Автоматизация бэк-офиса: упрощаем бизнес-процессы с service desk
Рассказываем, как избежать хаоса в бизнес-процессах и повысить эффективность с помощью service desk

Опыт работы в IT-индустрии — свыше 10 лет. Спикер профильных конференций, автор статей в IT-медиа.
Автоматизация бизнес-процессов становится все более актуальной для современных компаний. Согласно отчету Market Research Intellect, объем рынка автоматизации бэк-офиса в 2024 году оценивался в 0,49 миллиарда долларов США. Прогнозируется, что к 2032 году этот показатель достигнет 1,16 миллиарда долларов, что соответствует среднегодовому темпу роста (CAGR) в 10,1% с 2025 по 2032 год.
Этот рост отражает потребность в системах автоматизации, особенно по мере развития компании. На первых порах существования компании контроль над бэк-офисом не вызывает особых сложностей. В этот период бизнес-процессов немного, поэтому управлять ими можно вручную без значительных усилий. Однако компания растет, процессы усложняются, у внутренних служб становится все больше задач. В такой ситуации отсутствие системы автоматизации может привести к хаосу, когда сотрудники не понимают, кто и за что отвечает, как назначать и делегировать задачи.
Все это создает спрос на автоматизацию бизнес-процессов по различным типам услуг: от техподдержки до HR-задач. Подобное решение позволяет оптимизировать использование ресурсов, повысить производительность и обеспечить развитие продукта. Оптимальным вариантом для автоматизации станет гибкая и универсальная система service desk.
Меня зовут Андрей Фитисов, я директор по развитию бизнеса ITSM 365. Разберем, как бесшовно и оперативно настроить действующие и новые процессы на базе единой платформы.
Service desk — не только для ИТ-отдела: как сервисный подход проявляется в работе бэк-офиса
Сегодня технические службы в компаниях применяют в своей работе сервисный подход. Например, ИТ-подразделение оказывает различные услуги для пользователей внутри компании и за ее пределами: настраивает e-mail, ставит новое «железо», подключает телефонные линии и прочее.
Бизнес по оказанию услуг выглядит так:
- Заказчик подает заявку в системе.
- Представитель ИТ-отдела берет ее в работу.
- По заявке предоставляется запрошенная услуга.
- По выполнению ИТ-специалист закрывает заявку.
Одновременно один ИТ-отдел может получать десятки заявок на обслуживание разной сложности и компетенции. Чтобы не терять обращения заказчиков, технические подразделения автоматизируют учет заявок с помощью систем класса service desk.
Однако сервисный подход можно применять не только в ИТ-департаменте. Бэк-офис компаний обычно включает в себя несколько отделов с типовыми бизнес-процессами. Например, юридический отдел готовит договоры с клиентами, бухгалтерия оформляет финансовую отчетность, HR контролирует кадровые задачи. Все эти услуги также можно завести в service desk.
Автоматизация сервисных процессов помогает компаниям повысить эффективность работы и внедрить сервисный подход сразу для нескольких отделов. Так, например, ITSM 365 может сделать взаимодействие между подразделениями более удобным, сократить время на обработку обращений и улучшить качество обслуживания. Опыт показывает, что внедрение сервисного подхода в разные сферы бизнеса способствует повышению прозрачности процессов и снижению нагрузки на сотрудников.
Например, для HR-команд можно автоматизировать процесс рекрутинга, в логистике — работу с подрядчиками транспортных услуг, для бухгалтерии — задачи по расчету стоимости сервисов, автоматизации ЭДО, составление отчетности. Во всех случаях ИТ-отделы являются стартовыми точками для автоматизации. После чего принципы сервисного подхода можно гибко масштабировать на смежные подразделения.
Обычно подразделения бэк-офиса работают со специализированными системами, которые разработаны под специфические задачи. Так, в HR — это решения для автоматизации рекрутинга, в ИТ — service desk для учета заявок, в юридическом отделе — программы для ЭДО. Однако работа с разрозненными системами часто приводит к тому, что бизнес несет дополнительные затраты на лицензии и обновления отдельных продуктов.
Если внедрять сервисный подход в рамках всей компании, то оптимальным решением станет единая платформа автоматизации. Универсальная экосистема продуктов позволит настроить нужное решение под задачи конкретного подразделения. При этом платформа должна предоставлять гибкость в выборе процессов: какие из них можно внедрить сразу, а какие — постепенно, по мере возникновения потребности..
Решая задачу по созданию единой системы автоматизации, в ITSM 365 пришли к идее создать новую технологическую базу на основе low-code платформы. Такой инструмент работает по принципу конструктора. Без глубоких знаний программирования вы можете собрать необходимое решение из готовых модулей — плагинов, виджетов, форм, — и настроить для них соотвеющую бизнес-логику.
В чем преимущества low-code платформы:
- Высокая адаптивность — технолог компании может сконструировать систему под любые процессы и задачи. Так цифровая трансформация бизнеса проходит в разы быстрее.
- Экономичность — продукт создается и внедряется за короткие сроки, за счет чего снижаются затраты компании. Нет необходимости нанимать дополнительных специалистов.
- Высокая производительность — команды быстрее реализуют окупаемые проекты.
- Широкие возможности для масштабирования бизнеса — систему на базе low-code можно быстро адаптировать под новые бизнес-процессы. Так компания может опередить конкурентов, которые создают свои системы по традиционному циклу разработки или закупают готовые, но ограниченные решения.

В чем преимущества внедрения service desk для бизнеса
За счет автоматизации бизнес-процессов service desk позволяет выполнять задачи эффективнее, с более высоким качеством и минимальными затратами:
- Система содержит всю информацию по заявкам и SLA, что делает сервисное обслуживание более эффективным.
- За счет автоматизации компания уменьшает количество рутинных задач, повышается точность и качество работы.
- Service desk дает возможность получать обратную связь от заказчиков для улучшения сервисов.
- База знаний внутри платформы помогает быстрее обучать новичков, создает условия для самообслуживания.
- Сокращение ошибок и оптимизация бизнес-процессов сокращают операционные затраты компании.
- Детальная аналитика по каждому сотруднику, команде и целому подразделению помогает в мониторинге KPI, отслеживании качества сервиса, что позволяет оперативно выявлять слабые места и служит надежной базой для грамотных стратегических решений.
- Подробная картина по бизнес-процессам позволяет тщательно планировать бюджет в долгосрочной перспективе.
Как в будущем может измениться рынок автоматизации бэк-офиса

Как владельцу бизнеса понять, что пора автоматизировать бэк-офис
Как показывают внутренние исследования нашей компании и запросы клиентов, предпосылки для автоматизации обычно возникают на предприятиях с большим количеством однотипных процессов и необходимостью обработки от 50 заявок в месяц. В таких случаях «вручную» управлять командами и отделами, отслеживать потоки задач и сроки становится крайне сложно. Теряется прозрачность операционной работы и ее предсказуемость.
Есть несколько признаков, которые «сообщают» руководству, что пора задуматься об автоматизации:
- В компании растет число процессов, которые требуют тщательного мониторинга и управления.
- Заявки поступают хаотично через разрозненные каналы, из-за чего обращения теряются.
- Сроки работ по заявкам постоянно смещаются или нарушаются.
- Персонал перегружен рутинными задачами, которые зачастую решаются вручную. Из-за этого снижается лояльность сотрудников к компании.
- Руководители отделов получают неполную информацию о работе своих подчиненных.
- Решения принимаются по субъективным признакам, а не на основе точных и измеряемых показателей.
- Растет количество ошибок в стратегическом планировании, приоритетах и управлении командами.
Все эти проблемы в конечном итоге приводят к простоям в работе компании и финансовым потерям. Тогда как service desk позволит сделать работу всех подразделений прозрачной и предсказуемой.
Как единая система автоматизации работает в бэк-офисе
Покажем на примерах, как с помощью service desk автоматизировать процессы HR-департамента, АХО, бухгалтерии и проектного офиса.
- Service desk в HR-отделе
Единой системой автоматизации для нужд HR можно охватить не только рутинные процессы, вроде оформления заявлений на отпуск или командировки, но и более комплексные задачи. Например, найм сотрудников. Процесс выглядит так:
- В системе формируется заявка на вакансию.
- Специалист по рекрутингу согласовывает заявку с главой HR-отдела.
- Назначаются ответственный и сроки.
- Согласованный текст вакансии публикуют на внешних площадках.
- В service desk отгружаются резюме кандидатов — система хранит карточки соискателей, историю рассмотрения.
- Система отслеживает прохождение кандидата по воронке найма.
- Когда соискатель утвержден, в service desk создают заявки смежным подразделениям: подготовить рабочее место, завести личное дело, настроить доступы к ИТ-инфраструктуре.
Например, одна из крупнейших федеральных аптечных сетей с помощью нашего service desk настроила полный цикл найма. Систему интегрировали с рекрутинговыми сайтами, настроили несколько типов заявок, завели согласования на медосмотр и интеграцию с Яндекс.Картами. За счет автоматизации HR-отдел теперь обрабатывает почти 200 000 резюме за год и поддерживает базу из более чем 170 тысяч кандидатов.
- Service desk в АХО
Это сервисное подразделение часто сталкивается с длинными цепочками задач по материальному снабжению персонала. Автоматизация помогает управлять сложными процессами более эффективно.
Например, сотрудник формирует в service desk заявку на новое более удобное рабочее место. Система назначает исполнителя заявки и отслеживает статусы по ней. При этом к ходу работы можно подключать необходимые согласования, подгружать документы строгой отчетности.
Так, группа компаний «АгроТерра» с помощью нашей системы автоматизировала процесс подготовки к выходу нового сотрудника. Специальный модуль позволяет регистрировать корневую заявку и подключать к ней настроенные сценарии по задачам для исполнителей. Например, подключать новому сотруднику мобильную связь через корпоративный номер, настраивать доступ к корпоративным системам, обустраивать рабочее место и прочее.
- Service desk в бухгалтерии
В финансовом подразделении service desk может не только сделать работу с отчетностью и бюджетами прозрачной и предсказуемой. Систему можно кастомизировать так, чтобы к процессам подключались смежные подразделения, например, юристы и отдел по работе с клиентами.
Service desk устраняет риски человеческого фактора. С помощью системы автоматизации сотрудники финотдела не потеряют ни одного отчета или акта выполненных работ. Документы хранятся в системе так, чтобы сотрудники могли посмотреть всю историю действий с ними.
- Service desk в проектной деятельности
Продукт позволяет автоматизировать ведение проектов, даже если в проекте задействованы несколько отделов. В Service desk можно распределять задачи, назначать исполнителей и дедлайны, отслеживать статусы по ходу проекта.
Какие еще возможности для проектной работы дает service desk:
- поддерживает прозрачность ведения проектов и создает основу для правильных управленческих решений;
- гибко настраивает жизненные циклы по каждому проекту;
- использует популярные методы и инструменты управления проектами: Waterfall, Agile, канбан, диаграмма Ганта;
- планирует нагрузку на команды;
- ведет детальную аналитику по каждому этапу проекта.
Таким образом, с помощью гибкой платформы компания может «подогнать» систему автоматизации под любые особенности проекта. Например, настраивать отображение информации в личном кабинете или создавать кастомные дашборды.
Когда автоматизация бизнес-процессов не требуется
Мы уже обсудили, как автоматизация может существенно повысить эффективность бизнес-процессов и ускорить рост компании. Однако стоит помнить, что внедрение автоматизации не всегда является первостепенной задачей.
В некоторых случаях ее внедрение может быть избыточным, и стоит сначала обратить внимание на другие аспекты бизнеса, прежде чем переходить к автоматизации. Рассмотрим несколько ситуаций, когда автоматизация может быть отложена:
Редко выполняемые процессы — если задача возникает эпизодически и не занимает много времени, внедрение системы автоматизации можно рассмотреть в перспективе, когда потребность в оптимизации станет более очевидной.
Индивидуальный подход — там, где важны личные решения, креативность или гибкость (например, переговоры, индивидуальное обслуживание клиентов), внедрение сервис деска не является первостепенно важным решением.
Отсутствие потребности в масштабировании — если бизнес не планирует рост и существующая система справляется с текущими задачами, автоматизация автоматизация может быть отложена до появления новых задач и вызовов.
Выводы
Гибкий и кастомизируемый service desk способен стать не просто стартовой точкой, а ядром автоматизации бизнеса. Такое решение обеспечит прозрачность в выполнении задач, соблюдение сроков, гибкое планирование нагрузки и трудозатрат.
Благодаря особенностям low-code платформы вы сможете создать единую систему управления бизнес-процессами. Это даст возможность сформировать уникальные кросс-функциональные сервисы, которые выходят далеко за рамки ИТ.
Источники изображений:
Ксения Исакова
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети