РБК Компании
Главная Mainsgroup 25 марта 2025

Что спасет рынок киберстрахования в России

Совладелец страхового брокера Mainsgroup Павел Озеров рассказывает о перспективах роста рынка кибестрахования в стране
Что спасет рынок киберстрахования в России
Источник изображения: Личный архив Mainsgroup
Павел Озеров
Павел Озеров
Заместитель генерального директора и Совладелец группы компаний Mains

Более 10 лет в страховании. Эксперт в инновациях и цифровых страховых продуктах. Экс-глава Маркет-менеджмента Allianz. Имеет опыт работы в ведущих международных финансовых компаниях, таких как Citibank, AIG Life и других.

Подробнее про эксперта

Несмотря на стремительный рост киберпреступности, российский рынок киберстрахования остается недостаточно развитым. Мы провели исследование и в этом убедились: киберриски застрахованы лишь у 12,5% опрошенных компаний. При этом почти 13% представителей бизнеса признались, что их организации уже несли убытки из-за киберинцидентов. Потери от простоя в результате атак в среднем составляют 6-8 млн рублей в сутки, но могут достигать десятков и даже сотен миллионов.

Тем не менее подавляющее большинство участников рынка (почти 95%) считают, что сектор киберстрахования в ближайшие годы будет расти. Среди страховых брокеров и страховых компаний уверенность в этом абсолютна — 100%. Однако темпы этого роста остаются под вопросом. Почему же киберстрахование до сих пор не стало неотъемлемой частью корпоративной защиты?

Растущие угрозы и слабый страховой рынок

Киберпреступность в России демонстрирует взрывной рост. За период 2014-2022 годов количество киберпреступлений увеличилось в 46 раз, и тенденция продолжается. Только во втором квартале 2024 года число атак на страны СНГ выросло более чем в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Причем три четверти из них были направлены против российских компаний. По прогнозам, ущерб экономике России от кибератак за 2023-2024 годы может достигнуть триллиона рублей. Для сравнения: десять лет назад эти потери составляли 200 млрд рублей, что эквивалентно 0,25% ВВП страны. Сегодня киберпреступления наносят уже вдвое больший ущерб — порядка 0,5% ВВП.

Что спасет рынок киберстрахования в России

Несмотря на эти тревожные цифры, рынок киберстрахования остается крайне небольшим. Первые полисы появились в России еще в 2012 году, но даже спустя десятилетие число действующих договоров не превышает полторы тысячи. Страховые компании пока не готовы продавать полисы киберстрахования на большие лимиты, поскольку сталкиваются с рядом проблем: отсутствием перестраховочной емкости и невозможностью провести качественный андеррайтинг.

Что мешает развитию киберстрахования

По мнению участников рынка, существует сразу несколько барьеров, которые тормозят развитие киберстрахования. В первую очередь это недостаточное количество резонансных инцидентов, которые могли бы привлечь внимание бизнеса. Хотя кибератаки происходят регулярно, о многих из них не сообщается публично.

Еще одной серьезной проблемой является нежелание страхователей предоставлять страховым компаниям доступ к данным о своей информационной безопасности и ключевым активам. Две трети компаний, а точнее их ИБ-подразделения, не готовы раскрывать информацию о своей системе защиты даже ради получения страхового покрытия. А без этой информации страховщикам сложно адекватно оценить риски и предложить конкурентные ценовые условия.

Что спасет рынок киберстрахования в России

В-третьих, к этим проблемам добавляются непрозрачные условия страхования в части покрываемых рисков, исключений и их трактовок, а также отсутствие четкой схемы урегулирования убытка, формулы расчета ущерба и скорости реакции на инцидент. Представители бизнеса отмечают, что существующие страховые продукты не охватывают весь спектр возможных рисков, а объем покрытия оставляет желать лучшего. Подавляющее большинство договоров страхового покрытия заключаются с лимитом в пределах 500 миллионов рублей. 

Отсутствие четкого законодательного регулирования и обязательных требований по страхованию киберрисков, по мнению экспертов страхового сообщества, также мешает развитию рынка и сдерживает спрос. В отличие от таких сфер, как, например, автострахование или страхование ответственности, киберстрахование пока остается добровольным. В результате компании предпочитают инвестировать в защиту, а не в страховые полисы. Однако, если заняться активной проработкой предыдущих трех пунктов, влияние данного ограничения может быть полностью нивелировано и рынок войдет в баланс спроса и предложения.

Перспективы рынка и роль IT-интеграторов

Несмотря на все сложности, рынок киберстрахования будет расти. По нашим данным, большинство компаний считает, что основным драйвером станут новые случаи утечек данных и кибератак, которые вынудят бизнес задуматься о страховании. Часть игроков ожидает, что развитию рынка поспособствуют законодательные изменения, другие связывают перспективы с появлением новых страховых продуктов с более понятными и выгодными условиями.

При этом одной из ключевых точек роста может стать активное участие IT-интеграторов. Сегодня страховщики и клиенты не всегда говорят на одном языке. Если в сегменте ДМС взаимодействие ведут HR-директора, а в имущественном страховании решения принимают финансовые руководители, то в случае с киберстрахованием на переговорах часто присутствуют ИБ-директора, которые не имеют опыта работы со страховыми компаниями. Зато у них налажены отношения с интеграторами, занимающимися IT-безопасностью. Именно они могут сыграть роль посредников между бизнесом и страховщиками.

Интеграторы понимают производственные процессы заказчиков, знают их уязвимости и обладают результатами IT-аудитов. Это дает им возможность разрабатывать платформенные решения по киберстрахованию совместно с брокерами и страховыми компаниями. Например, новые страховые продукты могут быть встроены в комплексные IT-решения, привязаны к количеству рабочих мест или включены в услуги кибербезопасности. В будущем интеграторы могут даже получить собственные страховые лицензии, что в принципе исключит необходимость в посредниках.

Что необходимо для роста киберстрахования

Чтобы российский рынок киберстрахования смог выйти на новый уровень, необходимо предпринять несколько шагов. Прежде всего требуется создание единой нормативной базы и типового полиса, который обеспечит прозрачность страхования, уберет разночтения и повысит доверие бизнеса. Всероссийский союз страховщиков уже анонсировал планы по разработке таких документов, но работа может затянуться до 2026 года.

Что спасет рынок киберстрахования в России

Еще одним возможным решением может стать создание страхового киберпула, где компании-страховщики совместно разделят риски. В России уже существуют подобные объединения — например, ядерный страховой пул или антитеррористический страховой пул. Аналогичная схема в сфере киберстрахования могла бы привлечь больше страховщиков и сделать страхование доступнее.

Дополнительно необходимо провести работу по повышению осведомленности бизнеса. Многие компании просто не знают, что их киберриски можно застраховать, и одновременно с этим не видят всей нависшей над ними угрозы. Пока диалог о киберстраховании не выйдет на новый уровень, массового спроса ожидать не стоит.

С учетом стремительного роста киберугроз, бизнесу придется пересмотреть свое отношение к защите данных и критической инфраструктуры. Уже сегодня мы наблюдаем в наших опросах, что каждый первый ИБ-директор понимает, что не существует 100% защиты от угроз уже хотя бы потому, что 88% всех киберинцидентов происходит из-за человеческого фактора. Соответственно, недостающую дельту можно покрыть инструментами страхования. Таким образом, инвестиции в кибербезопасность не исключают необходимости страхования, а лишь дополняют его. В условиях, когда ущерб от кибератак уже измеряется триллионами, киберстрахование должно стать таким же привычным инструментом управления рисками, как и другие виды корпоративного страхования.

Источники изображений:

Личный архив Mainsgroup

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации
12 августа 2015
Уставной капитал
2 000 000,00 ₽
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Аэропорт, пр-кт Ленинградский, д. 36, стр. 40, помещ. 229
ОГРН
1157746740876
ИНН
7727230627
КПП
771401001
Среднесписочная численность
10 сотрудников

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия