5 ошибок, которые совершают компании при выпуске акций
Во сколько обходится один инвестор, и каким компаниям категорически не подойдет акционирование — рассказываем на своем опыте и ошибкахПодготовить компанию к продаже акций и, в перспективе, к IPO.
В 2022 году сеть японских парикмахерских Чио Чио приняла решение стать акционерным обществом и начала поэтапную подготовку к выходу на биржу.
О том, с какими трудностями столкнулась компания, и что российским предпринимателям обязательно стоит учесть перед акционированием, рассказывают основатель сети Чио Чио Ильназ Набиуллин и ведущий юрист-аналитик, эксперт в области сопровождения привлечения инвестиций Александр Кайзер.
Ошибка №1. Хаос в документах и бизнес-процессах
У компаний, которые работают в форме ИП или ООО, нет жесткого внешнего контроля со стороны государства. Отсюда и частая расслабленность в управлении: несистемный финансовый и бухгалтерский учет, закрытие документов «задним числом», у команды нет четкого понимания, кто и за что отвечает.
И если ИП и ООО может работать в таком формате годы и даже десятилетия, то при создании АО это уже не сработает. За любым действием акционерного общества тщательно следят Федеральная налоговая служба, Центральный банк РФ и держатель реестра акций, за несоблюдение требований — накладывают санкции.
Как этого избежать. Прежде чем привлекать инвестиции, необходимо навести порядок в документации компании: проверить ведение бухгалтерского учета и работу с первичными документами, перейти на учет в 1С, если это не было сделано ранее.
«Найти ошибки в текущей отчетности и проверить своего бухгалтера можно при помощи сторонней бухгалтерской проверки. Стоит подобная консультация около 10–20 000 рублей, но в перспективе это сэкономит вам сотни тысяч», — советует Александр Кайзер.
Ошибка №2. «Раздробленность» компании
Многие российские предприниматели, чтобы сохранить возможность уплаты налогов по «упрощенке», умышленно дробят большую компанию на отдельные ИП и ООО. Для таких компаний акционерное общество не подойдет.
Как этого избежать. Привлечь инвестиции без какой-либо консолидации не получится. Поэтому компании придется объединить активы либо в формате франшизы, либо в формате холдинговой компании.
Ошибка №3. Отсутствие планирования
Часто компании выпускают акции хаотично: не учитывают сроки эмиссии, забывают про комиссии и сопутствующие услуги, не готовят заранее необходимую документацию и так далее.
«При привлечении инвестиций важно выстроить процессы не по принципу «продавали, веселились, посчитали, прослезились», а по принципу планирования, — поделился Александр Кайзер, К сожалению, на моей практике так случается не всегда».
Как этого избежать. Еще на этапе идеи акционирования собрать подробный план действий компании. В нем должно быть:
- Организационное планирование. Необходимо понимать, есть ли у вас все нужные документы, все ли в них в порядке, кто, когда и в какие органы должен обратиться.
- Планирование по срокам. В среднем от старта привлечения до получения первых денег от инвесторов проходит около двух месяцев. Но это только в том случае, если компания привела в порядок свои документы и процессы. Если нет — срок привлечения может затянуться на годы.
- Финансовое планирование. Любое акционирование предполагает не только получение денег, но и значительные расходы. Какие — расскажем в следующем пункте.
«Чтобы выпустить акции быстро и без ошибок мы составили подробную модель планирования: с пошаговой схемой действий компании, сроками и затратами. Так мы заранее понимали, во сколько нам обойдется акционирование и какие ресурсы нам будут необходимы», — сообщил Ильназ Набиуллин.
Ошибка №4. Неверная оценка расходов компании
Существует мнение, что привлекать выгодно любую сумму — как 1 миллион, так и 100 тысяч. Но это далеко не так. Каждая эмиссия несет за собой определенные расходы, и, при неверном планировании бюджета, компания может не получить доход от инвестиций, — а иногда и уйти в минус.
«Оптимально, когда расходы на эмиссию составляют 10–20% от объема привлекаемых инвестиций. Но в моей практике были случаи, когда они вышли на 120% — фактически, компания заплатила за инвесторов из своего кармана», — поделился Александр Кайзер.
Как этого избежать. Необходимо заранее просчитать все расходы: госпошлины, оплату услуг нотариусов, юристов, маркетологов, комиссии реестродержателю и так далее.
В среднем, одна дополнительная эмиссия обойдется компании в 300 000 рублей. Поэтому целесообразно привлекать от двух миллионов рублей и больше. Если планируете меньше — есть смысл присмотреться к более бюджетным инструментам, например, к опционам и облигациям.
Ошибка №5. Бездумный выбор регистратора
Выпуск акций необходимо зарегистрировать у регистратора с лицензией ЦБ. В России сейчас около пяти крупнейших регистраторов, все предлагают примерно одинаковый функционал, но и тут не все так просто.
Некоторые регистраторы, чтобы привлечь больше эмитентов, прибегают к маркетинговым уловкам — жертвой одной из таких стала Чио Чио.
«Чио Чио — федеральная сеть, наши инвесторы живут по всей России. Поэтому, когда один регистратор предложил нам открывать счета удаленно, мы согласились. Но, как оказалось, нас обманули, и регистратор вообще не имел права оказывать такую услугу. Регистратора нам пришлось срочно менять, а эта ошибка обошлась компании в 120 000 рублей», — рассказывает Ильназ Набиуллин.
Как этого избежать. Чтобы выпустить акции на максимально прозрачных и законных условиях, стоит выбирать крупнейшего регистратора с государственным участием.
Подведем итоги
Акционирование — сложная процедура, которая подойдет далеко не каждой компании. Но если вы все же решились сделать шаг к АО, стоит:
- Привести в порядок документацию и бизнес-процессы внутри компании.
- Консолидировать активы из разрозненных ИП и ООО.
- Составить пошаговый план действий команды.
- Посчитать расходы и оценить, действительно ли вам стоит выпускать акции, или же целесообразнее использовать другие инструменты.
- Выбрать надежного регистратора
«Путем проб и ошибок нам, наконец, удалось выпустить акции, и мы уже привлекли инвестиции на 6 млн рублей, — сообщил Ильназ Набиуллин, Сейчас своим опытом в акционировании и планами по выходу на IPO я делюсь в телеграм-канале — предпринимателям, которые тоже планируют стать эмитентами, это может быть полезно».
Компания Чио-Чио выпустила акции и в первых, закрытых, продажах привлекла более 6 млн рублей.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Социальные сети