РБК Компании
Главная Frank RG 13 июня 2024

Прогноз по динамике рынка автокредитования на 2024 год по версии Frank RG

Что ждет рынок автокредитования по итогам года и какие факторы сыграют основную роль в его динамике
Прогноз по динамике рынка автокредитования на 2024 год по версии Frank RG
Станислав Сухов
Станислав Сухов
Старший проектный лидер Frank RG

Окончил магистратуру РАНХиГС по направлению «Экономика и финансы». С 2016 год работает в компании Frank RG, возглавляет исследования рынка автокредитов и автофинансовых сервисов, а также инвестиций.

Подробнее про эксперта

Адаптивности рынка автокредитования можно только позавидовать: за последние 5 лет у него не было ни одного спокойного года: 2020 — пандемия и временное закрытие автосалонов, 2021 — мировой дефицит полупроводников, а вместе с ним и дефицит автомобилей, 2022 — уход западных брендов с российского авторынка и скачок ключевой ставки до 20%. В 2023 году мы увидели тяжелое восстановление, а теперь рынок вошел в цикл высоких процентных ставок и готовится к новым мерам регулирования со стороны ЦБ. 

На последнем заседании ЦБ не вернулся к повышению ключевой ставки, как ожидали многие эксперты, но дал сигналы к ужесточению политики. Ставки по вкладам уже реагируют с опережением, ставки по автокредитам банки также начали пересматривать. Вместо ожидаемого понижения во второй половине года мы должны принять, что высокие процентные ставки не просто надолго, но и могут вырасти.

В сегменте кредитования новых автомобилей субсидии автопроизводителей пока успешно решали проблему высоких ставок. По амбициозным планам продаж китайских автопроизводителей на год можно предположить, что они готовы будут расширить и без того большие бюджеты на субсидирование ставок. В сегменте кредитования автомобилей с пробегом опции с субсидией ставок нет и рынок продолжит хоть и тяжело, но адаптироваться к новым реалиям. Главным образом, через увеличение срока автокредита.

Закредитованность отдельных сегментов населения постепенно приобрела статус проблемы в автокредитовании. Об этом можно судить как по обеспокоенности ЦБ, так и по данным, которые он приводил: на долю кредитов с предельной долговой нагрузкой (ПДН) более 50% в 1 квартале 2024 года пришелся 61% выдач. Особенно беспокоит то, как быстро вырос этот показатель за последние два года: почти на 20 п.п. с начала 2022 года.

Рост реальных располагаемых доходов населения объективно не успевает за ростом цен на автомобили в последние годы и это одна из причин роста закредитованности. Часть клиентов, которые ранее могли позволить себе купить автомобиль без использования автокредита, теперь не могут себе этого позволить. Те клиенты, которые уже рассматривали автокредит при покупке, пытаются сохранить комфортный уровень ежемесячного платежа на фоне роста цен, что увеличивает средний срок кредита. Более 50% всех автокредитов уже выдается на срок от 7 лет, а в отдельных банках — более 65%.

В этом контексте новые надбавки к коэффициентам риска в автокредитовании, введение которых ЦБ анонсировал с 1 июля, кажутся логичными. Регулятор отмечал, что при принятии решения ориентируется не на темпы роста сегмента, а на возникающие в нем риски. Проблема в том, что на темпах роста сегмента новые меры не могут не сказаться.

Никто из игроков рынка не бьет тревогу, но их предварительные оценки говорят о том, что новые надбавки приведут к дополнительному повышению ставок автокредитования в отдельных случаях на 3-4 п.п. Это серьезно скажется на входящем потоке заявок. 

Потребительское кредитование традиционно бросает все новые вызовы автокредитованию. Ноу-хау последних двух лет стал так называемый постзалоговый автокредит: квази-кредит, который может как остаться потребительским, так и ставь классическим залоговым автокредитом в зависимости от действий клиента. В конкурентной борьбе на руку автокредитованию играет то, что сегмент потребительских кредитов ЦБ зарегулировал гораздо сильнее: надбавки к коэффициентам риска по автокредитам кратно ниже, чем в «потребах».

Парадоксально, но и цикл высоких процентных ставок частично играет на руку автокредитованию. Ипотека — еще один сегмент, с которым автокредит конкурирует за клиента, уже испытывает спад по сравнению с прошлым годом: из-за повышения минимального первоначального взноса и ограничения максимальной суммы кредита объем новых кредитов сильно снизился, а с 1 июля спад усилится из-за окончания программы льготной ипотеки. На этом фоне большой объем средств населения мигрирует в автокредитование.

Рынок автокредитования в очередной раз сталкивается с рядом серьезных вызовов, которые краткосрочно могут его тормозить. Однако, учитывая его адаптивность, все эти вызовы преодолимы и вряд ли помешают рынку значительно вырасти по итогам года.

Последнее изменение: 13 июня 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации25.08.2008
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Хорошевский, пр-кт Ленинградский, д. 37, эт 5 оф 17 пом 2
ОГРН 5087746017464
ИНН / КПП 7707673081 771401001
Среднесписочная численность49 сотрудников

Контакты

Адрес 125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, БЦ «Аэродом», офис 517
Телефон +74952807051

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия