (10%).
Поддержка системного обучения экологической грамотности напрямую зависит от того, насколько человек сам подкован в вопросах сохранения окружающей среды. Чем выше респондент оценивает собственные знания, тем чаще он выступает за то, что экологию нужно изучать в школе более детально, и наоборот. Так, среди тех, кто заявляет о высоком уровне собственных знаний, 92% поддерживают расширение программы по экологии в школе. Доля сторонников этой инициативы среди россиян с низким уровнем экологических знаний почти в 2 раза ниже — 47%.
Что данные исследования значат для бизнеса?
Итоги исследования показывают, что необходимость уже с раннего детства развивать устойчивые знания и навыки в сфере экологии и защиты окружающей среды лучше всего осознают россияне старше 45 лет. При этом осведомленность об актуальных экологических проблемах России и мира характерна чаще всего для молодежи. Но именно эта группа населения — завтрашние взрослые — наиболее внимательно следят за ESG-инициативами бизнеса. А значит компаниям при долгосрочном планировании следует уже сейчас формировать новую модель отношений со своими клиентами, ориентированными на экологически ответственное потребление.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети