РБК Компании

На что сегодня ориентируется покупатель при выборе мебели для дома

Александр Гринько, директор по стратегическому маркетингу МТК «Гранд», рассказал, какими принципами сегодня руководствуется покупатель при выборе мебели
На что сегодня ориентируется покупатель при выборе мебели для дома
Александр Гринько
Александр Гринько
директор по стратегическому маркетингу мебельного комплекса «Гранд»

Опыт в digital и маркетинге более 20 лет. По образованию финансист. Начинал свою трудовую деятельность в сервисе «Бегун», после этого работал в издательстве «Семь дней». В МТК «Гранд» уже более 7 лет.

Подробнее про эксперта

Мебельный рынок в России растет — не только в стоимости, но и в объемах производства. В первом полугодии 2023 года он прибавил 8,6% к тому же периоду 2022 года. Спрос на мебель не показал серьезного падения, однако потребительские привычки меняются. Это касается и сумм, которые люди готовы отдать за мебель, и предпочтений в дизайне и технических характеристиках. Какими принципами сегодня покупатель руководствуется, выбирая мебель, какой стиль сейчас популярен и нужна ли людям «умная» мебель.

Как сегодня россияне покупают мебель

Мебель — покупка на долгий срок: в среднем россияне обновляют ее через 7 лет. Особенно если речь идет о собственной квартире или доме, а не о временном съемном жилье, где просто не хватает условной пары стульев или хочется заменить стол. 

Как показывает опрос сервиса «Анкетолог», проведенный весной 2023 года, каждый второй россиянин покупает новую мебель на замену старой. Также в числе частых причин для покупки — текущая мебель сломалась или испортилась либо хочется что-то более современное и стильное. О покупке мебели просто потому, что позволяют средства, а значит, можно приобрести что-то незапланированное, но понравившееся в магазине, говорят только 11% опрошенных.

Похожую картину формирует отчет «Аналитика рынка мебели» от «Яндекса», сформированный по онлайн-опросу за 3 квартал 2023 года. Обновление — ведущая причина покупки мебели у 58% респондентов, переезд или ремонт — у 48%. И каждый третий докупает недостающие предметы интерьера. 

Обновляют россияне в основном самые посещаемые зоны в квартире и доме. Наиболее востребована, по данным того же опроса «Анкетолога», мебель для кухни, столовой и спальни: ее в ближайший год планирует обновлять каждый второй. Прихожая и ванная комната отстают по голосам незначительно, а вот детская, офисная, садовая мебель востребованы сильно меньше.

За несколько лет сильно изменился подход людей к покупке мебели. Раньше большинство людей посещали магазины, выбирали то, что понравится, и старались состыковать эти отдельные предметы между собой. Например, увидели интересный стол, купили, а потом под него искали остальную мебель в комнату, додумывали итоговый дизайн. Сейчас многие сначала продумывают дизайн-проект квартиры, определяются с тем, что хотят в ней видеть, и уже под эту картинку ищут подходящую мебель. 

Поиск и выбор идет в основном через интернет. По данным «Яндекса», каждый второй начинает искать мебель онлайн. Но потом покупатель все же едет в торговый центр, который выполняет роль шоурума. В отношении мебели людям нужна возможность все рассмотреть в деталях, потрогать, опробовать: например, насколько удобен матрас кровати или тактильно приятна обивка дивана, а также подобрать подходящий оттенок и материал для того же дивана, кресла, стульев. Особенно важно посмотреть вживую кухни, диваны, обеденные столы и стулья — как показывает исследование. Но в целом без предварительного осмотра мебель готовы купить только 35% респондентов.

Итоговая покупка может случиться как на месте в шоуруме, так и позже в интернете. Соотношение востребованности онлайн и офлайн вариантов сильно зависит от региона. Мебельные магазины и гипермаркеты, по данным «Анкетолога», все еще лидируют, но интернет-магазины уже выбирает каждый второй, а каждый третий готов покупать мебель через маркетплейсы.

В семьях, по нашим наблюдениям, выбором мебели в основном занимаются женщины, которые руководствуются личными предпочтениями и чаще отталкиваются от внешнего вида: красиво им или нет. Потом приезжает вся семья — муж, дети, в зависимости от того, кому именно нужна мебель. И мужчина уже оценивает выбранные варианты на предмет качества, и именно он оплачивает покупку.

Между доступной ценой и удовлетворительным качеством

Поскольку мебель — это не покупка на несколько лет, если речь не об интерьере для съемной квартиры, выбирают ее основательно и с прицелом на будущее. Качество мебели, ее долговечность и надежность, остаются ключевым критерием выбора, как показывает исследование маркетинговой платформы Calltouch. Под качеством могут подразумеваться разные аспекты: прочность, использованные материалы, сборка. И надежной должна быть не только сама мебель, но и ее фурнитура. При этом у каждого второго респондента принципы подбора мебели изменились.

В последнее время для многих покупателей преобладающим фактором выбора стала цена. Кризис так или иначе ударил по каждому сегменту аудитории, тем более что это состояние кризиса у нас несколько лет. Люди начинают беречь деньги и снижают планку в своих запросах. Они готовы идти на разумную экономию и, например, рассматривать отечественные бренды вместо европейских, которые зачастую дороже — особенно сейчас, с учетом санкций и логистики.

О том, что денежный вопрос стал ключевым фактором выбора, говорят участники опросов многих компаний и платформ. Среди респондентов опроса «Анкетолога» на цену ориентируются 76%, а в опросе Avito 57% участников покупают мебель по доступной цене. На суммы чуть выше среднего готовы смотреть только 31% респондентов. 

По данным Avito, на мягкую мебель (включая кровати) покупатели тратят 20-50 тыс. рублей, на корпусную менее 5 тыс. рублей. Самый высокий чек — на кухни: 100 тыс. рублей и выше. Респонденты опроса Ozon называют самыми дорогими предметами мебели — диван и кухонный гарнитур. А в среднем они готовы тратить на мебель 70-100 тыс. рублей. В исследовании Calltouch нет разбивки на категории, но цифры похожие: больше 9% респондентов не готовы отдать за мебель свыше 25 тыс. рублей, еще для 7,1% порог — 50 тыс. рублей, а для 6,5% — 100 тыс. рублей.

Какие именно суммы покупатель сегодня считает доступными, зависит от его уровня благосостояния. Но большинство людей, по нашим наблюдениям, стали присматриваться к ценовому сегменту ниже, чем раньше. Кто вчера покупал премиум-категорию, сегодня выбирают в категории «средний плюс», а кто покупал в «средний плюс», смотрят уже просто на средний.

Дизайн играет не меньшую роль, чем цена

Несмотря на то, что у многих покупателей усилилось внимание к стоимости мебели, внешний вид — один из ключевых факторов выбора. Как показывает опрос «Анкетолога», на дизайн смотрят 77% респондентов. Важно, чтобы мебель вписывалась в интерьер, в подготовленный дизайн-проект, а также нравилась визуально в целом: во многом потому, что это покупка не на один год, и она должна радовать глаз или как минимум не раздражать.

Именно из-за того, что мебель приобретается надолго, многие покупатели стараются взять не что-то трендовое, а более «классическое», что подтверждает опрос Ozon. Классика и минимализм — лидеры рейтинга дизайнерских решений. При таком подходе меньше рисков, что популярный сегодня диван завтра будет выглядеть пережитком прошлого, который хочется выбросить, или просто разонравится. С мелкими предметами интерьера, выполняющими роль акцентов, еще можно экспериментировать и заменять. Но если речь о крупной корпусной мебели, здесь классика в большем почете.

В то же время, мы видим, что стилистические предпочтения у российских покупателей со временем меняются — развивается вкус, насмотренность. Раньше востребованной была мебель в стиле прованс: зачастую, выполненная из натурального состаренного дерева, с резными элементами, в приглушенных светлых тонах. 

Сейчас от прованса отходят, мебель в таком стиле становится скорее частью микса других стилей, когда дизайн-проект выполнен в стиле фьюжн. У большинства людей современные интерьеры с мебелью из одной коллекции, в одном направлении. Стремление к единому стилю часто подкрепляется желанием купить все, что нужно для интерьера, в одном месте. И отвечая на это, мебельные магазины расширяют свой ассортимент и стремятся предлагать не только условные диваны и кресла, но и мелкий декор.

Помимо классики и минимализма, как показывают опросы, россиянам нравятся хай-тек, эклектика и скандинавский стиль. В «дорого и богато» заинтересованы лишь 12% респондентов опроса Ozon.

Не все покупатели формируют дизайн-проект и подбирают мебель в дом самостоятельно. Очень часто люди склонны следовать советам инфлюенсеров-дизайнеров или вдохновляться интерьерами из фильмов и сериалов либо интерьерами публичных персон — например, опубликованных в соцсетях.

Не деньгами едиными

Запросы покупателей сильно зависят от благосостояния. Люди, которые смотрят на мебель в бюджетных ценовых категориях, чаще во главу угла ставят стоимость и надежность мебели, а также ее внешний вид. Остальные аспекты не играют особой роли. Если говорить про средний класс покупателей и выше, то здесь к критериям выбора добавляется функционал. 

В первую очередь это новые современные механизмы трансформации. Сегодня можно найти комод с выдвижной гладильной доской, диван, превращающийся в двухъярусную кровать, стол-кровать. Еще более сложное технологическое решение — скрытая кухня, которую представил немецкий бренд Warendowf. По нажатию кнопки рабочая часть кухни с варочной панелью и столешницами скрывается, превращаясь в сплошную стену. Подобные трансформеры нередко выбирают люди с небольшими квартирами или ценящие минимализм в интерьере.

Также все больше интереса у покупателей появляется к «умной» мебели, количество которой на рынке растет и вместе с этим люди узнают о ее существовании. Например, из острова может выезжать вытяжка по нажатию одной кнопки или даже телевизор, из мебели — например, из боковых стенок дивана — может звучать музыка. Также в разных предметах мебели могут скрываться usb-входы, беспроводные зарядки, розетки.

Это во многом связано с тем, что в моду входит «умный» дом — интеграция голосовых помощников, автоматизация процессов. Люди привыкают к тому, что приходят домой, и у них автоматически включается теплый пол и освещение. А утром включается будильник, следом раздвигаются шторы и закипает чайник. Поэтому у мебели тоже начинают искать «умные» опции.

Ценятся у покупателей и индивидуальное производство, изготовление мебели на заказ, а также необычные визуально предметы интерьера — как акценты. Хотя из-за экономической ситуации сейчас заметен отказ от эксклюзивной мебели в сторону типовой, что подтверждают исследования. Но многое зависит от категории самой мебели. Кухни практически всегда идут под заказ, а в мягкой мебели покупатели часто под себя выбирают обивку — ее материал и цвет.

Еще один важный нюанс — по нашим наблюдениям, многие покупатели сегодня выбирают мебель российских производителей. После 2014 года объем импорта сильно сократился, место иностранных брендов заняли отечественные, потребитель к ним привык, нашел свои варианты. Поэтому спрос на российское производство большой. А среди европейской мебели по спросу лидирует итальянская.

При этом стратегии поиска и выбора мебели сильно меняются от региона к региону, как показывает отчет «Аналитика рынка мебели» от «Яндекса». В Москве покупатели большое внимание уделяют бренду магазина (это важно и для покупателей других крупных регионов), производителю мебели. В Санкт-Петербурге — размеру, дизайну, материалам, сочетаемости с другими предметами интерьера. В других крупных регионах большую роль играют эргономика и удобство.

За последние два года у российского покупателя действительно сильно изменились предпочтения в выборе мебели для дома. Многие стали экономить и сокращать расходы, но при этом все еще внешний вид и качество важны не меньше, чем доступная цена. А в среднем ценовом сегменте остаются актуальны интересные технологические решения. И спрос на европейские бренды не рухнул, хотя интерес к отечественным производителям растет.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации02.08.2004
Уставной капитал1 131 450 000,00 ₽
Юридический адрес Московская обл, Химки г., ул. Бутаково
ОГРН 1045009560012
ИНН / КПП 5047061390 504701001
Среднесписочная численность284 сотрудника

Контакты

E-mail NDANILINA@GRANDFS.RU