Top.Mail.Ru
РБК Компании
Успейте до повышения цен: получите скидку до 70%
Забрать скидку
Успейте до повышения цен:
получите скидку до 70%
Забрать скидку

Почему стоимость услуг такси продолжает ежегодно расти

Об актуальном положении в таксомоторной отрасли и причинах подорожания поездок — Станислав Еговцев
Почему стоимость услуг такси продолжает ежегодно расти
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Gamma
Станислав Еговцев
Станислав Еговцев
Эксперт платформы «Регионы. Инвестиции. Бизнес»

Эксперт в сфере таксомоторной отрасли, общественный деятель, серийный предприниматель, основатель компании STAX

Подробнее про эксперта

Цены на такси в России за последний год увеличились на 22%. Возросла стоимость поездок по стране за последние пять лет в 2,5 раза. Средний чек по всем регионам в I квартале 2025 года вырос до 460 рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На фоне роста цен, число поездок на такси резко сократилось. Так, в первом квартале их количество снизилось на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем, увеличился спрос на общественный транспорт — количество транзакций в I квартале текущего года стало больше на 17%, а средний чек вырос на 14% до 50 рублей. Так, россияне стали активнее пользоваться электричками и каршерингом. За год количество транзакций увеличилось на 16% и 11% соответственно. Средний чек в электричках остался на уровне прошлого года и составил 190 рублей, а на каршеринг вырос на 3% до 570 рублей. По всем прогнозам рост цен на такси в этом году продолжится.

Ключевые факторы

В первую очередь, на увеличение стоимости поездок на такси влияет инфляция. Общее подорожание затронуло и топливо. Издержки  водителя на питание, на аренду квартиры, на прочие платежи растут, за последние 3-4 года кратно. 

Дефицит кадров

Ключевой аспект  — нехватка кадров в отрасли, сложность поиска квалифицированных. Так, в Москве, дефицит кадров в такси связан с сокращением водителей. Имеет место быть и сокращение сотрудников из-за введения новых законов, в частности Федерального закона № 580. Повысились требования, как к такси, так и к водителям. Если в 2023 году 70% перевозчиков заявляли о дефиците кадров, то в 2024 году этот показатель вырос до 77%.  Ключевыми причинами сложившейся ситуации роста цен являются: сложность поиска квалифицированных кадров, ужесточение регулирования отрасли, а также нежелание работать по новым требованиям, предъявляемым к такси.

Так, в 2023 году 38% перевозчиков ощущали дефицит водителей на уровне 10–20%, то в 2024 году этот показатель снизился до 35%. Однако при этом увеличился процент перевозчиков, ощущающих дефицит на уровне 1–10%: с 11% в 2023 году до 33% в 2024 году. Таким образом, несмотря на сохраняющийся кадровый голод, ситуация постепенно меняется.  

Рост расходов на обслуживание автопарка

В прошлом году таксопарки столкнулись с нехваткой средств на покупку новых автомобилей, поскольку все финансовые ресурсы были направлены на покрытие возросших затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию уже существующего автопарка. В 2024 году 22% перевозчиков не обновили свои автопарки, тогда как в 2023 году таких было 17%. Прогнозы намерений на 2025 год также вызывает тревогу: лишь 33% перевозчиков планируют обновление автопарка, тогда как в 2024 году их было 51%. 

По данным опросов, затраты на обслуживание таксомоторного парка выросли на 20–50% по сравнению с предыдущим годом. Основные причины роста издержек: повышение стоимости запчастей (56% перевозчиков столкнулись с проблемами закупки из-за высоких цен), увеличение цен на техническое обслуживание и ремонт автомобилей, рост расходов на топливо и страховку.

Кризисное состояние отрасли приводит к тому, что средства, которые могли бы быть направлены на обновление автопарка, уходят на поддержание работоспособности уже существующих машин. Перевозчики стоят перед выбором: либо повышать тарифы, либо сокращать прибыль. И то и другое сказывается на доступности и качестве услуг для пассажиров. Дальнейший рост расходов может привести к закрытию многих таксопарков и снижению конкуренции на рынке.

Изменения нормативной базы

Вводятся новые правовые изменения в деятельность отрасли. Для водителей появилась система КИСАРТ, которая позволяет сделать этот бизнес чище. Водители обязаны предоставить справку об отсутствии судимости, что в свою очередь, также урезает кадры. В тоже время, не все водители могут разобраться в данной системе, чтобы пройти регистрацию.

Появились новые требования, касающиеся получения лицензии на автомобиль. Сейчас те, кто имеют  регистрацию в регионе, не в Москве или не в Московской области, не могут получить лицензию. Так, значительная часть водителей вынуждена искать себе новое место, несмотря на то, что они много лет работали в этой сфере.

Доступность автомобилей

Увеличились и непосредственная стоимости автомобилей. Ранее водитель мог купить себе подержанный автомобиль за 300 тысяч рублей и начать работу в такси, без каких-либо ограничений. Однако, на текущий момент стоимость б/у автомобиля с пробегом, начинается от 800 тысяч рублей. Это существенно выше, чем было 3-4 года назад.

Популярность сервисов для заказа такси

На увеличение стоимости заказов, в определенной степени, влияет растущая популярность сервисов для вызова такси. Это сокращает возможность конкуренции, особенно в крупных городах.

Корпоративные перевозки

В стране ежегодно увеличивается объем рынка корпоративных таксомоторных перевозок. В частности, в 2024 году он вырос на 25 %, в 2025 году, эксперты прогнозируют его увеличение на 30 %: до 150 млрд рублей. Такие данные приводит исследование сервиса по пассажирским перевозкам легковыми автомобилями SwiftDrive.
В целом, популярность корпоративного такси наблюдается в последние пять лет. В первую очередь, опция востребована у сотрудников, работающих в ночные смены или живущих в отдаленных районах. Актуален такой вид перевозок и у командировочных.

Доля нелегального рынка

Все чаще в сводках региональных новостей присутствуют сюжеты о задержании нелегальных такси. Так, в Томской области доля теневого рынка такси составляет 20-25%.  И есть вероятность, что введение требований к локализации машин такси лишь увеличит процент «теневого» бизнеса.

Экономика бизнеса

По итогам 2024 года финансовые результаты таксомоторных компаний оказались неоднозначными: у 48% перевозчиков прибыль лишь незначительно превышает затраты, 28% закончили год с убытком, 10% рассматривают возможность ликвидации бизнеса, и только 14% завершили год с устойчивыми дивидендами.

Таким образом, сегодня перевозчики сталкиваются с множеством трудностей, замедляющих развитие отрасли. Оформление документов для получения разрешения занимает много времени из-за сложных бюрократических процедур, включая внесение в реестр и получение справок. Высокая стоимость обновления автопарка погрузила отрасль в кризис: автомобили дорожают, лизинговые платежи увеличиваются, а затраты на техническое обслуживание постоянно растут. Добавим к этому, сложности кадрового характера и становится очевидным причина роста стоимости на услуги такси.

Рубрики

Интересное:

Okkam Персонажи в рекламе: как они работают

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия