Как бизнесу сделать вложения в ДМС максимально выгодными и эффективными
Что происходит на рынке страхования персонала сегодня, сколько стоит страховка, как понять, что ваша программа работает — отвечает Екатерина Львова18 лет на рынке страхования, публичный эксперт в вопросах страхования персонала
— Екатерина, поделитесь взглядами на последние тенденции в сфере страхования персонала.
— Страхование сотрудников переживает настоящий ренессанс несмотря на то, что два года назад мы морально были готовы к падению спроса. Культура страхования персонала в России развивалась благодаря ушедшим международным компаниям: для глобальных работодателей качественные медицинские программы — «золотой» стандарт. Однако в условиях дефицита кадров сегодня работодателям приходится искать способы усиления бенефитных пакетов — ДМС и программы страхования жизни и от несчастных случаев становятся инструментом привлечения и удержания. По данным ЦБ, число заключенных корпоративных договоров по ДМС увеличилось за 2023 год более чем в 3 раза, ¼ из них заключены впервые. Уже в 1 полугодии 2024 года количество договоров выросло еще на 21,6%. В портфеле АСТ за последние 1,5 года 30% новых клиентов — это компании, в которых страхование персонала появилось впервые.
— Верно ли будет сказать, что речь прежде всего о крупном бизнесе в городах-миллионниках?
— Не совсем. Драйверами сегодня стали именно регионы, производства и МСП. Растет спрос на страховые продукты для линейного персонала в производственном секторе с количеством сотрудников даже до 200 человек. Например, среди новых клиентов АСТ — производители сантехники, тормозных систем, бытовой химии, строители — все это небольшие компании, где для 90% сотрудников полис ДМС приобретен впервые.
— Что вы посоветуете HR, чья идея ввести ДМС не находит поддержки у руководства и сотрудников?
— Простой аргумент: исследования доказывают, что почти треть россиян выбирают работодателя, который предлагает ДМС, а каждый четвертый предпочитает работу с меньшей зарплатой, но с обязательным полисом ДМС. И это объяснимо: медицинские услуги дорожают и совокупно стоимость медицинской помощи, полученной работником по полису ДМС, часто превышает потенциальную прибавку к зарплате. А если смотреть на ситуацию глазами работодателя, то ДМС — это же «покупка» времени сотрудников, сокращение срока больничного отпуска либо его отсутствие.
— Какие программы страхования персонала есть помимо ДМС?
— Страхование от несчастных случаев и болезней, онкострахование и программы ментального здоровья. Многие работодатели сегодня сфокусированы на адаптации бенефитных программ для зумеров, но при этом средний возраст сотрудников растет, и по прогнозам к 2030 году в России работников 30-39 лет станет меньше на 7,2 млн, а 40-59 лет — больше на 3,7 млн человек. Тренд ближайшего десятилетия — фокус на сотрудниках 45+, а значит, на конференциях скоро будут обсуждать необходимость страхования не только в ключе заботы о людях, а как способ обеспечения трудового долголетия коллектива — проведение медицинских чекапов, регулярная диагностика, онко-защита сотрудников. Медицинское страхование трансформируется из привилегии в способ управления кадровыми рисками.
— А застраховать персонал — это дорого?
— В год на сотрудника ДМС обойдется компании от 20 тыс. руб., онкострахование – от 2,5 тыс. руб., страхование от несчастных случаев и болезней — от 1 тыс. руб. Причем, страхование с брокером будет стоить клиенту столько же, сколько при прямом обращении в страховую компанию. Предвосхищая вопрос: «На чем же строится экономика консультанта?» — поясню: на вознаграждении от страховщика. В стоимость продукта страховая компания изначально включает комиссию для продавца этой услуги. Неважно, это собственный отдел продаж страховщика, агенты или брокеры.
— Какие главные преимущества для HR от сотрудничества со страховыми консультантами можно выделить?
— HR получает экономию времени и бюджета, лучшие условия, которые предлагает рынок. Если углубиться, то это экспертная оценка договора, выравнивание с рыночной отраслевой практикой страхования, проведение тендера с участием до 15 страховых компаний, «второе мнение» от врача АСТ. Результат этого взаимодействия — программы, разработанные в контексте мотивационной и бюджетной политики конкретно вашей компании, и качественное сопровождение.
— Что Вы подразумеваете под улучшением текущих условий?
— Это может быть улучшение программы по услугам и клиникам, введение грейдирования или кафетерия льгот, а в некоторых случаях — и франшизы. Пример: производственная компания с 3 500 сотрудников, с офисами в Москве и регионах. При аудите мы увидели, что сотрудники массово обращаются в клиники, которые не являются ценообразующими. В ряде регионов не понимают программу ДМС, лечатся по ОМС, в других регионах— наоборот, пользуются программой, но стоматология многих не устраивает. Мы пересмотрели программу: вывели три ценообразующие клиники с франшизой, обогатили программу услугой «врач на производстве и в офисе». Провели опрос сотрудников, пересмотрели клиники в регионах и наполнение стоматологической программы, взяли на себя информирование застрахованных, организовали сессии очно и в зум, записали образовательные видео. При этом стоимость страхования увеличилась всего лишь на 5%, по сравнению с предыдущим периодом.
— Экспертиза страховых консультантов и брокеров востребована только у HR-функции?
— В условиях растущих корпоративных рисков актуальность профессионального страхового консалтинга растет во всех направлениях. Страхование персонала — одна из наших ведущих практик. Брокер не просто поставщик услуг, а надежный страховой партнер. Это сотрудничество приносит реальные результаты, будь то оптимизация затрат, снижение убыточности, повышение уровня NPS и EVP, экономия времени HR на основную работу или трансформация страховой программы.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты