РБК Компании

Новый формат закупок для малого бизнеса

В электронном магазине закупки корпораций у малых и средних предприятий (МСП) проходят проще и втрое быстрее
Новый формат закупок для малого бизнеса
Максим Сыромахо
Максим Сыромахо
Первый заместитель генерального директора электронной площадки РТС-тендер

Руководство направлениями закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческих торгов, ЗМО.

Подробнее про эксперта

Сегодня стать поставщиком солидной госкорпорации или компании с госучастием можно сравнительно легко и просто: при условии, конечно, если вам есть, что предложить. Вся процедура такой, заметьте, неконкурентной закупки проходит в электронном формате и занимает в среднем не более пяти дней. 

Несмотря на всю простоту и доступность инструментов, которые позволяют получить заказ у известной и надежной компаний, о таком инструменте знают пока далеко не все. Но зато те, кто его освоил, а такая возможность у бизнеса, напомню, появилась с середины 2022 года, оказались в выигрыше. 

Уже более полугода в России работает Постановление Правительства РФ № 2323, которое позволило госкорпорациям, компаниям с госучастием, попадающим под действие 223-ФЗ, проводить неконкурентные закупки у малого и среднего бизнеса (МСП) на сумму до 20 млн рублей в электронных магазинах. 

Только в электронном магазине РТС-тендер для закупок у МСП по 223-ФЗ сотни заказчиков уже провели около 7 тысяч процедур и заключили контрактов на общую сумму около 6 млрд рублей. И число таких закупок стремительно растет.

По нашей статистике мы видим, что лидерами по числу заключенных контрактов в таком электронном магазине РТС-тендер стали Саратовская и Брянская области, а также Москва. В ТОП-5 категорий закупок для МСП в формате электронного магазина вошли услуги по обеспечению питанием, молоко и молочная продукция, медицинские инструменты и оборудование, компьютеры и периферийное оборудование, нефтепродукты.

В отличие от классической процедуры в электронном магазине нет регламентированных сроков проведения закупки и жестких требований со стороны законодательства. От момента публикации закупки до заключения договора проходит в среднем не более пяти дней, при этом самые быстрые сделки совершаются за пару часов.

Полагаю, что только в этом году более 20% закупок у МСП перейдут в формат электронного магазина, потому что бизнесу так работать проще и быстрее. И этот прогноз еще не самый оптимистичный. 

Новый формат закупок отвечает потребностям рынка и заметно снижает издержки для бизнеса.

Если сравнить два возможных способа закупок: конкурентный и неконкурентный, по которому проводятся закупки у МСП по 223-ФЗ в формате электронного магазина, то преимущества последнего – налицо.

Так, заказчикам электронный магазин для закупок у МСП позволяет:

  • выполнить 25 % квоту по закупкам у субъектов МСП от совокупного годового объема закупок;
  • установить собственные критерии выбора победителя, например, по качеству товара.

Что привлекает поставщиков в таком электронном магазине:

  • регистрация в ЕИС необязательна; 
  • не нужен спецсчет; 
  • договоры заключаются в три раза быстрее в сравнении с «классической» конкурентной закупкой, где с момента публикации закупки до момента заключения договора проходит не менее 17 рабочих дней, когда и цена, да и сама возможность поставки товара могут заметно измениться;
  • подача заявок на электронной площадке автоматизирована: достаточно разместить актуальные прайс-листы;
  • заказчик выбирает победителя не только по цене, но и по другим критериям: качеству товара/услуги.

Справка: Конкурентная закупка VS неконкурентная 

Закупки по 223-ФЗ могут проводиться как конкурентным, так и неконкурентным способом. 

Есть ряд параметров, которым обязана соответствовать конкурентная закупка. Во-первых, такая закупка обязательно должна быть опубликована в ЕИС. Во-вторых, при проведении такой закупки обеспечивается конкуренция между участниками.  Кроме того, описание предмета такой закупки должно соответствовать требованиям ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ. 

Законодательство устанавливает специальные правила к проведению конкурентных закупок, например, в таких закупках заказчик обязан заключить договор с ее победителем. Однако эти требования могут не соблюдаться, если закупка считается неконкурентной. 

К неконкурентным способам можно отнести закупки товаров, работ или услуг у единственного поставщика. Дополнительной особенностью закупки у единственного поставщика, в соответствии с разъяснениями регулятора, является то, что ее можно провести среди субъектов МСП, поскольку на это отсутствует прямой законодательный запрет.

Что говорят поставщики и заказчики об электронном магазине закупок у МСП

Те, кто уже освоил электронный магазин для закупок у МСП, признают, что это простой и понятный инструмент. Поставщикам он помогает как продавать, так и продвигать свою продукцию, находить новых, надежных клиентов и расширять рынки сбыта. Поставщикам импонирует то, что здесь не нужно собирать большой пакет документов для участия. Все закупки, проведенные таким способом, автоматически попадают в квоту закупок у МСП.

Работая с ним, заказчики быстрее выходят на нужных поставщиков и имеют все шансы выполнить свою квоту закупок у субъектов МСП. Заметим, что в 2022 году обеспечить эту квоту смогли далеко не все компании, примерно треть ее не достигла, тогда как на рынке уже есть инструмент, который позволяет успешно решать этот вопрос.   

По словам начальника отдела консалтинга по тендерной деятельности Новгородской ТПП Светланы Павловой, такой электронный магазин работает по принципу интернет-магазина:  «Это удобный инструмент не только для освоения предпринимателями рынка закупок в рамках 223-ФЗ, но и для продвижения собственной продукции: можно размещать информацию о товарах, работах, услугах для широкого круга потребителей». 

По отзывам заказчиков, электронный магазин экономит время и нервы закупочному отделу. Он позволяет выбирать подходящее предложение по типу маркетплейса. Поставщики заранее размещают здесь свои товары, работы и услуги (ТРУ) в электронном каталоге, а заказчикам остается только добавить в корзину понравившийся вариант. Если условия устраивают обе стороны, то заключается договор. 

Те, кто уже работает в новом формате закупок, выделяют простоту и функциональность электронного магазина, выстроенную наглядную логическую цепочку последовательных действий как при заполнении разделов, так и по процедуре. Вся информация, занесенная в электронный магазин, интегрирована с ЕИС. При заключении договора с победителем закупки можно обмениваться информацией в чате, что также удобно и способствует скорейшему заключению договора.

Госкомпании заинтересованы в закупках у малого бизнеса

Согласно статистике, число закупок у МСП в последнее время стремительно растет. Только за 2022 год в 1,5 раза увеличилась доля по количеству закупок госкомпаний у малого бизнеса: она возросла с 40 % до 58,5 % по 223-ФЗ, а по итогам 1 квартала 2023 года она достигла 63 %.

Способствовало этому, безусловно, и то, что в 2022 году компаниям с госучастием увеличили с 20% до 25 % обязательную долю годового стоимостного объема договоров по итогам закупок у МСП и объем планируемых закупок.

Процедуры госзакупок продолжают совершенствоваться и упрощаться. И сегодня госзаказ — это перспективная ниша для предпринимателей. Год от года этот рынок стабильно прирастает, государство для предпринимателей выступает надежным партнером.

В электронных закупках есть точки роста для бизнеса и важно не упускать момент и использовать их. Площадка РТС-тендер помогает заказчикам по всей стране эффективно проводить электронные закупки, а поставщикам — зарабатывать и развиваться, участвуя в них.

Как видим, электронные закупки у МСП в электронном магазине по 223-ФЗ также открывают широкие возможности для роста бизнеса, используйте их.

Последнее изменение: 15 августа 2024

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, наб. Тараса Шевченко, д. 23А
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия