РБК Компании

Один PR-менеджер в медиаполе воин, или как делать пиар в одиночку

Сегодня один PR-специалист способен сделать больше, чем целый отдел 20 лет назад. Юлия Михайлова, директор «СКАН Интерфакс», разбирает, как это стало возможным
Один PR-менеджер в медиаполе воин, или как делать пиар в одиночку
Юлия Михайлова
Юлия Михайлова
Директор системы оценки репутации «СКАН-Интерфакс»

В команде «Интерфакса» с 2010 г., работала журналистом в Службе финансово-экономической информации, руководит маркетингом и продажами цифровых и новостных решений Группы «Интерфакс»

Подробнее про эксперта

Пиар необходим крупным компаниям, которым жизненно важно создавать и поддерживать позитивный имидж в глазах общественности и минимизировать репутационные риски, чтобы избежать значительных финансовых потерь. Здесь как правило речь идет о целых департаментах с выделенными специализациями и солидным бюджетом. 

Тем не менее, средний и малый бизнес, а также стартапы все чаще стремятся иметь в штате хотя бы одного сотрудника, отвечающего за связи с общественностью. Небольшие компании все активнее нанимают PR-менеджеров для работы с узнаваемостью бренда и создания собственного голоса в публичном пространстве. И чаще всего это единственный специалист в команде, который в одиночку решает широкий круг задач.

Что делает единственный в компании PR-специалист

Не у всех компаний есть возможность сразу набрать большой отдел, распределить обязанности между сотрудниками, ввести специализацию. Поэтому один PR-менеджер — это нормальная история для среднего и малого бизнеса, а также для стартапов. 

Но даже в условиях ограниченных ресурсов и бюджетов классические задачи пиара остаются актуальными для любого бизнеса. Поэтому у единственного PR-специалиста в компании, как правило, длинный список должностных обязанностей.

Итак, какие задачи решает единственный PR-менеджер в компании.  

  • Исследует отрасль и следит за трендами. 

Далеко не у каждого руководителя хватит времени и энтузиазма следить за всеми новостями отрасли и улавливать тренды. Так что это первая задача, которая перейдет в ответственность PR-менеджера, работающего в одиночку. 

Например, региональное молочное хозяйство будет наблюдать за мерами господдержки и новыми ритейлерами, выходящими на локальные рынки. А нишевой производитель мороженого из Москвы будет отслеживать исследования в области потребительских предпочтений и анализировать активности крупных игроков рынка. 

  • Мониторит активности конкурентов. 

Мониторинг конкурентов позволяет PR-специалисту держать руку на пульсе рынка и вовремя адаптировать свою PR-стратегию. Например, компании A и B работают в сфере экологически чистых продуктов. PR-менеджер компании А, сканируя инфополе, замечает, что B начала активно продвигать новые эко-упаковки, которые вызывают большой интерес у потребителей. Это может стать сигналом для компании A к адаптации своих продуктов и предложений.

  • Налаживает связи со СМИ.

Небольшим компаниям непросто пробиться в ведущие СМИ со своими относительно скромными инфоповодами. Но регулярная, планомерная работа с отраслевыми медиа тем не менее будет полезной и принесет свои плоды. Кроме того, PR-специалистам малых бизнесов имеет смысл присмотреться к региональным СМИ, к которым легче найти подход и которых вполне могут заинтересовать локальные инфоповоды. 

  • Отслеживает упоминания компании в медиа, в том числе в соцсетях, мониторит и отрабатывает негатив.

Еще один непременный пункт в списке задач единственного PR-специалиста в компании. Решать ее можно через поисковые системы, но стоит учесть, что региональные и мелкие источники индексируются гораздо хуже крупных и федеральных изданий, поэтому есть риск пропустить негатив и не успеть на него вовремя отреагировать. Поэтому здесь на помощь приходят системы мониторинга СМИ, которые аккумулируют даже самые незначительные упоминания компании, бренда или персоны в медиа и соцсетях. 

  • Мониторит публичную репутацию текущих и потенциальных контрагентов. 

Неблагонадежные контрагенты способны бросить тень на репутацию компании, сделать ее участницей негативных инфоповодов и даже вовлечь в скандал. Кроме того, связь с сомнительными бизнесами перекроет доступ инвестициям в компанию. Поэтому мониторить публичную репутацию контрагентов — важная задача PR, даже если он представлен только одним сотрудником. 

  • Обеспечивает участие компании в отраслевых мероприятиях. 

Участие в отраслевых и деловых мероприятиях помогает малым и средним бизнесам укреплять свои позиции на рынке, расширять сеть контактов и демонстрировать свои достижения. 

Например, компания D производит органические продукты. Участвуя в тематических выставках, она демонстрирует свою приверженность экологическим стандартам и принципам устойчивого развития. А компания M, производитель нишевых медицинских устройств, использует отраслевые форумы, чтобы регулярно представлять свои разработки и находить новых партнеров.

Так что формирование календаря мероприятий и организация участия в них компании и ее руководителей наверняка попадет в список ключевых задач единственного PR-менеджера.

Как эффективно делать PR в одиночку

Возникает закономерный вопрос: как все перечисленные выше задачи выполнить одному человеку? Ответ кроется в современных инструментах, которые существенно сокращают временные затраты на решение целого ряда ежедневных пиар-задач и значительно оптимизируют рабочий процесс PR-специалиста.   

Один из таких инструментов — это системы медиамониторинга, профессиональные цифровые платформы, которые позволяют мгновенно сканировать медиаполе. Они буквально созданы для PR-«одиночек», потому что помогают экономить время на рутинных операциях. Задачи, требующие многих часов ручного труда, на самом деле можно выполнить за час и даже меньше. Система берет на себя предварительную работу, а PR-менеджеру остается только все проверить и добавить собственную экспертную оценку. 

Представим региональную аптечную сеть X из Екатеринбурга и посмотрим на работу ее единственного PR-менеджера. И вот какие регулярные задачи он закрывает с помощью автоматизированной системы мониторинга СМИ.

  • Взаимодействие со СМИ

Уральской сети совсем необязательно выходить на федеральные издания, так как весомая часть ее целевой аудитории отдает предпочтение локальным медиа. Система мониторинга СМИ помогает нашему PR-менеджеру быстро выяснить, какие из них самые охватные и релевантные для построения его PR-стратегии. 

  • Мониторинг новостей отрасли и мер государственной поддержки 

Для этого отлично подходят как раз федеральные СМИ. В нашем примере PR-менеджер аптечной сети сделал запрос в систему мониторинга, чтобы узнать основные инфоповоды в отрасли «фармацевтика» за последний месяц. 

Один PR-менеджер в медиаполе воин, или как делать пиар в одиночку
Топ инфоповодов фармацевтической отрасли за последний месяц в выдаче «СКАН Интерфакс»
  • Мониторинг конкурентов

C помощью автоматизированной системы мониторинга наш PR-менеджер регулярно просматривает новости других игроков фармацевтического рынка. Так, например, он может легко отследить и собрать в отчет все инфоповоды, в которых за последний месяц фигурировали конкуренты компании X — аптечные сети Y и Z. 

  • Управление репутацией

Компания нашего PR-менеджера стремится привлекать новые инвестиции, однако инвесторы тщательно проверяют публичную репутацию каждого бизнеса. Поэтому он постоянно следит за упоминаниями о компании, особенно негативными, чтобы реагировать вовремя и максимально эффективно. Для этого в системе мониторинга он настроил мгновенные уведомления, которые приходят ему на электронную почту. 

Карьерные перспективы «одинокого пиарщика»

И в заключение стоит сказать несколько слов о карьерных перспективах PR-менеджера, отвечающего за весь пиар в компании в одиночку. Его самые сильные стороны — многозадачность и гибкость: такой специалист обладает широким спектром навыков и умеет быстро переключаться между различными задачами. Например, утром он может заниматься подготовкой пресс-релиза, днем — заниматься организацией стенда компании на выставке, а вечером — мониторить упоминания бренда в СМИ.

Кроме того, позиция единственного PR-менеджера предполагает высокую степень самостоятельности и ответственности. В совокупности с разнообразным опытом это делает его универсальным специалистом, что высоко ценится на рынке. Накопленный опыт и успешные проекты открывают двери к более высоким позициям в крупных компаниях или именитых PR-агентствах. 

Работая в одиночку, PR-менеджер часто самостоятельно ведет проекты от начала до конца, что позволяет ему создать впечатляющее портфолио. Успешные PR-кампании и эффективно решенные кризисные ситуации становятся весомыми аргументами при переходе на более высокие позиции.

Наконец, если речь идет о стартапе, который «выстрелил» и стремительно растет, то высока вероятность, что пиар-отдел компании будет расширяться, а у бывшего единственного PR-менеджера появится возможность его возглавить. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации16.04.2001
Уставной капитал50 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Тверской, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 2 стр. 1
ОГРН 1037739035685
ИНН / КПП 7710374010 771001001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, 1-ая Тверская-Ямская ул., д. 2, стр. 1
Телефон +74992509840

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия