РБК Компании
Главная Chinacar.club 9 ноября 2023

Как правильно рассчитать запас хода электрокара и не остаться без заряда

Электрокары становятся популярнее, а инфраструктура зарядных станций оставляет желать лучшего. Рассказываем о приемах, которые помогут сэкономить заряд батареи
Как правильно рассчитать запас хода электрокара и не остаться без заряда
Александр Сероштанов
Александр Сероштанов
Предприниматель, автолюбитель, спортсмен

Директор китайского дивизиона China Car Club

Подробнее про эксперта

В первом полугодии 2023 года на российском авторынке продано 4455 новых электрокаров. Прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 244%. И хотя в общем объеме продаж доля электромобилей не превышает одного процента, тенденция очевидна. Если вы купили автомобиль на электротяге или только собираетесь это сделать, вам будет полезно узнать, что влияет на запас хода электромобилей и как его правильно рассчитать.

Как правильно рассчитать запас хода электрокара и не остаться без заряда

Какие факторы влияют на запас хода электромобиля

В разных регионах (Китай, США, Евросоюз) существуют разные стандарты подсчета автономности электромобиля: WLTP, CLTC, NEDC, EPA и другие. Эти методики представляют собой стандартизованные тестовые циклы, предполагающие определенные условия движения и скорости для оценки запаса хода электрокара. Так как тесты проводятся с разными вводными, оценка автономности в каждом случае отличается. При сравнении запаса хода разных моделей нужно использовать данные, полученные при одинаковой методике.

Ни один из существующих стандартов нельзя считать на 100% репрезентативным. Даже если вывести среднее арифметическое между разными оценками, нельзя сказать, что в любых условиях запас хода будет именно таким.

Дело в том, что на автономность любого электротранспорта влияют многие факторы — очевидные и не очень. Первое — емкость батареи. Чем она выше, тем больше энергии аккумулирует батарея. Свой вклад вносят электродвигатели, инверторы, система рекуперации кинетической энергии и другие компоненты. Чем эффективнее электромобиль, тем меньше электричества тратится на его передвижение.

Расстояние, которое электрокар способен проехать на одной зарядке, зависит от его массы и аэродинамики. Стремление автопроизводителей к наилучшей обтекаемости кузова — первопричина того, что электромобили разных марок внешне похожи друг на друга. Не меньшее внимание уделяется аэродинамической эффективности колесных дисков: это тоже позволяет выиграть в запасе хода.

Фактор, о котором говорят меньше, — химический состав батареи, от которого зависит ее энергообмен. Система охлаждения и подогрева батареи влияет на ее работу в оптимальных условиях, когда характеристики наиболее близки к расчетным. Что это значит?

Если автопроизводитель заявляет запас хода 500 километров, это говорит о том, что такое расстояние автомобиль проедет в идеальных условиях. То есть температура воздуха окажется комфортной (не понадобится включать климатическую систему), автомобиль будет двигаться с постоянной скоростью (например, 60 или 90 км/ч) без прицепа с минимальной нагрузкой (не более 100 килограммов) и на штатных шинах.

В ходе замеров водитель будет задействовать рекуперативное торможение и избегать резких маневров. В подобных идеальных условиях электрокар сможет проехать заявленные 500 километров на одном заряде батареи. В реальности батарея разряжается активнее, ведь в городе требуется часто разгоняться и тормозить, а на трассе редко удается воспользоваться системой рекуперации энергии: торможения редки и малоинтенсивны. 

Однако кое-какие способы увеличить запас хода есть. Правила похожи на те, которые применимы к бензиновым или дизельным автомобилям, только с одним исключением. Если машинам с ДВС советуют больше двигаться накатом на нейтральной передаче, то электрокарам важно использовать рекуперативное торможение, чтобы пополнять заряд аккумулятора.

Многие современные электромобили способны ездить в городе «в одну педаль», когда по мере отпускания акселератора активируется система рекуперации кинетической энергии (KERS), а каждое замедление позволяет вернуть небольшую часть электроэнергии в аккумулятор. Систему KERS можно настроить так, чтобы тормоза использовались минимально: левая педаль понадобится на скоростях ниже 5 км/ч.

Для максимального увеличения запаса хода придется пожертвовать комфортом поездки. Расход энергии увеличивает громкая музыка, зарядка гаджетов, работа климат-контроля, массажных кресел и так далее. Иногда водителю придется идти на компромисс, чтобы гарантированно добраться до места назначения. 

Есть и нестандартные способы увеличения запаса хода электромобиля. К примеру, в некоторых странах (в России уж точно) есть умельцы, которые устанавливают в автомобили на электротяге автономные дизельные отопители. Такой прием позволяет минимизировать потери в автономности электромобиля в холодное время года.

Как правильно рассчитать запас хода электрокара и не остаться без заряда

Как правильно рассчитать запаса хода электромобиля

Правильный расчет автономности электрокара, как правильная диета — универсальной методики пока нет, и едва ли когда-то появится. Однако в Chinacar Club для оценки реального запаса хода китайских электрокаров используют значение 65% от паспортного показателя. Если производитель указал в документах 500 километров, то можно рассчитывать на 325 километров запаса хода. 

Заявленные автопроизводителем цифры позволяют понять предельные возможности той или иной модели, но относиться к ним стоит, как к маркетинговому ходу. Можно провести аналогию с разгоном 0-100 за спорткаров: повторить заявленные значения можно только на сухом асфальте, на определенных шинах, при подходящей температуре воздуха, правильном старте с двух педалей и так далее. 

Даже 65% от паспортного запаса хода — условная величина, рассчитанная для среднестатистической поездки при комфортной (например, +15 °C) температуре и спокойном стиле вождения. Если ехать агрессивно, то можно разрядить батарею, не проехав и половины заявленной заводом дистанции.

Не имеет значения, водите вы Porsche, BYD или Tesla — реальный запас хода все равно будет меньше паспортных характеристик, и это нужно понимать.

Как правильно рассчитать запас хода электрокара и не остаться без заряда

Простые способы сохранить энергоэффективность электрокара

Самое первое и важное — не вносить никаких технических изменений в конструкцию электромобиля самостоятельно или в гаражной мастерской. Это может привести не только к ухудшению эффективности, но и к поломкам.  

Внешний тюнинг тоже способен повлиять на запас хода не в лучшую сторону: от спойлеров, сплиттеров, нестандартных дисков и шин лучше воздержаться. К примеру, неоригинальные колеса могут сократить запас хода на 5-10 процентов.

Для повышения энергоэффективности электрокара имеет смысл пользоваться штатным режимом максимальной экономии энергии, который ограничивает определенные функции, повышая продолжительность работы аккумулятора. 

В сильный мороз (-30 °C) пользоваться электромобилем не стоит. Есть риск внезапного разряда батареи, особенно на недорогих моделях без развитой системы обогрева аккумулятора.

Важный момент — зарядка на сертифицированных станциях. На кустарных «заправках» можно повредить зарядный разъем или другие компоненты электромобиля. Регулярно заряжать батарею полностью автопроизводители не советуют: оптимальной считается зарядка до 80-90%. Разряжать аккумулятор ниже 20% также не рекомендуется. Соблюдение этих правил позволит предотвратить быструю деградацию аккумулятора и продлить срок его службы.

Батарея считается непригодной для использования, если ее емкость меньше 80% от заявленной автопроизводителем. Интересно, что на аккумуляторы некоторых китайских электрокаров уже предоставляется гарантия до двух миллионов километров. Фактически, это пожизненная гарантия, но действует она только в Китае.

Хотя электромобиль дешевле в обслуживании, чем аналоги с ДВС, забывать о сервисе не стоит: целесообразно регулярно проводить диагностику, проверять уровень деградации аккумулятора, следить за исправностью рекуперации и системы охлаждения. Для быстрых и комфортных поездок лучше приучиться заранее планировать маршрут с наименьшим количеством остановок.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Б1 Как жить без налогового резидентства

Профиль

Дата регистрации02.09.2020
РегионХабаровский край
ОГРНИП 320272400033333
ИНН 272497765986

Контакты

Адрес 115563, Россия, г. Москва, Каширское шоссе, д. 61, к. 4, ст. 1
Телефон +78002222878

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия