РБК Компании

Последствия дробления бизнеса на маркетплейсах: с чем столкнется селлер

Селлеры готовы идти на риск, дробив бизнес на несколько частей, чтобы не превышать налоговую базу по УСН. К каким проблемам в перспективе это может привести
Последствия дробления бизнеса на маркетплейсах: с чем столкнется селлер
Егор Липов
Егор Липов
Генеральный директор Швейгрупп

Эксперт в производстве, закупках и логистике одежды для маркетплейсов

Подробнее про эксперта

Белый НДС и ВЭД — это кредиты и инвестиции

Предприятие на УСН не имеет высокой ценности для банка и инвестора. Конечно, под него можно получить кредиты. Небольшие заимствования, которые помогут поднять обороты. Но это не та точка роста, от которой можно перейти на новый уровень.

Большая часть селлеров выбирают ИП на УСН по двум разным причинам:

  1. Снижение бюрократических издержек. ИП подает гораздо меньше отчетностей, что является правдой.
  2. Получение кредита на бизнес в качестве физического лица. Для оформления договора нужен меньший пакет документов.

Получение денег в банке под ИП в качестве физического лица — это рабочая схема. Но что делать, если хочется оформить, например, 10 млн рублей? Такой потребительский кредит вряд ли оформят под физическое лицо. И уж точно не под минимальный процент. Он будет сильно выше ставки ЦБ РФ.

Предприниматель на НДС имеет право на инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль, по региональным и местным налогам. Проценты по нему меньше, чем ставка ЦБ РФ. Его проще получить, так как владелец бизнеса демонстрирует белую отчетность.

Официальная внешнеэкономическая деятельность — это еще один бонус, который привлекает много денег в бизнес. Большие инвестиции, возможность создания собственного бренда, быстрая масштабируемость — все это возможно при легальной работе. Белый НДС и ВЭД дают больше плюсов в денежном выражении, чем раздробленный УСН.

Последствия дробления бизнеса на маркетплейсах: с чем столкнется селлер

Закручивание гаек

Селлеры занимаются дроблением, когда нащупывают потолок в продажах. Они читают популярные статьи от профильных авторов, смотрят видеоролики финансовых аналитиков. В них предлагают рисковые схемы. Часто это выглядит как некий гайд, алгоритм на 5-7 правил.

Если селлер забудет или не выполнит хотя бы одно из них — скорее всего, он будет взят на карандаш. При этом нужно выполнять все предписания. Посмотрим на примере двух простых правил, которые дают те самые авторы, почему они опасны. Покажем, как государство вскрывает подобные схемы:

  1. Нужно выходить с разных устройств, использовать разные сети. Допустим, селлер создал три кабинете в ФНС — на себя, жену и маму. Как скоро произойдет ситуация, что они попадут в одну сеть? Например, когда приложение ФНС запустит обновление в фоновом режиме, когда вся семья будет в гостях у родителей. Смартфон селлера будет работать на роутере мамы — в одной сети. Единичное совпадение IP-адреса вряд ли вызовет подозрение. А если такая ситуация повториться дважды — автоматический алгоритм быстро выявит этот момент. И это, не говоря о том, что все эти люди являются родственниками. Этот факт уже наводит на подозрения. Да и программисты ФНС не спят. Они из года в год улучшают софт по выявлению уклонистов, убирая возможные дыры и лазейки.
  2. Не превышать допустимых лимитов налоговой базы по УСН. В 2024 году порог выручки по УСН составляет 199,35 млн руб. Есть достоверные сведения, что налоговые инспекторы могут начать проверку предпринимателя при сумме в 150 млн рублей. В этом плане точных сумм никто не озвучивает. Государство планомерно ужесточает политику. Оно вводит новые методы выявления теневых доходов превентивно.

Это только два примера на уровне человеческого фактора и ошибочного понимания работы ФНС. Не нужно думать, что государство не пойдет дальше. Честный знак, маркировка всего и вся — это только начало полного обеления бизнеса. Не за горами цифровой рубль. Методы дробления бизнеса скоро станут набором инструкций из десятков пунктов. Выполнять их будет чуть проще, чем пройтись по минному полю с завязанными глазами.

Маржа меньше, перспектив больше

Конечно, дробление бизнеса кажется отличной перспективой для максимизации прибыли. И это правда. На УСН вы получите больше дохода, чем с НДС. Но что насчет перспектив? Так ли они радужны при дроблении бизнеса? Пойдем от противного. Рассмотрим три ярких минуса при подобном подходе:

  1. Меньше отчетностей. Это верно, если речь идет об одном бизнесе на УСН или об одном бизнесе на НДС. Если селлер дробит предприятие на 3 самостоятельных налоговых резидента, документооборот возрастает втрое. Выгода в этом плане просто улетучивается. Возрастает риск что-то попутать в бумагах, подать не те отчетности или проводки.
  2. Бан со стороны маркетплейса. Дробление бизнеса — это не только головная боль ФНС. Маркетплейсу невыгодно держать подобных селлеров на своей площадке. Они убивают конкуренцию, могут создать монополию в какой-то нише. Администрации маркетплейса проще забанить селлера при первом подозрении на дроблении бизнеса.
  3. Издержки. Допустим, селлер раздробил свой бизнес на 4 предприятия. Что он получит по издержкам. Во-первых, он потратит в 4 раза больше денег на продвижение. Во-вторых, может выйти каннибализация товаров. Когда один магазин продает товар в больших количествах. Это приводит к неразберихе в закупках. Наконец, это в 4 раза большая база. Причем одних и тех же товаров.

Это самые наглядные, очевидные риски, которые стоит держать в голове. Конечно, сначала у селлера будет некая выгода от дробления бизнеса. Но чем дольше он будет держаться данной схемы, тем выше вероятность того, что к нему нагрянет ФНС. Либо сам маркетплейс закинет селлера в бан.

Поэтому стоит сразу же строить бизнес на белой основе. Брать НДС и развиваться в сторону легального масштабирования. Опыт показывает, что к отчетности на НДС быстро привыкаешь. Большие прибыли, инвестиции, возможности, спокойная жизнь — все это выглядит гораздо привлекательней, чем кратковременная прибыль.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Эксперт в оптовом пошиве одеждыШьем продукцию для 70+ селлеров на Wildberries, продажи которых достигают 200+ млн руб в месяц
Маркировка «‎Честный знак»‎Отгружаем 35 000+ изделий в месяц, маркируя «Честным знаком»‎
Выкупы на 25% выше рынкаПовышенные выкупы карточек на маркетплейсах за счет собственной 3х-этапной проверки ОТК

Профиль

Дата регистрации17.02.2023
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Таганский, пер. Шелапутинский, д. 1, помещ. 1б, офис 15к
ОГРН 1237700140611
ИНН / КПП 9709091011 770901001

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия