Цифровизация поможет снизить дефицит холодных складов на Дальнем Востоке
По мнению руководителя сервиса fishplace.ru Юлии Беликовой, внедрение IT-решений в рыбохозяйственный комплекс поможет снизить дефицит холодных складов в отраслиСоздатель и совладелец онлайн платформы для оптовой торговли рыбной продукцией fishplace.ru. Руководитель рыбодобывающей компании «Тройка». Председатель Союза экспортеров Приморского края
Дефицит или острый дефицит
Дефицит холодных складов по-прежнему остается одной из наиболее острых проблем рыбной отрасли. По данным Востокгосплана, в 2023 году во всем Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне на единовременное низкотемпературное хранение возможно было разместить лишь 271,9 тыс. тонн рыбы. Данный показатель составляет 78 % от потребности промысловиков в период путины, которую Востокгосплан обозначил на уровне в 350 тыс. тонн.
Однако рассчитанная статистическим органом обеспеченность складами в 78 % вызывает сомнения у участников отрасли. Еще в 2019 году на совещании полпреда президента РФ в ДФО потребность промысловиков в холодных площадях была оценена на уровне в 800 тыс. тонн, что в 2,3 раза превышает используемый Востокгоспланом показатель. Более того, в 2022 году сам Востокгосплан в своих исследованиях использовал цифру в 800 тыс. тонн. В результате, по состоянию на 2022 год обеспеченность складами в расчетах статистического органа составляла 21 %, а ситуация в отрасли оценивалась как «острый дефицит холодильников». В исследовании же от 2023 года потребность в складских холодильниках была оценена на уровне уже упомянутых 350 тыс. тонн. В итоге показатель обеспеченности складами моментально вырос до 78 %, а «острый дефицит» стал «дефицитом» обычным.
В любом случае проблема нехватки холодильников была, есть и остается. Предметом дискуссии является лишь объективность оценки ее масштабов.
Большой улов стал проблемой
Ситуация с нехваткой складов вынуждает рыбодобывающие компании бронировать места на складах за 6-8 месяцев до начала путины. Как следствие, именно объем зарезервированных холодильников, а не размер полученных квот или промысловые возможности, является исходным параметром для планирования хозяйственной деятельности. Более того, большинство предпринимателей не успевает забронировать места на складах или попросту не способно внести предоплату за хранение еще не добытого улова. Как итог, груженные рыбой суда зачастую простаивают в портах, а сезоны большого улова создают для отрасли больше проблем, нежели выгод. Ярким примером стала путина 2018 года, когда к берегам Камчатки пришло около полутора миллиардов особей лосося, что стало рекордом за последние 110 лет. Портовые холодильники ДРХБ были переполнены, а на подступах к складам скопились очереди из груженных рыбой вагонов и грузовиков. В результате тонны потрошеного лосося были попросту выброшены в лесах и на побережье Камчатки.
В 2021 году ситуация повторилась, хоть и в немного меньшем масштабе.
Склады не «догонят» промысел
Сегодня правительство стремится решить данную проблему путем создания новых холодных складов. На ближайшие годы запланировано увеличение холодильных мощностей на 80 тыс. тонн единовременного хранения, что, по оценкам Востокгосплана, полностью обеспечит потребность промысловиков ДРХБ в холодных складах. Однако профессиональное сообщество относится к данным прогнозам скептически. Во-первых, расчет исходит потребности промысловиков на уровне уже упомянутых и сомнительных 350 тыс. тонн. Применявшаяся же до 2022 года цифра в 800 тыс. тонн не берется во внимание. Во-вторых, остаются неясными сроки реализации данных проектов. В-третьих, стоит учитывать факт постоянного роста объема добычи рыбы в ДРХБ. По данным Росрыболовства, только в 2023 году объем вылова в дальневосточных морях увеличился на 14,7% по сравнению с предыдущим годом. В первом полугодии 2024 года данный показатель вырос еще на 3 % в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Как следствие, в планах развития холодной логистики необходимо учитывать ежегодный рост фактической потребности промысловиков. В противном случае суммарные площади холодильников будут «догонять» запросы промысла, а отрасль продолжит оставаться в условиях складского дефицита.
IT-технологии отправят рыбу на запад
Альтернативным решением проблемы становится передача продукции на удаленные от морского побережья склады. Крупнейшие игроки рыбной отрасли уже оценили преимущество данной логистической схемы. Так, «Русская рыбопромышленная компания» уже построила три склада в западных регионах России. Компания «Доброфлот» планирует ввести в эксплуатацию собственный логистический центр в Туле.
На руку производителям играет и тот факт, что правительство расширяет программы субсидирования перевозок рыбы из ДФО в западные регионы страны.
Те промысловики, кто не имеет возможности построить собственный склад, могут воспользоваться услугами уже функционирующих на западе площадей. Хотя эксперты и говорят о дефиците холодильников по России в целом, все-таки найти свободные площади в масштабах страны гораздо проще, нежели искать их в пределах Дальнего Востока. По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, в октябре 2023 года собственники холодных складов Москвы и Московской области предлагали 18,4 тыс. кв. м площадей с датой доступа после III‑го квартала 2023 года. Для сравнения стоит отметить, что данная цифра составляет порядка 12,5 % всех низкотемпературных складов ДРХБ. Если же аккумулировать информацию о свободных холодильниках со всей России, можно, как минимум, снизить остроту дефицита низкотемпературных складов на Дальнем Востоке.
Кроме того, компания IBC Real Estate отмечает, что в Москве и Московской области имеют место и случаи демонтажа холодильных площадей. Данная ситуация характерна для изначально сухих площадей, собственники которых устанавливали холодильное оборудование под конкретного клиента. Уход крупных арендаторов вынуждает владельцев складов вновь переоборудовать холодильники в обычные хранилища. В результате, когда на Дальнем Востоке приходится выбрасывать улов, в Москве имеют место случаи демонтажа холодильников.
Данный дисбаланс, в первую очередь, связан с отсутствием у складов и поклажедателей достоверной информации друг о друге. Решением проблемы могут стать онлайн сервисы, которые вне зависимости от территориального расположения участников рынка сведут воедино данные о вакантных холодных площадях и потребностях промысловиков. При этом данные интернет-платформы должны стать не просто агрегаторами описательной информации о складах, а содержать схожий с системами бронирования отелей функционал. Примером подобной интернет-площадки на сегодня является сайт fishplace.ru, на котором уже зарегистрировано более 100 складов со всей России.
Таким образом, даже ускоренные темпы строительства холодных складов не позволят полностью закрыть потребность дальневосточных промысловиков в низкотемпературных площадях в период путины. Решение проблемы целесообразно искать в цифровой трансформации рыбной отрасли. Именно внедрение IT-технологий может стать инструментом равномерного «распределения» рыбной продукции между холодными складами России, который снизит остроту дефицита низкотемпературных площадей на Дальнем Востоке.
Источники изображений:
1 — Пресс-служба Росрыболовства. 2 — АО «Телеканал 360». 3 — Министерство по рыболовству Сахалинской области / Dzen. 4 — группа компаний «Доброфлот»
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты