Зачем компании программа адаптации персонала и кто за нее отвечает
Какие этапы адаптации персонала существуют и как можно ускорить их прохождение

Эксперт в области оценки персонала
Каждый работодатель хочет как можно быстрее адаптировать новичков, чтобы они начали приносить компании пользу. Но без продуманной программы и грамотного подхода к адаптации спешка ведет к повышению текучести кадров. Сотрудники, не получившие необходимой поддержки, покидают компанию.
Как разработать план адаптации нового сотрудника и ускорить онбординг, каких ошибок стоит избегать при организации адаптации — разбираемся в статье.
Что такое адаптация сотрудников и чем она полезна
Адаптация персонала — это процесс введения нового сотрудника в рабочие задачи и коллектив. Цель адаптации — помочь специалисту успешно освоиться, начать продуктивно работать и приносить пользу компании.
Грамотная программа адаптации сотрудников поможет:
- снизить текучку;
- увеличить производительность труда;
- повысить лояльность;
- снизить уровень стресса;
- быстрее подготавливать новичков.
Кто занимается адаптацией персонала
Если в компании налажен процесс адаптации сотрудников, обязанности распределяются между такими участниками этого процесса, как:
- HR-менеджер.
Специалист по работе с персоналом следит, как новичок вливается в коллектив. Он поддерживает его мотивацию, следит за сроками адаптации и при необходимости организует дополнительное обучение.
- Руководитель компании или отдела.
Руководитель регулярно проверяет, какие навыки освоил сотрудник. Он оценивает его работу и помогает разобраться в рабочих процессах.
В сложных ситуациях руководитель подсказывает новичку пути решения. По мере адаптации начальник постепенно передает сотруднику более сложные задачи.
Наставник поддерживает нового сотрудника, делится опытом и является связующим звеном между ним и руководством.
Что влияет на процесс адаптации нового сотрудника
На эффективность адаптации могут влиять разные факторы. Некоторые из них зависят от компании, а другие — от человека.
На адаптацию новых сотрудников влияет:
- Размер компании.
В крупных организациях, как правило, адаптация более структурирована, а удержанию кадров уделяется больше внимания.
- Корпоративная культура.
Развитая корпкультура и хорошая команда более продуктивно помогают новичкам вливаться в коллектив и работу.
- Должность и навыки сотрудника.
При наличии нужных для позиции навыков, адаптация персонала происходит быстрее.
Процесс онбординга зависит и от сложности должностных обязанностей. Например, на руководящих позициях больше работы и ответственности, поэтому и осваиваться специалист будет дольше.
- Объем работы.
Для новичка должен быть установлен посильный и четко прописанный объем работ. Дополнительные функции и лишняя нагрузка могут отпугнуть нового сотрудника.
- Мотивация и благонадежность новичка.
При отсутствии проверки кандидатов, в штат может попасть человек, который запланировал украсть базу клиентов для своего бизнеса или узнать секрет производства. Такой сотрудник вряд ли заинтересован в адаптации и покинет компанию сразу после того, как осуществит свой замысел.
Виды адаптации персонала
Выбор вида адаптации сотрудников зависит от квалификации нового работника.
Адаптация сотрудников бывает:
- Первичная.
Нужна тем, кто раньше не работал по специальности или долго был вне профессии. Например, сюда относятся выпускники вузов или сотрудницы после длительного декрета.
- Вторичная.
Необходима специалистам, которые уже имеют необходимый для работы опыт, но поменяли компанию или должность. Такие сотрудники быстро привыкают к рабочим обязанностям и легко вливаются в коллектив.
Основные подходы к адаптации сотрудников
Выделяют 3 подхода к адаптации новых сотрудников в компании:
- Оптический.
В адаптации компания не участвует, но наблюдает со стороны за сотрудником. После определенного момента работодатель решает, справился ли новичок с обязанностями и стоит ли продолжать сотрудничество с ним.
Этот подход чаще применяется в компаниях, у которых нет проблем с поиском хороших специалистов.
- Армейский.
Суть подхода полностью отражена в названии — компания проверяет новичков на прочность и выбирает лучших. Перед сотрудником ставят сложные цели, которых он должен достичь за время испытательного срока. Если новичок не справляется, с ним прощаются.
Такой подход часто изматывает нового сотрудника так, что после окончания испытательного срока сил на работу у него не остается.
- Партнерский.
Самый грамотный подход к адаптации персонала. Компания обучает нового сотрудника, назначает ему наставника.
Этапы адаптации персонала
Адаптация новых сотрудников проходит в несколько этапов. Чем лучше они разработаны, тем более безболезненно и быстро будут приспосабливаться новички.
Этапы адаптации персонала в организации:
- Пребординг.
На данном этапе кандидата знакомят с корпоративной культурой до выхода на работу. Цель пребординга — создание положительного впечатления о компании.
В рамках пребординга человека заранее знакомят с корпоративной культурой, будущими задачами. Для него готовят документы, оборудование. Этот этап помогает новичку чувствовать себя более уверенно в первый день работы.
- Первый день онбординга.
Первый рабочий день — это знакомство с коллегами, наставником, настройка оборудования и получение доступов. В некоторых компаниях назначают бадди — работника, который помогает новичку влиться в коллектив и рабочий процесс в том числе с помощью неформального общения.
- Второй день адаптации.
На второй день HR-специалист, руководитель и наставник знакомят новичка с программой адаптации, рассказывают о целях и задачах на этот период и в работе в целом.
- Первый месяц онбординга.
В конце месяца новичок встречается с HR-специалистом для обсуждения успехов в работе, вопросов и целей. При необходимости корректируется план адаптации сотрудника.
- Конец испытательного срока.
Конец адаптационного периода часто совпадает с окончанием испытательного срока. По его итогам обе стороны трудовых отношений принимают решение о дальнейшем сотрудничестве.
Во время обсуждения руководитель и HR уточняют, с какими сложностями столкнулся сотрудник при адаптации и что можно скорректировать в программе. Для оценки процеса онбординга сотрудник может заполнить адаптационный лист.
Что может ускорить процесс адаптации сотрудников
Быстрая адаптация персонала помогает сэкономить ресурсы, а также в сжатые сроки получить квалифицированного специалиста, понимающего особенности рабочих процессов компании.
Что можно сделать для ускорения адаптации персонала:
- Разработать план адаптации нового сотрудника.
Без четкого плана сотрудники будут хуже понимать цели онбординга, что повысит текучку. Конкретный же план ускорит интеграцию новичка.
- Проводить обучения.
Семинары, тренинги и другие обучения помогают новичку быстрее освоиться и приступить к работе.
- Закрепить за новичком наставника.
Наставник помогает не только освоить необходимые для работы навыки, но и стать частью команды. Новичок будет чувствовать себя более уверенно, если сможет при необходимости обратиться к наставнику за помощью.
- Наладить обратную связь от руководителя.
В некоторых компаниях подбор и адаптация персонала проходят при участии руководителя. При таком подходе конструктивный фидбэк от непосредственного начальника может повысить мотивацию специалиста и его эффективность.
- Помочь влиться в коллектив.
Поддержка коллег и открытая коммуникация помогают новичку быстрее адаптироваться.
Частые ошибки при адаптации персонала
Процесс адаптации нового сотрудника — дело нелегкое и затратное. А ошибки в нем допустить довольно просто, особенно если программа в компании появилась недавно.
Ошибки, которые могут затруднить онбординг:
- Молчание до первого рабочего дня.
Чтобы упростить адаптацию сотрудника на новом рабочем месте, можно заранее начать знакомить его с организацией. Например, вместе с оффером отправить приветственное письмо, презентацию о компании и полезные материалы. Это снизит стресс в первый день и даст понять, что сотруднику рады.
- Нечеткая постановка задач и целей.
Если задачи для новичка поставлены конкретно, он сразу поймет, что ему нужно делать. Это поможет человеку меньше нервничать и не тратить время впустую.
- Слишком мало времени на адаптацию.
Важно уделить адаптации сотрудника достаточное количество времени. Стоит помнить, что для разных должностей будет и разный срок онбординга.
- Нет процесса приема на работу.
Важно иметь четкий процесс приема на работу и введения в должность. В этом помогут чек-листы адаптации сотрудника, поставленные цели и контрольные точки.
Нужно уделять внимание и проверке кандидатов, чтобы снизить шанс трудоустройства неблагонадежного человека. Если у вас в компании нет СБ, основные параметры можно оценить с помощью автоматизированных сервисов проверки соискателя.

- Нет обратной связи.
Обратная связь помогает понять, как новичок адаптируется и какие трудности у него возникают. В некоторых случаях это помогает исправить ошибки в системе адаптации персонала.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль