РБК Компании

Как вывести компанию на IPO: ключевые факторы, которые необходимо учесть

Эксперт по выходу на биржу Владимир Курашев рассказывает об основных аспектах, на которые следует обратить внимание собственнику при выводе компании на IPO
Как вывести компанию на IPO: ключевые факторы, которые необходимо учесть
Владимир Курашев
Владимир Курашев
Резидент Клуба Менторов, эксперт по разработке стратегии развития, оптимизации бизнес-процессов, настройке финансового и управленческого учета, привлечению инвестиций через биржевые облигации и IPO.

Специалист с 30-летним стажем работы на руководящих позициях в крупных компаниях. Бизнес-ментор с опытом вывода компаний на Московскую биржу.

Подробнее про эксперта

Принятие взвешенного решения, оценка готовности компании к IPO

Прежде чем предпринимать технические шаги по подготовке к выходу на биржу, собственнику необходимо убедиться в том, что это действительно следует делать: его амбиции должны быть подкреплены расчетом и уверенностью в том, что к акциям будет проявлен интерес со стороны инвесторов. 

Предпринимателю важно определить цели вывода компании на IPO. Допустим, ранее он уже привлекал инвестиции, построил прибыльный бизнес, добился узнаваемости на рынке и думает, что делать дальше. Как вариант, можно развиваться на собственные средства или же привлечь инвестиции. Выход на биржу — одна из возможностей, которая соответствует определенному этапу развития бизнеса и его владельца. Запуская этот процесс, компания должна раскрывать информацию о себе, становиться публичной, а значит, и более прозрачной. Это необходимо для адекватной рыночной оценки предприятия в контексте оправдания ожиданий инвесторов и предоставления им возможности принимать корректные решения. 

Важным фактором становится и мышление самого основателя в рамках его готовности делиться с будущими акционерами властью — от работы над стратегией компании до осуществления контроля за ее деятельностью. Кроме того, нужно разобраться, чего на самом деле хочет собственник. Сократить свою долю в предприятии и получить денежные средства (например, с целью запуска нового стартапа), получить рыночную оценку бизнеса или привлечь деньги в капитал для дальнейшего развития — вариантов может быть множество, и многое зависит от того, каким будет ответ на этот вопрос.

Решение о выходе на IPO должно исходить от основателя и затем уже рассматриваться на предмет степени готовности компании к процедуре. Если выясняется, что она низкая, необходимо разобраться, при каких условиях и в какой срок задача (повышение инвестиционной привлекательности бизнеса) станет реально выполнимой, и предпринять действия для достижения этой цели. Когда решение принято, можно начинать подготовку к выходу на IPO. Она может занять несколько лет — в зависимости от стадии развития бизнеса, его стратегических целей, инвестиционного потенциала и привлекательности, корпоративного управления, доли рынка и других факторов.

Привлечение внешних консультантов

В процессе подготовки к выходу на IPO возникает масса технических задач, которые не всегда может выполнить менеджмент компании. Их следует делегировать внешним специалистам в различных направлениях: например, в разработке стратегии, анализе рынка, подготовке финансовой модели. Последнюю в дальнейшем будут рассматривать организаторы, аудитор и потенциальные инвесторы, в том числе и институциональные. Расходы можно сократить при условии выполнения части работ силами внутренней команды предприятия.

Подбор аудитора для подготовки к выходу на IPO

Независимый аудитор необходим, чтобы проверить российскую финансовую отчетность бизнеса, провести анализ ее соответствия управленческой, оценить узкие места и риски.

Кроме того, он поможет подготовить отчетность по МСФО и даст рекомендации по настройке процедуры ее подготовки на предприятии в дальнейшем. Важно, чтобы аудиторская компания состояла в реестре Центрального банка, который регулирует аудиторскую деятельность в России, и имела опыт работы с бизнесами в соответствующей отрасли.

Анализ стратегии и финансовой модели

Выходя на IPO, компания продает инвесторам свое будущее. Формулируется оно в стратегии развития, а оцифровывается через финмодель. Для расчетов используются как исторические данные, предварительно верифицированные независимым аудитором, так и прогнозные значения. Как раз на основе этих показателей и строятся гипотезы в рамках стратегии. Кроме того, стратегию и финансовую модель желательно сначала защитить перед внешним консультантом, потенциальным организатором или аудитором и только после начинать использовать эту информацию для подготовки к выходу на биржу.

Выбор организатора IPO

Организатор IPO обеспечивает взаимодействие компании с биржей и потенциальными инвесторами, решает множество технических вопросов по подготовке эмиссионных документов и проведению IPO. Он, как и организатор выпуска биржевых облигаций, — профессиональный участник рынка ценных бумаг, деятельность которого регулируется Центральным банком России.

Обычно собственник коммуницирует с несколькими организаторами, презентуя им свое предприятие. Организатор оценивает его перспективы, понимает, насколько ему интересен будущий эмитент и в какие сроки он готов вывести его на биржу. В случае достижения договоренностей он выполняет требуемый комплекс задач по выходу компании на IPO. В том числе — подготовку эмиссионных документов, заключение различных договоров с биржей, общение с депозитарием, обеспечение грамотной демонстрации компании потенциальным инвесторам, помощь с размещением акций, анализом и выработкой конкретных условий, повышающих инвестиционную привлекательность предприятия.

Коммуникация с биржей

Компании (потенциальному эмитенту) и бирже необходимо провести встречу, которая готовится совместно с организатором и проводится с целью получения согласия площадки на проведение IPO. В процессе коммуникации биржа определяет степень интереса к потенциальному эмитенту со стороны инвесторов, выявляет возможные риски.

Смена организационно-правовой формы

Чтобы выйти на IPO, может потребоваться преобразование компании из ООО в АО. Акционерные общества по закону обязаны соблюдать определенные корпоративные правила и процедуры, которые необязательны для других форм ведения предпринимательской деятельности, и больше внимания уделять раскрытию информации о компании. В уставах АО прописываются права акционеров. Каждый из них может задавать вопросы совету директоров, вносить их в повестку общих собраний акционеров и получать всю интересующую информацию по запросам. Собственник акций имеет определенные права и обязательства, при этом, вне зависимости от доли в капитале, не должно быть дискриминации миноритарных акционеров. 

Процесс трансформации организационно-правовой формы требует определенных трудозатрат и времени. Кроме того, в компании, которая в последующем станет публичным акционерным обществом (ПАО), нужно сформировать определенную структуру корпоративного управления — с советами директоров и различными комитетами, которой обычно нет у ООО. Эту комплексную задачу может выполнить штатный юрист с опытом в корпоративном праве. Если в команде нет такого специалиста, следует привлечь внешних консультантов, которые помогут создать органы корпоративного управления и регламенты их функционирования в компании и настроить соответствующие процедуры.

Создание в компании подразделения Investor Relation

Информационная прозрачность эмитента — важный аспект повышения инвестиционной привлекательности компании. Требования к раскрытию информации установлены на законодательном уровне. Интерес потенциальных инвесторов фокусируется на объективных данных о финансовом состоянии компании, планируемых структурных и стратегических изменениях в ее деятельности. Их раскрытием и занимается подразделение Investor Relation (IR). В начале его функции может выполнять один специалист, включившийся на старте в процесс подготовки компании к выходу на IPO и готовый работать по принципу одного окна: фронтовать предприятие перед внешними стейкхолдерами (организатором, аудитором, биржей, инвесторами) и обрабатывать их запросы.

В прямые обязанности специалиста IR входит общение с инвесторами и иными лицами в процессе подготовки к IPO и после его реализации. Акционеры должны понимать, к кому обращаться за информацией о компании, акциями которой они владеют. От этого работника также может потребоваться общение с рейтинговыми агентствами. Присваивая компании рейтинг кредитоспособности, эти организации дают ей независимую оценку с точки зрения устойчивости и потенциала к развитию, соответствия текущего состояния целям и возможности решить анонсированные в рамках стратегии задачи при помощи денежных средств, полученных от акционеров.  

Важно отметить, что с ролью специалиста IR вряд ли справятся штатные PR-менеджер, маркетолог или финансовый директор, для которых это станет дополнительной нагрузкой с иным целеполаганием. Первый развивает бренд компании и не занимается вопросами повышения ее привлекательности для инвесторов. Зона ответственности второго — продукты и усиление присутствия предприятия на рынке. Третий сфокусирован на финансовых показателях, отчетности и оптимизации финансирования бизнеса компании — функционал IR будет для него менее приоритетным.

IR-специалист должен обладать способностью разъяснить показатели и стратегию развития компании внешним инвесторам, комментировать новости о ней и не только. После первичного размещения ценных бумаг на бирже он, как правило, становится своеобразной визитной карточкой предприятия и берет на себя дальнейшее взаимодействие с акционерами. Организация подготовки и проведения заседаний советов директоров и общих собраний акционеров — тоже в списке его задач.

Взаимодействие с финансовыми аналитиками

Критически важно, чтобы о компании начали писать финансовые аналитики, включать ее в свои отчеты — индустриальные или по отдельным потенциальным эмитентам. Для выполнения этой задачи основателю бизнеса, скорее всего, понадобится помощь организатора IPO, а также активное взаимодействие через своего IR с профессиональным сообществом и институциональными инвесторами.

Разработка акционерной стратегии

Совместно с организатором необходимо провести анализ рынка и определить целевых инвесторов. Это могут быть физические лица, стратеги, финансовые или институциональные инвесторы. Эмитент должен заранее понимать свои дальнейшие шаги в рамках заявленной стратегии. Для принятия решения о работе с эмитентом инвесторам нужно понять объем free-float (доли акций компании, находящихся в свободном обращении) и получить информацию о плане ее действий после выхода на IPO.

Коммуникация с потенциальными инвесторами

После регистрации эмиссионных документов и согласования с организатором и биржей сроков IPO начинается общение с потенциальными инвесторами, итогом которого является сбор книги заявок от инвесторов, так называемый букбилдинг — процесс, направленный на регистрацию и анализ инвестиционного спроса. После его завершения (книга подписана на 100%) происходит размещение ценных бумаг на бирже — компания проводит IPO.

После выхода предприятия на IPO 

Теперь акции эмитента могут свободно участвовать в торгах на фондовом рынке, а также получать рыночную оценку в режиме реального времени. По завершении первичного размещения начинается обращение ценных бумаг на бирже — инвесторы получают возможность совершать с полученными ценными бумагами сделки купли-продажи.

Важно отметить, что инвестор — единственный участник этого процесса, который, покупая акции, рискует своими денежными средствами. Сейчас на рынке большой спрос со стороны физических лиц, и зачастую их интересы остаются без внимания со стороны крупных акционеров, решающих свои задачи. В связи с этим полезно возвращение на рынок институциональных инвесторов, которые дадут миноритарным акционерам возможность консолидироваться с целью донесения своих позиций и желаний до топ-менеджмента эмитента и мажоритарных акционеров компаний через общие собрания акционеров и советы директоров.

Как основателю разработать грамотную дорожную карту выхода на IPO

Необходимость реализации всех обозначенных выше шагов и очередность действий напрямую зависят от особенностей конкретной компании, стадий ее развития и долгосрочной стратегии. Для составления грамотной дорожной карты подготовки к выходу на IPO необходимо провести анализ потенциального эмитента и определить узкие места, которые следует проработать. 

Помочь собственнику компании на протяжении всего пути выхода на IPO — от выбора консультантов и организатора IPO, коммуникации с аудиторами и рейтинговыми агентствами до выхода компании на биржевой рынок в качестве эмитента — может ментор бизнеса с соответствующими компетенциями, опытом и насмотренностью. Такой специалист становится для владельца своеобразным проводником, сотрудничество с ним позволяет избежать критичных ошибок, минимизировать различные риски и издержки в процессе организации публичной продажи акций компании.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации22.01.2020
Регионг. Москва
ОГРНИП 320774600024549
ИНН 772011110500

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия