РБК Компании

Как вернуться к точке возврата в корпоративном конфликте

О том, какие корпоративные конфликты бывают и как необходимо действовать юристам, чтобы все не свелось к массовой истерии с желанием насолить оппоненту
Как вернуться к точке возврата в корпоративном конфликте
Елена Финогенова
Елена Финогенова
Адвокат

Елена Финогенова. Основатель компании группы «Победа». Адвокат, Председатель коллегии адвокатов.

Подробнее про эксперта

Корпоративные конфликты — тема вечная как разводы. Предприниматели объединяются, вместе «рожают детей» в виде «заводов, газет и пароходов», а потом понимают, что пора жить дальше без партнера. Как и семейные, корпоративные расставания чаще всего сопровождаются скандалами. Апогеем этого становится переход на личности и бизнес уходит на второй план. Разбираемся как вернуться к точке возврата и завершить конфликт без серьезных потерь.

Рассмотрим пример из практики

Мы с командой включились в корпоративный спор на стороне одного из акционеров, когда конфликт набирал обороты. Партнеры на одном из совещаний эмоционально высказались об умственных способностях друг друга. Эта ситуация запустила такой механизм, что к нашему приходу уже были поданы хаотичные иски, порядка 20 с каждой стороны. Правоохранительные органы рассматривали идентичные заявления о совершении преступления. Естественно бизнес-процессы начали сбоить, банки запланировали отзыв миллиардных кредитных линий. Но это уже мало интересовало стороны конфликта, потому что были задеты личные чувства каждого.

Переговоры

Все разговоры о ситуации с клиентом начинались с часовых лекций о том, какие беспринципные люди на другой стороне. Клиент жил местью, а не бизнесом. Стало очевидно, что переговоры и адекватный раздел бизнеса невозможны в текущей точке. Необходимо было развернуть ситуацию и вернуть ее в экономическое русло.

Матчасть: виды корпоративных конфликтов 

Глобально, корпоративные конфликты бывают двух типов в зависимости от цели — экономические и личные.

С первыми все просто. В экономических корпоративных конфликтах целью являются деньги, имущество, масштабирование бизнеса. Этот вариант самый комфортный и выгодный всем, как сторонам, так и юристам, потому что зарабатывают все. Более того, перспективы у всех сторон радужные. 

Раздел, передел бизнеса — норма любой экономической системы. Поэтому этичное завершение — это начало нового этапа. Часто конфликтующие стороны остаются партнерами, а их юридические команды также находят в лице друг друга сильных партнеров в иных будущих проектах.

Почему так происходит при экономическом варианте корпоративного конфликта?

Во-первых, стороны считают свои расходы, это ключевое. Деньги управляют процессами. А значит, все участники контролируют ситуацию на каждом этапе.

Во-вторых, интересанты держат в голове главную цель, не отвлекаются на эмоции, что позволяет быстро получать желаемое. В их задачи не входит «оставить от оппонента только прах». Это так называемый экологичный вид корпоративной войны, когда используются методы, цель которых заработок.

Личный же конфликт больше похож на истерику. Тут выгода отходит на десятый план. Задача одна — уничтожить вторую сторону любыми способами. В фантазиях никто не стесняется. В ход идут аресты друг друга, родных и близких, поджоги, уничтожение самого ценного, что есть у оппонента.

Главное, никто не считает ресурсы. В таком варианте нет экономической выгоды. Победа любой ценой — вот девиз подобных войн. Результат тоже предсказуем. В лучшем случае, главные интересанты остаются без всего, но обычно они «приземляются» в соседние камеры.

В нашем случае исход для всех сторон был понятен, если не менять тактику. Клиент и оппонент потеряли бы время, деньги, бизнесы и гарантированно были бы осуждены, так как дела расследовались полным ходом, следствие выходило в суд с арестами.

 Переводим конфликт

Но клиентом управляли эмоции. Он не слышал доводы логики и выгоды. Поэтому мы разбили стратегию на несколько этапов:

  • остановить активную фазу конфликта, закольцевать и завесить процессы, чтобы получить время на «остывание» обеих сторон;
  • обезопасить текущий бизнес клиента, чтобы сохранить денежный поток;
  • надавить на болевые точки оппонента, чтобы вынудить задуматься о выгоде текущей ситуации;
  • инициировать первый раунд переговоров со второй стороной;
  • на протяжении всех этапов методично убеждать клиента о выгоде перехода из личного в экономический конфликт.

Итоги

Весь процесс занял примерно полтора года и был развернут по всему миру — Россия, Европа, Латинская Америка. Процессы в России были приостановлены под суды в иностранных юрисдикциях, что остудило пыл сторон и дало понять, что быстро это не закончить.

Постепенно клиент и его оппонент остывали, начали считать экономику. Сразу поубавилось эмоциональных предложений и действий. Уголовные дела объединились в одно и тоже зависли. Конфликт приобрел черты экономического.

В итоге такая тактика помогла договориться обеим сторонам о разделе бизнеса на удобных всем условиях. В выигрыше остались все, включая юристов.

А может…

Многие считают, что в личных конфликтах зарабатывают только юридические службы. Да, это так, но только недолго. Если смотреть на ситуацию шире, то все же в личном конфликте проиграют все.

В долгосрочной перспективе юристам выгоднее, чтобы у их клиентов сохранились деньги и бизнес. Ведь если клиент все потратит на эмоциональную войну, юрист остается без работы. Вот почему я в своей деятельности всегда рекомендую выходить из личных конфликтов в конфликт экономический. Это не так ярко и зажигательно, но гарантированно доходно. 

Корпоративные конфликты являются частью естественного отбора. Остаются сильнейшие. И подходить к ним необходимо с холодной головой, четким планом и адекватной командой, которая не даст утонуть в эмоциях. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

РепутацияРепутация компании складывается из 4-х главных критериев: 1. Конфиденциальность — Группа «Победа»

Профиль

Дата регистрации05.04.2018
Уставной капитал85 690 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПРЕСНЕНСКИЙ РАЙОН НАБ ПРЕСНЕНСКАЯ 12 ЭТАЖ 80, ПОМЕЩ. 8012,
ОГРН 1185024007420
ИНН / КПП 5024184229 770301001
Среднесписочная численность13 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, Большой Афанасьевский пер., д. 28
Телефон +79299001555
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия