Куда деваются старые матрасы, которые вам больше не нужны
«Мы не только формируем эко-привычки, но и изменяем рынок». Как Аскона построила в Коврове уникальный Центр по переработке матрасовПришел в команду в 2012 г. менеджером по снабжению. За время работы благодаря высоким результатам и развитию компетенций занял позицию зам. директора по снабжению. В 2023 возглавил Центр Переработки.
Эко-привычки с каждым годом все более плотно входят в нашу жизнь. Раздельный сбор мусора, одежда из переработанной ткани, экологичная упаковка — для нас это уже стало повседневностью. Но, к сожалению, не во всех сферах можно наблюдать такие изменения.
Например, до недавнего времени все бывшие в употреблении матрасы отправлялись на полигоны, где впоследствии сжигались или становились частью захоронений твердых коммунальных отходов. Проблемы экологии такой подход явно не решает, а только их усиливает. Именно поэтому в апреле 2023 года Аскона запустила собственный уникальный проект по переработке матрасов, который не только снимает вопрос утилизации, но и дарит материалам вторую жизнь.
Мы поговорили с лидером этого проекта Павлом Давыдовым, который рассказал, как выглядит процесс переработки сейчас и в какую сторону планирует трансформироваться уже в ближайшее время.
В чем заключается принципиальное отличие переработки матрасов от их грамотной утилизации?
Процесс переработки намного глубже и сложнее, но именно такой подход способен изменить положение не только в области экологии, но и экономики. После того, как к нам в Центр поступают бывшие в употреблении матрасы, мы разбираем их на составные части и каждую группу компонентов отправляем по своим циклам.
Циклы переработки у каждой категории свои. Например, поролон сначала измельчается, затем пропаривается при температуре 160-180 оС, чтобы уничтожить всю микрофлору, которая потенциально может там быть, и уже из полученной массы создается новый материал. Кстати, этот новый материал достаточно высокого качества и по физико-технологическим характеристикам даже лучше, чем многие аналоги на рынке.
Кокосовые листы после процесса переработки превращаются в волокно, которое возвращается нашим партнерам для дальнейшего производства настилочных слоев. Стежка, т.к. является тканым материалом, разбирается на волокна и используется для создания ветоши или войлока. Если в матрасе встречаются металлические компоненты, то мы отправляем их на переплавку. То есть 90% материалов каждого матраса получают вторую жизнь, а не просто утилизируются.
За первые 4 месяца со старта проекта мы переработали 5 тысяч матрасов. С одной стороны, цифра внушительная, но наша цель — выйти в ближайшее время на уровень 100 тысяч в год.
Может ли простой обыватель воспользоваться вашим Центром переработки? Или есть какой-то специальный механизм работы?
В данный момент сервисом переработки может воспользоваться любой клиент Асконы в Москве и Московской области. В ближайших планах — задействовать еще Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород и Казань. Это достаточно удобно: вы заказываете новый матрас, мы вам его доставляем и параллельно забираем старое изделие. Причем производитель старого матраса в данном случае не имеет никакого значения.
Далее бывшие в употреблении матрасы собираются в специальных накопительных точках, которые находятся в наших распределительных центрах, и уже после этого отправляются в Центр переработки в Коврове.
Сейчас механика сбора работает таким образом, в следующем году мы планируем привлечь к проекту экологических операторов, чтобы была возможность создать специальные точки, куда люди сами смогут привозить свои матрасы.
Вопрос переработки — не новый для российского рынка. Почему Центр переработки матрасов появился только сейчас?
На самом деле, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Весь технологический цикл переработки мы собирали буквально по винтикам, потому что для мебельного рынка нет готовых решений. Причем нет не только в России, его в целом не существует. Все технологии либо очень примитивные — из разряда засунуть матрас в шредер, а потом перепродать его в качестве топлива на какой-нибудь цементный завод, либо очень дорогостоящие.
Все оборудование, которое сейчас есть в Центре переработки, мы создали сами. Вы нигде больше аналогов не найдете. Да, есть конечно классные компании по переработке, но там везде используется ручной труд, который мы смогли автоматизировать.
Более того, мы сейчас развиваемся намного более быстрыми темпами, чем многие европейские страны, которые работают в направлении переработки не один год. С технологической точки зрения по глубине и качеству переработки мы их уже догнали, а в ближайшее время сможем выровняться и по объемам.
Вы говорили, что проект полезен не только в области экологии, но и экономики. Каким образом?
Да, все верно, развитие Центра переработки обеспечит в том числе качественный рывок в развитие ESG и раскрутит маховик циркулярной экономики в нашей отрасли. У нас есть достаточно много партнеров, которых мы уже вовлекаем в цепочку взаимодействия и вместе с ними разрабатываем новые технологии, которых нет на данный момент на рынке.
Сейчас проект действует исключительно за счет инвестиций Асконы. Но при развитии технологий и масштабировании мы верим, что правительству тоже будет интересно сотрудничество. В России существуют национальные проекты, которые предусматривают сокращение захоронения твердых коммунальных отходов, и мы можем в этом помочь. Объединив усилия, вполне реально создать необходимые условия и привлечь бизнес к возвращению материалов в новые циклы.
90% компонентов матраса обретают новую жизнь, а насколько люди сейчас готовы покупать товары из переработанного сырья?
Скептическое отношение к переработке пока действительно присутствует, потому что люди еще к этому не до конца привыкли, прошло не так много времени.
Да, есть некая брезгливость и осторожность, но важно понимать, что когда мы создаем новый материал в процессе переработки, то обязательно получаем на него заключение и сертификаты от нескольких аккредитованных лабораторий. Мы заботимся о том, чтобы продукт получился абсолютно безопасным.
Кстати, в ассортименте Асконы уже есть товары, созданные с использованием переработанных материалов, и на них можно найти соответствующую этикетку с данной информацией.
Опять-таки, сознание людей тоже меняется. Если раньше клиента вполне устраивало, что мы просто забираем его старый матрас, то сейчас появляются вопросы: куда дальше отправится этот матрас, как вы можете подтвердить, что матрас действительно будет переработан, а не отправится на полигон? У людей становится больше эко-привычек и развивается осознанное потребление.
Так что, думаю, это всего лишь вопрос времени.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети