ИТ-суверенитет ключевых отраслей экономики: задачи, проблемы, перспективы
О важности перехода к импортонезависимости и трендах цифровизации в корпоративном секторе рассказывает Наталья Зейтениди, генеральный директор БФТ-ХолдингаВ БФТ-Холдинге с 2008 года, с 2023 — на позиции генерального директора. Во главе команды, реализующей масштабные ИТ-проекты для государства и бизнеса
Цифровизация и импортозамещение стали ключевыми направлениями стратегии развития современной российской экономики, где отечественным инновационным технологиям и программным продуктам отводится главная роль.
БФТ-Холдинг работает на ИТ-рынке достаточно давно. Расскажите о текущей деятельности компании, над какими проектами работаете сегодня?
Да, на российском ИТ-рынке БФТ действительно работает уже давно, 27 лет. Можно с уверенностью сказать, что мы принимали участие в становлении и развитии ИТ-отрасли в нашей стране. Работаем по всей территории России, также смотрим в сторону дружественных стран, сосредотачиваясь в первую очередь на разработке крупных и сложных информационных систем для наших заказчиков. Бизнес БФТ-Холдинга основывается на двух основных направлениях: заказная разработка и продуктовое направление.
В продуктовом портфеле компании представлены решения для построения систем управления данными, цифровизации процесса закупок, комплексного управления эксплуатацией имущества и другие продукты. В портфолио заказной разработки — более 15 крупных федеральных проектов. Проекты масштабные: количество пользователей таких систем идет на миллионы, а объем хранимой и обрабатываемой информации измеряется петабайтами.
Планируете ли расширять бизнес?
Да, прежде всего за счет расширения целевых клиентских сегментов. На сегодня для нас такой сегмент — это государственные и частные корпорации. Наш опыт и экспертиза по проектированию и разработке высоконагруженных систем позволяют нам закрывать потребности коммерческих заказчиков по переводу их ИТ-ландшафта, сложившегося на базе западных решений, на российские продукты. В первую очередь, речь идет о решениях в сфере управления данными, закупками и имуществом корпораций.
При этом я глубоко убеждена, что сегодня важно работать в синергии с партнерами. Такой подход позволяет максимально удовлетворить запросы и предложить оптимальный набор решений для заказчика. Мы очень взвешенно принимаем решения о внедрении и развитии в БФТ новых продуктовых направлений или компетенций. В большей степени мы используем практику привлечения партнерских ресурсов и позитивно смотрим на расширение партнерских связей. Сегодня среди наших коммерческих и технологических партнеров более 100 компаний.
В прошлом году стартовало новое направление для расширения наших возможностей в корпоративном сегменте. Мы запустили партнерскую программу и уже сегодня сотрудничаем с ключевыми российскими дистрибьюторами, интеграторами и ИТ-компаниями.
Наталья Юрьевна, сегодня ИТ-рынок развивается достаточно динамично. Какие основные тренды в перспективе 2-3 лет Вы смогли бы выделить?
Последние два года ИТ-рынок России, а в том числе и рынок ИТ-услуг, активно растет, реагируя на политические события, — цифровая трансформация экономики, обеспечение цифрового суверенитета и уход с российского рынка иностранных ИТ-вендоров и консалтинговых компаний, ранее занимавших значимую часть ИТ-рынка.
По моему мнению, можно выделить следующие тренды, которые уже оказывают и будут оказывать значительное влияние на рынок в ближайшей перспективе: это информационная безопасность и импортозамещение. В течение этого года в России появится новый нацпроект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», который позволит перевести всю экономику, социальную сферу, органы власти на качественно новые принципы работы, внедрить управление на основе данных, создать условия для роста цифровой инфраструктуры, повысить кибербезопасность. Кроме того, активно при поддержке государства развиваются технологии искусственного интеллекта. Сегодня искусственный интеллект становится важным элементом цифровых платформ и решений.
Какие из этих трендов уже отразились в работе БФТ-Холдинга?
В первую очередь хочу отметить направление по управлению данными. Наш портфель включает комплекс решений для сбора, хранения, очистки, обогащения и упорядочивания данных, а также их аналитики. Мы активно работаем в этом направлении, сегодня наши продукты используются и как самостоятельные продукты для решения отдельных задач по управлению данными, и как отдельные компоненты в составе государственных и корпоративных информационных систем наших заказчиков.
Большое внимание мы уделяем вопросам информационной безопасности. При создании программных продуктов или заказных решений мы активно внедряем и используем технологии безопасной разработки: проводим тестирование безопасности кода, проверяем открытое ПО на лицензионную чистоту, разрабатываем необходимые локальные нормативные документы и внедряем их в рабочие процессы.
Что касается политики импортозамещения, то в рамках этого трека наша компания работает достаточно давно. Все наши продукты с 2016 года включены в Реестр отечественного программного обеспечения и поддерживают работу в импортонезависимой инфраструктуре. В рамках импортозамещения пользователям, в первую очередь, было рекомендовано уйти от иностранного системного софта и офисных приложений. Соответственно, у разработчиков прикладных продуктов, к которым мы относимся, остро встал вопрос корректной работы решений на базе российских операционных систем, СУБД и других системных и офисных продуктов. Поэтому совместно с технологическими партнерами мы активно работали и работаем над обеспечением совместимости наших продуктов.
Безусловно, мы видим большой потенциал в применении искусственного интеллекта и активно развиваем это направление в рамках нашего продуктового портфеля и на заказных проектах. Базово мы смотрим в сторону оптимизации пользовательского опыта, автоматизации повторяющихся задач, анализа данных, выявления тенденций, прогнозирования, повышения качества сопровождения информационных систем. При этом у нас уже есть проекты с применением ИИ. Так, в рамках проекта по развитию Единой цифровой платформы «Работа в России», ИИ используется при подборе вакансий для соискателей, исходя из данных профиля, истории запросов и других параметров, и наоборот — подборе кандидатов для работодателей.
Как, по-вашему, российские компании реагируют сегодня на необходимость перехода на отечественные программные продукты?
Уход с российского рынка иностранных вендоров все больше заставляет корпоративных заказчиков разворачиваться в сторону российских разработчиков. Этому также способствует активная государственная политика в сфере обеспечения цифрового суверенитета и информационной безопасности.
Однако сегодня мы наблюдаем такую ситуацию, когда госкомпании и крупный бизнес активно развивают у себя внутреннюю разработку. В качестве причин этого они называют отсутствие на рынке подходящих под их задачи решений, долгий процесс внедрения или перехода на продукты внешних разработчиков, отсутствие у подрядчиков необходимой отраслевой экспертизы. Такая in-house модель однозначно препятствует развитию отечественного ИТ-рынка.
Конечно, в моменте российские программные продукты не могут полностью закрыть потребность бизнеса в замене больших информационных систем, много лет создаваемых и адаптируемых на базе западных решений. Но динамика развития отечественного софта позитивна. Сегодня российские вендоры предлагают все больше зрелых и функциональных программных продуктов. Со стороны бизнеса все больше конструктивного диалога и интереса в сторону российских решений.
При этом мы все прекрасно понимаем, что замена одной большой системы на другую в масштабах крупного бизнес-заказчика — это проект не одного года. Необходимо провести обследование бизнес-процессов, спроектировать архитектуру решения, разработать необходимый функционал, воспроизвести и настроить интеграционные процессы, провести пилотное внедрение, масштабировать проект, обучить пользователей и т.д. Но заказчики хотят завершить проект быстро и, конечно, с качественным результатом. И в этом случае качество важнее скорости. Совместная работа разработчика и заказчика, ориентация на активное взаимодействие являются важным элементом успеха.
Какие риски Вы видите в продолжении использования иностранных решений?
Прежде всего, это риски, связанные с защитой информации. Продолжая использовать иностранный софт, который прекратил получать актуальное обновление, компания становится уязвимой перед киберугрозами. Такое программное обеспечение может содержать уязвимости, которые могут быть использованы злоумышленниками для проведения различного вида кибератак. Как следствие — возможна утеря или утечка конфиденциальной информации, в том числе персональных данных. Это может привести к серьезным последствиям, от репутационных издержек до административной и уголовной ответственности.
Бизнес должен осознавать, что, в дополнение к техническим рискам, в любой момент времени могут измениться лицензионные правила или прекратится техническая поддержка и развитие иностранного ПО со стороны вендора или интегратора. Все это повышает ИТ-риски замедления или даже простоя бизнеса со всеми вытекающими последствиями.
Что сегодня предлагает БФТ-Холдинг корпоративным заказчикам?
Бизнес-заказчикам, в первую очередь, мы предлагаем комплексное технологическое решение для управления данными. Сегодня заказчики находятся на стадии полного осознания того, что правильно организованные данные могут быть драйвером роста бизнеса. Сами по себе данные не приносят много пользы. Их нужно уметь собирать, хранить, обогащать, анализировать и, главное, эффективно использовать в различных бизнес-процессах. Сегодня большинство прогрессивно настроенных компаний в своих стратегиях цифровизации отводят управлению данными особую роль, активно инвестируя в создание единой информационной среды работы с данными.
Мы предлагаем инструменты для сбора и хранения данных любого объема, управления мастер-данными, очистки и преобразования данных, BI-аналитику, а также технологии интеллектуальной обработки данных. Все это позволит компаниям упорядочить данные, разгрузить прикладные системы, оптимизировать ресурсные мощности для их хранения , использовать в работе только достоверные данные, в том числе в уже готовых аналитических представлениях.
Насколько ваш опыт релевантен запросам бизнес-заказчиков?
Безусловно, наше предложение будет интересно тем компаниям, у которых стоит задача навести порядок в работе с данными. Мы можем работать с разными объемами данных. Если говорить про большие объемы, то в качестве референсов приведу наши федеральные проекты.
На одном из проектов поддерживается ведение более 1100 отраслевых справочников и классификаторов, а общее количество записей в справочниках составляет более 1,3 млрд. На другом проекте осуществляется ведение более 1700 отраслевых справочников и классификаторов, подключено более 7 тыс. информационных систем — потребителей нормативно-справочной информации. Или, к примеру, проекты из области аналитики. Нами был выполнен проект, где реализовано порядка 150 отчетных форм, при этом объем записей в 1 Олап-кубе — около 1 миллиарда.
Есть ли прикладные решения в вашем продуктовом портфеле для бизнес-заказчиков?
Да, конечно. Мы выделили для данной категории заказчиков как наши продукты, так и ряд партнерских решений. Если говорить про партнерский портфель, то это такие направления, как электронный документооборот, в том числе актуальный сегодня кадровый ЭДО, голосовые и текстовые роботы, роботизация бизнес-процессов, системные решения и офисные продукты для импортозамещения. Если вернуться к нашей продуктовой линейке, то это управление закупками и управление активами.
Напрямую или через партнеров к нам поступают запросы на создание систем управления корпоративными закупками, связанные либо с заменой иностранного ПО, либо с разработкой отдельных функциональных блоков, либо с разработкой новой системы в принципе. Во всех случаях мы предлагаем «БФТ.Закупки». Если компания обладает территориально разветвленной филиальной сетью, то мы предлагаем централизованную модель построения SRM-системы, что позволит всем участникам закупок работать в едином решении со всеми преимуществами в части планирования, исполнения и контроля.
Стоит отметить, что наша команда много лет внедряет системы закупок. Сегодня проекты разного уровня реализованы в более чем 20 регионах страны. Один из последних крупных проектов мы начали в конце 2023 года, заключив контракт с ПАО «Ростелеком» на внедрение системы управления закупками. У коллег из Ростелекома была задача заместить импортное ПО и автоматизировать полный цикл закупочной деятельности.
Кроме того, сейчас на рынке становятся более востребованы системы класса EAM для автоматизации процессов управления эксплуатацией имущества. Приведу пример. В распоряжении организации могут быть тысячи единиц имущества, в том числе здания, сооружения, большое количество сложного специализированного оборудования. При этом за его эксплуатацию могут отвечать разные подразделения и сотни сотрудников. Получить сводную информацию о таких объектах, систематизировать и проанализировать ее — непростая задача. Не менее проблематично при такой организации процессов планировать расходы на обслуживание имущества, а взаимосвязь между проведенным мероприятием и качеством эксплуатируемого имущества также неочевидна.
Для импортозамещения в этом направлении мы предлагаем своим заказчикам систему «БФТ.Управление активами». Она позволяет следить за состоянием, использованием и содержанием объектов недвижимости, инженерных сетей, конструктивных элементов и оборудования. Используя систему, можно вести реестры объектов и субъектов эксплуатации, осуществлять детализированный учет и вести планирование мероприятий по ремонту и обслуживанию, контролировать доходы и расходы в онлайн-режиме.
Как Вы оцениваете перспективы и динамику перехода корпоративных заказчиков на отечественные решения?
Если госкомпании работают в рамках установленных законодательством требований, то частный бизнес более свободен в принятии решений о замене иностранных продуктов. Недавний майский Указ Президента Российской Федерации о национальных целях развития Российской Федерации включает задачу обеспечить к 2030 году долю использования российского ПО в госорганах, госкорпорациях и госкомпаниях до 95%. Впервые на государственном уровне устанавливаются нормы и сроки по внедрению прикладного ПО. Согласно Указу к 2030 году не менее 80% российских организаций ключевых отраслей экономики должны использовать базовое и прикладное отечественное ПО в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы. Учитывая темпы развития в нашей стране нормативной базы в области импортозамещения и кибербезопасности, считаю, что бизнесу уже сейчас стоит начинать предпринимать меры по переходу на российское ПО, не дожидаясь законодательных ограничений. Надеемся, что в ближайшей перспективе процесс импортозамещения в корпоративном секторе будет происходить в более динамичном темпе.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты