РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
Главная KCG 23 ноября 2023

Бизнес партнерство: как построить и на что обратить особенное внимание

Мнение управляющего партнера Key Consulting Group Анастасии Зыковой: партнерство — ключевой элемент успешного сотрудничества
Бизнес партнерство: как построить и на что обратить особенное внимание
Анастасия Зыкова
Анастасия Зыкова
Управляющий партнер Key Consulting Group

Бизнес-юрист, эксперт в области переговоров, сертифицированный архитектор бизнес партнерств.

Подробнее про эксперта

Партнерство — ключевой элемент успешного сотрудничества, будь то в бизнесе, личной жизни или других сферах. Стремление работать вместе, объединяя свои усилия и ресурсы, способствует достижению высоких результатов. Моя практика в сфере моделирования партнерских сессий позволила выработать для себя и своих доверителей ряд правил, способствующих построению прочного и эффективного сотрудничества. Мои партнеры становятся надежными товарищами, готовыми поддержать буквально любой проект: от юридического сопровождения до совместной записи подкастов. В этой статье делюсь своим опытом и с вами, друзья! 

Если ранее вы не работали со своим партнером, то, скорее всего, ваши отношения начнутся со стадии знакомства и завышенных ожиданий. Важно обезопасить себя и уделить внимание проверке будущего партнера. Будьте честны и не бойтесь заявить о своих целях. Дальше знакомства будут развиваться только те отношения, в которых стороны смогли согласовать свои ценностные различия и найти оптимальную траекторию достижения целей. Если проверка на прочность пройдена, переходим к этапу тесной совместной работы и достижения быстрых и выгодных результатов. 

Помните экономический цикл, изучаемый всеми еще в школе? С партнерством также: после подъема следует постепенный спуск, новизна и непредсказуемость исчезают, партнеры работают по старым схемам слаженно и стабильно. А дальше — угасание отношений, у каждого появляются новые стремления и ключевые задачи. В этой точке партнеры или прекращают сотрудничество, или, вдохновившись новыми смыслами, выходят на новый цикл в деловых отношениях. 

На что же обратить внимание, чтобы партнерство прошло все ключевые этапы и не завершилось с негативными последствиями для сторон? 

Изучите репутацию партнера, например, выясните был ли у него опыт ведения бизнеса в прошлом. Если да, почему партнер прекратил свою деятельность? Какие юридические проблемы возникали на его пути, может быть, он был банкротом? 

Будьте внимательны при обсуждении условий партнерского соглашения. Для успешного сотрудничества недостаточно формально составить договор, акцент должен быть поставлен на самом процессе обсуждения, в ходе которого будущие партнеры найдут вопросы, на которые смотрят по-разному. Самая главная причина расторжения партнерств — обманутые ожидания. Узнать о несогласии важно не во время конфликта, а до его наступления. 

Закрепите все договоренности! Любые из них забываются, необходимо закрепить условия письменно. Некоторые положения могут быть вынесены в приложения, однако учтите, что одна из причин судебных споров — наличие вопросов, которые должны были быть урегулированы в так и не составленном приложении. Не забывайте подготовить приложение в ближайшее время. А все изменения должны отображаться в дополнительных соглашениях. 

На какие вопросы обратить особенное внимание?

1. Вопросы совладения компанией

Частая практика при заключении соглашений о партнерстве — разделить доли поровну. Это допустимо, если партнеры действительно вкладываются на равных. В иных случаях важно прямо говорить, на какую долю претендует партнер. Возможен вариант, когда один вкладывает большую часть капитала, а другой компенсирует трудом, но нужно учитывать, что трудовой вклад сложно определить количественно. Неравный вклад следует понимать заранее и фиксировать в соглашении. Если выбран вариант равных долей, то необходимо предусмотреть четкий механизм разрешения споров (особенно если партнеров всего двое). Также важно установить механизм перераспределения долей в случае дофинансирования или выхода партнера из соглашения. 

Частая причина судебных споров — вопросы оценки бизнеса. Договоритесь о том, как будет определена стоимость компании. 

Не забудьте согласовать принципы привлечения новых партнеров: возможно ли это, каким требованиям они должны отвечать, кого принципиально не рассматриваем в качестве партнера? 

2. Вопросы организации соуправления 

Обсудите вопросы рабочего времени. Формулировка «работаем столько сколько нужно» недопустима. Можно измерять не в часах, а, например, в задачах, в деньгах, процентах. 

Закрепите вопросы предоставления отпусков, финансовые условия работы, порядок найма сотрудников и выплаты премий. Также важен порядок увольнения сотрудников. Например, предусмотрите, что сотрудников С-level можно уволить только по взаимному согласию партнеров.

3. Вопросы целей, задач, границ бизнеса

Идеальная формула: общие ценности + разные компетенции и ресурсы. Успешное партнерство строится на взаимодополнении партнеров. 

Важно закрепить что для каждого из партнеров является неэтичным поведением и после чего партнерство будет расторгнуто. 

4. Вопросы возможных сценариев развития компании

Обсудите что будет если нужно дофинансировать компанию? Какие следующие действия в случае успеха? Компания выходит на международный рынок или продолжает осваивать внутренний? Что будет в случае смерти, инвалидности, нетрудоспособности, развода одного из партнеров? Например, в соглашении можно предусмотреть обязанность партнеров заключить брачные договоры с целью защиты компании от рисков в случае развода партнера и т.д. 

Повторюсь, избегайте ситуаций deadlock — невозможность участников осуществлять деятельность внутри юридического лица ввиду несогласия по существенным вопросам управления компанией. Судебная практика подтверждает: «распределение корпоративного участия «50 на 50» всегда увеличивает риск возникновения ситуации невозможности принятия решения по вопросам, связанным с деятельностью общества, то есть негативные последствия для общества обусловлены самим этим фактом, а не возможным поведением его отдельных участников». 

И, конечно же, следуйте принципам доверия и взаимопонимания. Разговаривайте друг с другом, будьте честны и открыты, выполняйте обещания и делитесь успехами! 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации08.08.2016
Уставной капитал100 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Пресненский, б-р Красногвардейский, д. 15 стр. 2, помещ. 1н
ОГРН 1167746744021
ИНН / КПП 7719453884 770301001
Среднесписочная численность6 сотрудников

Контакты

Адрес 119019, Россия, г. Москва, Филипповский пер., д. 8, с. 1
Телефон +74951507010

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия