РБК Компании

Как увеличить ROE с 25% до 125% — кейс по настройке управления финансами

Универсальный показатель оценки эффективности бизнеса — это ROE, рентабельность капитала. О том, как на него влиять — в нашем кейсе
Управленческий учет
Задача и причина

Задача:

Повысить эффективность бизнеса (ROE) и увеличить дивиденды.

Причина:

Собственник не знал точных цифр по доходности бизнеса. Его запрос — грамотно управлять финансами и зарабатывать на этом.

Клиент

Компания по продаже строительных материалов. Продает оптом, а также в розницу через интернет-магазин. Берет проектные заказы под отдельные объекты.

Собственник компании и директор долгое время развивали направление продаж. Акцент был на расширении клиентской базы, заключение договоров. А также поиске поставщиков и согласование выгодных условий закупа с ними.

Но финансами в компании глубоко не занимались. Конкретными цифрами по доходности не владели. Рентабельность собственного капитала, как мы посчитали позже, была на уровне 25%.

После посещения семинара Ирины Екимовских «Деньги в бизнесе: приумножить и сохранить» у собственника появилось понимание, что финансами можно управлять более эффективно и зарабатывать на этом.

Что мы сделали

Первым делом навели порядок в учете на базе 1С:Управление торговлей.

В программе уже корректно велся учет продаж, но все остальные аналитики отсутствовали. В течение года мы реализовали проект по постановке управленческого учета:

  • разработали методологию учета — принципы признания доходов и расходов, учет по направлениям и объектам, правила занесения информации в систему и работы с документами,
  • разработали формы финансовой отчетности — три ключевых формы (ОДР, ОДДС, Баланс) + набор операционных отчетов,
  • настроили IT-архитектуру, чтобы в системе отражались корректные данные.

Один из определяющих моментов для корректного учета — регламентированное закрытие периода. Закрытие периода в учете — это процедура фиксирования финансового результата за месяц. Важное правило — после закрытия периода доступ к операциям в базе по прошедшему периоду ограничивается. Это значит — что нельзя исправлять данные задним числом. Такое правило позволяет добиться порядка и достоверности в учете.

В каждом нашем проекте по постановке управленческого учета мы предусматриваем Регламент закрытия периода. Он предполагает — кто, в какие сроки и как должен выполнить операции в базе. Но иногда бизнес-процесс может саботироваться сотрудниками и не исполняться полностью. В этом проекте мы при поддержке собственника ввели задачи по закрытию периода в мотивацию — теперь от соблюдения регламента зависит зарплата сотрудников. Поэтому все заработало наилучшим образом.

Параллельно с настройкой учета мы обучали собственника и топ-менеджмент работе с финансовой отчетностью.

На протяжении проекта постановки учета мы проводили встречи один-два раза в месяц для разбора финансовых показателей и отчетных форм.

На каждой встрече мы подробно разбирали каждый отчет — зачем нужен, как его читать и анализировать, как туда попадают данные. То есть полностью погружались в финансовый инструментарий.

Далее мы составили финансовую модель бизнеса на 2022 год.

Настройка учета позволила нам регулярно собирать три основных финансовых отчета — Отчет о доходах и расходах, Отчет о движении денежных средств, Управленческий баланс.

На этом шаге мы посчитали, что рентабельность собственного капитала в компании (ROE) составляла порядка 25%. Что важно для понимания показателя ROE? Значение имеет не столько то, сколько компания вообще заработала, а соотношение с вложенными средствами. Поэтому задача увеличения финансовой эффективности бизнеса — это задача увеличения ROE.

На основе корректных цифр предыдущих периодов мы запланировали показатели на год:

  • продажи,
  • себестоимость,
  • затраты,
  • нормирование оборотного капитала — сколько должно быть товара, какой размер дебиторки и кредиторки.

Модель учитывала плановый объем продаж на год и уровень прибыли, который собственник хотел получить.

Шаги для повышения ROE

1. Оптимизация работы со складом.

Особенность компании в том, что склад большой. Это порядка 20 000 SKU, много поставщиков. И много мелкой номенклатуры, которая должна быть в наличии. На практике это означает, что иногда возможность взять заказ на 5 млн ₽ сейчас будет зависеть от наличия на складе детальки за 10 ₽.

Чтобы эффективно управлять складом мы сформировали операционные отчеты и вывели их на дашборды в Power BI:

  • Отчет по товарам без движения. Он позволил «разгрести» склад. Мы увидели, какие товары лежат более 3 месяцев, и приняли решение распродать их по себестоимости, чтобы уменьшить склад и вернуть деньги в оборот.

Почему товары могут залежаться? Например, планировали проектный заказ, под него закупили специфические материалы, проект не состоялся — а про закупленные товары все дружно забыли. Могли быть возвраты. Возможно, на какие-то материалы упал спрос, потому что они стали редко применяться, и эти товары превратились в неликвид. Если склад системно не отслеживать, то такого «добра» может накопиться на многие миллионы. С оперативным отчетом сразу видно тенденции — и можно вовремя принять решение, например, о распродаже со скидкой.

  • Отчет по доходности товаров. Ранжировали товары по группам ABC в зависимости от того, что продавать выгоднее, и переструктурировали матрицу.
  • Выставили нормативы оборачиваемости — за какое время каждая товарная категория должна быть продана.
  • Отчет Out-of-stock — позиции, которые выставлены и востребованы, но их нет на складе. Отчет показывает, сколько упущено выручки из-за того, что позиции не было в наличии.
  • Отчет по заказам. Рассчитывает оптимальные партии закупа.

По итогам этой работы нам удалось значительно улучшить показатели склада. Изначально его стоимость была порядка 40 млн ₽. При этом на категорию C приходилось около 16 млн ₽ или 40%. Сейчас категория C составляет всего 1,5 млн. И эти позиции мы «видим» и держим специально, потому что это те самые маленькие детальки, которые могут понадобиться для большого проекта. То есть даже категория C теперь — это не SKU, про которые все забыли, а управляемая категория.

Кроме того, если раньше закупка товара осуществлялась только на опыте закупщика, то сейчас у него есть оцифрованный инструмент в помощь — модель анализирует спрос на товар, сроки поставки, какой необходим резерв, текущий остаток, объем продаж за прошлые периоды — и подсказывает, сколько нужно заказать.

2. Оптимизация работы с дебиторской задолженностью.

Мы проанализировали финансовый цикл — посмотрели в какие сроки рассчитываемся с покупателями и поставщиками. В данном случае был перекос: с поставщиками рассчитываемся по факту закупа, а покупателям даем отсрочку от 30 до 90 дней.

Поэтому, первое, что мы сделали — это провели переговоры с поставщиками, чтобы добиться зеркальных условий и выровнять финансовый цикл.

Как провести переговоры с поставщиками и получить отсрочки на закуп? Для этого также пригодятся наглядные отчеты на дашбордах в BI, которые дают базу для переговоров. Мы посчитали экономическую добавленную стоимость (EVA) по позициям, которая позволяет дать честную оценку эффективности SKU с учетом того, сколько собственных денег мы инвестировали в то, чтобы закупить этот товар, подержать его на складе и продать покупателю с отсрочкой. Видя конкретные точные цифры поставщики понимают, что условия по зеркальной отсрочке справедливы. И если они к ним не готовы, то альтернатива только — переход на закуп к другому поставщику или меньшие объемы закупки. А поскольку все заинтересованы в позиции win-win, с оцифрованными данными становится гораздо проще договориться.

Второе — разработали кредитную политику по предоставлению отсрочек покупателям: срок, размер, кому.

Теперь у каждого менеджера по продажам есть лимит дебиторской задолженности в зависимости от суммы продажи, которым он может оперировать при согласовании условий с клиентами. Например, на каждый 1 млн ₽ — возможна отсрочка 90 дней. Менеджер решает — дать одному клиенту эту отсрочку и ближайшие 3 месяца контрактовать других клиентов по факту отгрузки, или распределить лимит на нескольких покупателей. Это обеспечило более ответственный подход, и отсрочки теперь не «раздаются» неконтролируемо.

3. Нормировали постоянные расходы, чтобы влиять на увеличение чистой прибыли.

Результат

Мы настроили управление по цифрам, выровняли финансовый цикл в компании и отладили работу с товарами. Это позволило:

  • Высвободить деньги из оборота и вложиться в приобретение основных средств.
  • Уменьшить необходимость в собственных средствах для обеспечения операционной деятельности компании за счет того, что дебиторка компенсируется кредиторкой.
  • Увеличить маржинальность с 15% до 24%.
  • И самое главное — рентабельность собственного капитала (ROE) увеличилась до 125%!

Хорошим считается показатель ROE 40-50%. Выше 60% — очень хороший. А 125% годовых в реальном секторе — это высший пилотаж.

Результат

Рентабельность собственного капитала (ROE) увеличилась до 125%.

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

ТОП-20 аудиторских групп Россиив рейтинге RAEX
20+ лет на рынкекомпания создана в 2002 году
100 млн ₽ — сумма страхованияпрофессиональной ответственности

Профиль

Дата регистрации
30 мая 2002
Уставной капитал
Юридический адрес
обл. Свердловская, г. Екатеринбург, тракт Сибирский, д. 12, стр. 1, офис 504
ОГРН
1026602337068
ИНН
6658149843
КПП
668501001
Среднесписочная численность
51 сотрудник

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия