Смена тренда: почему в 2024 году вернется спрос на офисы без отделки
Елизавета Ильюхина, директор коммерческого департамента West Wind Group: на московском рынке в этом году возобновятся сделки по офисам в состоянии shell&coreЕлизавета Ильюхина начала свою карьеру в группе West Wind в 2014 в качестве управляющего бизнес-центром Crosswall и за 8 лет работы прошла путь до директора коммерческого департамента West Wind Group. В компании в составе группы отвечает за выбор новых объектов для редевелопмента с учетом потребностей рынка, принимает участие в разработке концепции и утверждения дизайн-проектов, а также ее подразделение успешно реализует готовые объекты.
Елизавета Ильюхина, директор коммерческого департамента West Wind Group, рассказала, почему на московском рынке в этом году возобновятся сделки по офисам в состоянии shell&core.
В последние два года такие офисы не были популярны среди покупателей и арендаторов. В 2022 году спрос резко сместился на лоты с отделкой, а в 2023-м к популярным требованиям добавилась мебель.
Бизнес-центры, где помещения вводились в состоянии shell&core, в 2022-2023 гг. оставались незаполненными, сделки в них почти прекратились. Более того, по таким лотам весной и летом 2022 года арендаторы массово расторгали ранее заключенные договоры. Во многом это было связано с тем, что договоры были заключены с западными компаниями, а они покинули Россию. Однако была и другая часть арендаторов — те, кто остался в стране, но вариант shell&core им уже не подходил.
В основном именно уход западных игроков и подтолкнул российские компании к переосмыслению своих требований к деловым пространствам. Европейские и американские организации занимали офисы высокого класса. Они, помимо прочих плюсов, имели хорошую отделку, и в целом по соотношению цена-качество оказались привлекательным предложением. Спрос на готовые комфортабельные помещения стал массовым и привел к их ускоренному «вымыванию».
Покупатели и арендаторы сместили фокус на новые БЦ, в которых предлагались лоты под ключ. И в этом сегменте свободные площади тоже быстро заполнились.
В Москве объектов, которые открылись в 2023 году и заявлены на 2024-й, недостаточно, чтобы удовлетворить спрос на качественное предложение. Дефицит уже заметен, и он будет нарастать. В 2024 году бизнесу ничего не останется, кроме как снова обратить внимание на офисы «в бетоне».
Помещения без ремонта, которые пустовали с 2022 года, в ближайшие месяцы начнут заполняться. Запрос на готовые решения по-прежнему будет актуален, но трансформируется под реалии рынка. Покупатели и арендаторы станут чаще, чем в 2022-2023 гг., привлекать дизайнеров и fit-out компании. Возможно, эти услуги как дополнительное направление начнут развивать собственники БЦ.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты