Кошки и собаки в тренде: что диктует зооиндустрия России
Выставка зоотоваров «ПаркЗоо», которая прошла в Москве в сентябре, продемонстрировала, какого размаха в России достигла индустрия ухода за домашними животными
В сентябре в Москве прошла Международная выставка зоотоваров «ПаркЗоо». Она наглядно продемонстрировала, какого размаха в России достигла индустрия ухода за домашними питомцами. Это выразилось и в масштабе самой выставки — ее площадь с прошлого года выросла на 60%, а число стендов компаний — на 46%. В «ПаркЗоо 2024» приняли участие более 330 фирм, представляющих новейшие продукты и услуги, в том числе из Китая, Турции и Беларуси. Выставка показала, что отрасль зоотоваров в России находится на подъеме.
Российская зооиндустрия начала свой путь почти с нуля — 30 лет назад товаров для домашних животных в стране практически не было. За три десятилетия отрасль развилась до впечатляющих масштабов. Поначалу корма и аксессуары импортировались, потом появились первые компании, выпускающие готовые рационы и аксессуары, а сегодня, помимо производителей и дистрибьюторов, на зоорынке работают крупнейшие представители агросектора и фармкомпании, покупателей обслуживают тысячи зоомагазинов, в том числе — масштабные федеральные торговые сети.
Российский зообизнес имеет ряд своих особенностей и работает не в самых простых условиях, однако, по данным NIQ, зооиндустрия входит в топ-3 самых быстроразвивающихся отраслей экономики. В последние два-три года отечественное производство товаров для животных трансформируется и демонстрирует рост, адаптируясь к новым условиям и к потребностям владельцев. В 2023 году «Зооинформ» оценил российскую отрасль ухода за животными в ₽433 млрд ($4,4 млрд).

«По нашим оценкам, с 2022 года ежегодный рост рынка зоотоваров в России в деньгах составляет порядка 25–30%, — комментирует Юлия Долженкова, директор по развитию медиакомпании «Зооинформ». — В большой степени этот рост происходит за счет повышения цен. Гораздо важнее, что происходит существенная трансформация зоорынка, развивается отечественное производство. Однако нам потребуется еще несколько лет, чтобы развить собственные технологии, подготовить специалистов, многому научиться и вывести зооиндустрию страны на качественно новый уровень».
После ухода с рынка зарубежных компаний производители зоотоваров не оставили любителей домашних питомцев наедине с пустыми полками магазинов. Участники рынка осваивают технологии, разрабатывают рецептуры, наращивая объемы производства и ассортимент товаров. Особенно выделяется рост производства кормов для домашних животных. Только за последний год в России начало работу около десятка крупных предприятий по производству кормов, таких как «Петэксперт» в Липецкой области с общим объемом инвестиций в предприятие ₽3,1 млрд. По данным Soya News, за первое полугодие 2024 года выпуск готовых рационов для питомцев в России вырос на 10%.
Отечественные компании не просто кормят домашних питомцев разнообразными «обедами и ужинами», но и следуют мировому тренду на персонализацию и премиумизацию продукции. На рынке появляются новые линейки функциональных кормов — гипоаллергенных, предназначенных для стерилизованных животных, с чувствительным пищеварением, для «худеющих», имеющих проблемы со здоровьем и т. д.

Все эти новые достижения отечественной зооиндустрии можно было увидеть в Зоне новинок выставки «ПаркЗоо». Там демонстрировались 214 новых зоотоваров, из которых 75% произведены в России. В основном компании «хвастались» новыми кормами для собак и кошек. Это неслучайно — по данным экспертов отраслевого издания «Зооинформ», PR-агентства выставки «ПаркЗоо», рационы для питомцев составляют около 83% всего рынка зоотоваров. Корма для кошек занимают в сегменте рационов долю порядка 73% (₽260 млрд в 2023 году), а корма для собак — 25% (₽90 млрд). Большое место было отведено и наполнителям для туалета кошек, в том числе экологичным растительным (из зерновых волокон, сои и тофу), а также диагностическим, помогающим владельцам следить за здоровьем питомцев. Это важный сегмент рынка — в 2023 году «Зооинформ» оценил продажи этих зоотоваров в ₽38 млрд.

Активно развивается и рынок ветеринарных препаратов, предназначенных для домашних питомцев. Все больше предприятий получают сертификаты GMP, а отечественные компании разрабатывают новые лекарства, в том числе чрезвычайно востребованные на рынке препараты против блох и клещей. На «ПаркЗоо» было представлено более 20 новых лекарств для питомцев. Важность ветеринарного фармпроизводства понимают и власти — оно отнесено к важнейшим наукоемким технологиям, и в течение ближайших трех лет на финансирование выпуска лекарств для животных в России планируется выделить свыше ₽2,5 млрд.
Россияне в полной мере следуют общемировому тренду роста числа домохозяйств с питомцами и все более сложного и дорогостоящего ухода за ними. Так что в перспективе рынок товаров и услуг для животных продолжит развиваться. Этот оптимизм поддерживается данными «Всероссийской переписи домашних животных — 2023», проведенной Центром изучения питания и благополучия животных и аналитической компанией Ipsos. Они выяснили, что общее количество четвероногих любимцев в России с 2020 года выросло на 11% и составило 74,8 млн. При этом 42% любителей кошек и 34% любителей собак считают своих питомцев полноправными членами семьи.
Так как люди не экономят на любимцах даже в самые непростые времена, рынок зоотоваров продолжит расти. В частности, мировой сегмент кормов для домашних животных, который в 2022 году оценивался в $109 млрд, к 2028 году достигнет $145 млрд. И Россия, жители которой действительно любят животных, займет на нем достойное место.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль