РБК Компании

Тягачи вместо станков: нужен ли производственной компании свой автопарк

Что дают российским производителям инвестиции в грузовую технику, а не в новое оборудование, и когда без собственной логистической службы не обойтись.
Тягачи вместо станков: нужен ли производственной компании свой автопарк
Евгений Поправка
Евгений Поправка
Исполнительный директор компании Полуприцеп.рф

Исполнительный директор компании Полуприцеп.рф.

Подробнее про эксперта

Многие производственные компании в России вкладываются в покупку транспорта для грузоперевозок, хотя логистика для них не ключевой бизнес. Например, среди наших клиентов таких заказчиков около 10%. Причем это не только крупные федеральные холдинги, но и небольшие локальные производства, средний и малый бизнес. 

Почему они это делают? Финансовые причины не главный аргумент. Чаще для предприятия свой автопарк — это способ нивелировать риски, с которыми связано сотрудничество с внешними подрядчиками по логистике.

Что дает производителю свой автопарк

  • Повышает независимость бизнеса

Зависимость от транспортных подрядчиков и их условий делает бизнес уязвимым, особенно в период пиковых нагрузок. Например, у одного из наших клиентов, производителя продуктов питания, все перевозки — рефрижераторные. В высокий сезон из-за спроса на такие полуприцепы подрядчики поднимают цены, а найти альтернативу дешевле невозможно: все машины законтрактованы. Когда стоимость доставки непредвиденно увеличивается, себестоимость товара тоже растет, но поставку заказчику производственная компания все равно должна осуществить по зафиксированной в договоре цене. В итоге компания вынуждена исполнять контракт на невыгодных для себя условиях, в результате чего она теряет прибыль или вообще уходит в минус, поставляя свою продукцию клиентам.

Производственники стараются диверсифицировать заказы между несколькими перевозчиками, чтобы на каждого приходилось не более 15—20% от общего объема, но это не всегда работает: подобное давление может быть общей тенденцией и исходить от всех транспортных компаний. Свой автопарк дает гарантию, что хотя бы часть грузоперевозок можно будет закрыть, не потеряв в рентабельности заказа из-за высоких ставок на доставку.

  • Помогает улучшить сервис

Производственная компания отвечает перед клиентом за доставку своей продукции вовремя, она должна завершить выгрузку на склад точно в срок. У многих заказчиков, например крупных торговых сетей, действуют очень жесткие стандарты и неустойки за отклонение от них. Контролировать внешнего грузоперевозчика сложнее, чем своих сотрудников, а значит, с внутренней службой логистики легче выстраивать клиентский сервис. 

Так, например, было у одного из наших заказчиков, предприятия «Метпром», которое производит металлоконструкции. Компания стала сама доставлять продукцию ключевым клиентам, среди которых крупнейшие в России агропромышленные холдинги, чтобы соблюдать их стандарты и не потерять заказы.

  • Страхует от форс-мажоров

Производитель не контролирует парк перевозчика и не знает, следит ли тот за техническим состоянием машин, вовремя ли проводит сервисное обслуживание. Внезапная поломка — и сцепка может вообще не выйти на линию, груз не уедет заказчику, снизится оборачиваемость склада, дальнейшие контракты с клиентом сорвутся. А штрафными санкциями на транспортную компанию такие риски полностью не перекрываются. 

Например, у нас есть клиент — компания «Голдпеллетс», производитель топливных гранул для отопления домов и промышленных зданий. Это высококонкурентный и насыщенный рынок, и компания несколько раз теряла клиентов из-за того, что не могла выполнить срочный заказ: у внешних перевозчиков все машины были заняты или простаивали в сервисе. Поэтому компания начала развивать свой автопарк, сейчас у нее уже несколько сцепок. И хотя компенсировать издержки на содержание техники и дополнительного персонала получается не всегда, эти расходы перекрываются тем, что бизнес выигрывает у конкурентов лучшим сервисом и срочной доставкой. 

Бывает, что перевозчиков рядом с предприятием просто нет — например, если завод расположен в 200—300 км от районного центра, где базируются транспортные компании. Тогда свой автопарк становится практически единственным способом наладить бесперебойную логистику.

Когда компании нужен собственный автопарк

Все зависит только от объема грузоперевозок. Если с производства уходит всего одна машина в неделю, скорее всего, смысла держать свой автопарк нет: он будет простаивать. Но если компания каждый день отправляет несколько груженых сцепок, имеет смысл закрывать часть перевозок своими силами. 

Наши клиенты обычно стараются выйти на показатель в 10—30% перевозок собственным парком, это позволяет обеспечить независимость своего бизнеса от подрядчиков или организовать поставку ключевым клиентам, для которых сервис критичен. Приятный бонус — коммерческие заказы на доставку. Их, например, берет уже упомянутый «Метпром»: во время обратных рейсов компания перевозит попутные грузы и частично окупает свои транспортные расходы.

Как сформировать свой парк техники

Создать подразделение доставки в производственной компании — как запустить с нуля транспортный бизнес, операционно очень тяжелый: нужно собирать команду водителей, планировать логистику, вести учет операционных расходов (затраты на топливо, техобслуживание, страхование, организацию грузоперевозки) и так далее. Поэтому лучше стартовать на минимальных объемах, с покупки одной сцепки, и уже после теста принимать решение о масштабировании. 

Для приобретения техники производственная компания может использовать один из трех основных способов. 

  • Покупка на собственные средства. Основной минус — надо вынимать из оборота полную стоимость транспортного средства. Эту сумму (несколько миллионов рублей) можно было бы вложить в основной бизнес, а не в грузовую технику — актив, который окажется непрофильным, если компания по итогам эксперимента все же решит отказаться от перевозок своими силами.
  • Покупка на заемные средства — в лизинг, кредит или аренду с правом выкупа. Расходы на старте не так высоки: авансовый платеж в среднем составляет 10—20% от стоимости техники. Зато появляются долгосрочные финансовые обязательства перед кредитором. И если производственная компания по тем или иным причинам решит закрыть направление грузоперевозок, она не сможет отказаться от обязательств, ей придется и дальше выплачивать долг за технику.
  • Краткосрочная аренда, или подписка на технику. При такой модели нет больших первоначальных вложений — только минимальный депозит, равно как нет и долгосрочных обязательств перед кредитором. Расходы на страховку, техобслуживание, ремонт техники несет арендодатель. Производственной компании это дает большую гибкость: если она в итоге решит отказаться от своего автопарка, в варианте с подпиской технику можно просто и быстро вернуть ее владельцу. 

Подведем итоги

Производственные компании покупают грузовую технику, чтобы обезопасить бизнес и сделать его более независимым от внешних подрядчиков по логистике. Кроме того, свой автопарк помогает повысить уровень клиентского сервиса и не терять заказчиков из-за форс-мажоров на стороне перевозчика. Покупать технику стоит, если у компании есть существенный грузооборот, а начинать лучше с подписки на технику: так можно протестировать идею без больших стартовых инвестиций, долгосрочных финансовых обязательств и с меньшими операционными издержками.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации03.12.2018
Уставной капитал150 000 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва КМ КИЕВСКОЕ ШОССЕ 22-Й (П МОСКОВСКИЙ) ДВЛД 4 СТР. 5 ЭТ 6 БЛОК Е ОФ 609Е
ОГРН 1187746976560
ИНН / КПП 7751152151 775101001
Среднесписочная численность41 сотрудник

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, Киевское ш., 22-й км., п. Московский, дмвл. 4, стр. 5, Блок Е, эт. 6, офис 609Е
Телефон +78007075841

Социальные сети