РБК Компании

Будущее инклюзии под вопросом: где взять дефектологов нового поколения

Отсутствие инноваций в подготовке дефектологических кадров — неотъемлемой части подготовки коррекционных специалистов — обрекает детей с ОВЗ на необучаемость
Будущее инклюзии под вопросом: где взять дефектологов нового поколения
Источник изображения: Никулина Альбина, сгенерировано нейросетью «Шедеврум»
Екатерина Евгеньевна Мень
Екатерина Евгеньевна Мень
Преподаватель Московского института психоанализа

Президент АНО «Центр проблем аутизма», Учредитель конференции «Аутизм. Вызовы и решения», Член Экспертного совета Мин. Обр. и науки РФ по вопросам РАС, Член Экспертного совета АСИ

Подробнее про эксперта

Согласно анализу информации из Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), курируемой Министерством просвещения РФ, и предоставленной агентством ТАСС, в российском образовании остро ощущается дефицит учителей-дефектологов. В текущем учебном году на одного такого специалиста приходится в среднем 78 детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и инвалидностью. Несмотря на положительную динамику по сравнению с предыдущим периодом (86,27 учеников на педагога), ситуация остается напряженной, особенно в ряде субъектов федерации. Снижение нагрузки на одного специалиста, безусловно, является позитивной тенденцией, отражающей увеличение численности дефектологов (на 11% по сравнению с прошлым годом, достигнув 31,2 тыс. человек, согласно данным министра просвещения С. Кравцова от 5 марта). Однако, показатель в 78 учеников на одного педагога все еще не соответствует установленным Министерством образования и науки нормам.

Если обратиться к деталям, то приказ Минобрнауки рекомендует соотношение один дефектолог на 6-12 детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Следовательно, средний показатель в 78 учеников указывает на существенную нехватку кадров по всей стране. Особенно остро эта проблема стоит в отдельных регионах, где дефицит специалистов носит критический характер. Например, в Кировской области на одного учителя-дефектолога приходится 409,63 ученика, что более чем в пять раз превышает рекомендуемый норматив. Схожая картина наблюдается в Оренбургской области (315,33 ученика), Республике Башкортостан (282,1 ученика), Пензенской области (240,55 ученика), Томской области (229,02 ученика) и Республике Бурятия (230,3 ученика). Эти регионы нуждаются в увеличении количества дефектологов и, возможно, в реализации специальных программ для привлечения и обучения специалистов в этой области.

Однако, в ряде регионов ситуация выглядит более оптимистично. В Москве на одного учителя-дефектолога приходится 27,87 ученика, в Чеченской Республике — 11,89, в Саратовской области — 41,08, в Московской области — 23,21, а в Липецкой области — 36,5. Такая значительная вариативность данных свидетельствует о неравномерном распределении ресурсов и специалистов по территории страны. Причины такого дисбаланса могут быть разными: от различий в численности населения и количестве детей с ООП до уровня заработной платы и привлекательности профессии в различных регионах.

Важно также учитывать специфику работы учителей-логопедов. Согласно нормативным документам Министерства просвещения, на каждые 25 обучающихся, испытывающих трудности в обучении, развитии и социальной адаптации или имеющих высокий риск речевых нарушений, должна быть предусмотрена одна штатная единица учителя-логопеда.

Рост расстройств аутистического спектра (РАС) также очевиден. 
Согласно недавним исследованиям, за последние 11 лет распространенность РАС увеличилась втрое, а в некоторых группах — более чем в четыре раза.

В исследовании под руководством ученых из консорциума Kaiser Permanente были проанализированы данные о 12 миллионах человек за период с 2011 по 2022 год, полученные из 12 центров в 8 системах здравоохранения, входящих в Сеть исследования клинического здоровья. Исследователи обнаружили увеличение количества диагнозов РАС во всех возрастных группах на 175%, с 2,3 на 1000 человек до 6,3 на 1000 человек.

Наибольшие показатели диагностики РАС были зарегистрированы среди детей в возрасте от 5 до 8 лет на протяжении всего периода исследования, увеличившись втрое с 10 на 1000 человек в 2011 году до 30,3 на 1000 человек в 2022 году.

Исходя из данных исследований несложно определить — существует риск, что значительное число детей с особыми образовательными потребностями (ООП) останутся без качественного образования. Многие дети с ОВЗ сегодня лишены возможности учиться в школе, получая формальное домашнее обучение, несмотря на желание родителей, чтобы их дети посещали школу и получали образовательные услуги в соответствии с законом и их конституционными правами. Учитывая отсутствие инноваций в подготовке дефектологических кадров, что является неотъемлемой частью подготовки коррекционных специалистов, неизбежно обречение детей на необучаемость. Неумение педагогов раскрыть их огромный потенциал играет решающую роль.

Представленные данные подчеркивают необходимость срочных мер по решению проблемы нехватки специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Простое увеличение числа дипломированных специалистов в области дефектологии не решит проблему кадрового дефицита в специальном инклюзивном образовании. Необходимо готовить специалистов нового типа, обладающих современными компетенциями и владеющих методами доказательной педагогики. Это требует комплексного подхода, включающего повышение привлекательности профессий учителя-дефектолога и учителя-логопеда (в том числе за счет повышения заработной платы и улучшения условий труда), увеличение финансирования образования в проблемных регионах, создание стимулов для привлечения молодых специалистов, а также разработку и внедрение эффективных программ подготовки и переподготовки кадров. Только комплексный подход сможет обеспечить полноценное образование и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья по всей стране.

Настало время не просто увеличивать набор на дефектологические факультеты с устаревшими программами, а задуматься о качестве обучения студентов, готовя их к ответственной работе. Необходимо учитывать, что в современной педагогике применяются знания из нейронаук, образовательной нейробиологии, поведенческих и когнитивных наук. Важно организовать стажировки и практику специалистов в реальных инклюзивных условиях, в средах, где умеют работать с детьми со сложными нарушениями развития. Следует помнить, что особая образовательная потребность — это индивидуальность, и шаблонный подход не обеспечит доступа к образованию детям с РАС, СДВГ, дислексией, нарушениями поведения и коммуникативными нарушениями.

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
Москва, ул. Кутузовский проспект, д. 34, стр. 14

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия