РБК Компании

Кто отвечает за удержание людей в организации

Сейчас все говорят и пишут про важность удержания сотрудников и стремятся менять корпоративные культуры и другие HR-системы. Но начинать надо с другого
Кто отвечает за удержание людей в организации
Источник изображения: 123rf.com
Татьяна Щербань
Татьяна Щербань
Основатель и Руководитель управленческой мастерской Результат Чужими Руками, Менеджмент-Тренер по вопросам управления людьми, HR-практик, Сертифицированный Асессор

30 лет практического опыта в HR. Специализация — оценка и развитие руководителей в области управления людьми. 25 лет тренерского и асессорского опыта. Автор книги «Результат Чужими Руками».

Подробнее про эксперта

В конце ноября прошла большая специализированная выставка HR-EXPO. Я сидела в зале и слушала коллег по HR-цеху. Вышел спикер, и на слайде высветилось «Людей нет. И не будет». Зал зааплодировал.

Это правда. Суровая, но правда. Значит, пора сместить фокус с постоянного поиска новых людей на то, чтобы усилить работу с уже имеющимся контингентом. Там — недоиспользованный потенциал. Парадокс в том, что мы как руководители, этот потенциал сами и недоиспользуем.

Откуда я знаю? Я тренирую руководителей инструментам управления людьми с 1999 года. Еженедельно группа из минимум 20 руководителей, а чаще — значительно больше. Это тысячи руководителей: всех уровней, всех индустрий. И все эти годы слышу про усталость и недовольство руководителей своими людьми, про «проще уволить, чем заставить нормально работать», про постоянный поиск толковых людей.  Многие руководители постоянно меняют HRов, так как те не способны вовремя и быстро поставить новых — «нормальных» — людей. Это замкнутый круг.  

А сейчас, когда «людей нет и не будет», это путь в никуда. Поэтому сейчас все смещают фокус с поиска на удержание тех, кто есть на борту. Решила поделиться своими многолетними наблюдениями и выводами с чего, на мой взгляд, начинается корректное удержание людей в организации, и кто за него отвечает в первую очередь.

Наблюдение № 1: Младший офицерский состав — пан или пропал

Когда-то давно убеленный сединами друг семьи — Генерал — обронил фразу: «Если солдаты плохо несут службу, значит не работают сержанты».  Спустя годы работы в HR, тонны проведенных тренингов, я точно в этом убедилась. Если вы недовольны КПД своих людей — корень зла кроется в том, как работает младший и средний «офицерский» состав.

Ведь недаром говорят: «люди выбирают организацию, а уходят они от руководителей». Найти людей — это лишь часть успеха, даже не половина его. Успех заключается в том, как получить результат за те деньги, которые вы людям платите. А за это напрямую отвечают непосредственные руководители подразделений. И чаще всего именно руководители нижнего слоя — назовем их «сержанты» — максимально обделены инструментами управления людьми.

Руководителями начального звена часто становятся сотрудники из этого же подразделения и дальше их кидают в бой со словами: «он же эксперт в своем деле — разберется». В реальности около половины новоиспеченных руководителей пытаются сложить с себя эти полномочия в первые же 3 месяца после продвижения. Самостоятельно и успешно разбираются примерно 10%, у кого есть природная склонность к руководству людьми. Во всех остальных случаях успех достигается методом проб и ошибок. Ценой будет падение продуктивности и мотивации подразделения, потеря людей. Руководство людьми — другая профессия со своими законами. Этот путь можно сократить по времени и сделать его не таким дорогим.

Из реальной практики в компаниях-клиентах вижу две системные ошибки: младших руководителей либо не учат совсем, либо учат так называемому операционному менеджменту (а это не совсем то, что им надо).

Совет: дайте им инструменты ежедневного делегирования. Как ставить цели и задачи; как контролировать; как корректировать людей, если те ошибку сделали; как хвалить; как интервью вести; как с демотивацией работать.

  • Это то, с чем «сержанты» захлебнутся в первую очередь.
  • Это то, от чего линейные сотрудники побегут в первую очередь (знаю из многолетней практики проведения выходных интервью с уходящими сотрудниками).

Дали эти инструменты? Проверьте, как они их применяют. Пусть показывают, как распределили нагрузку, пусть цитируют, как цели ставят и обратную связь дают, пусть рассказывают, как контролируют исполнение и почему именно так.

Вывод: как бы кризисно не было на рынке, как бы вы не сокращали расходы, а инструменты делегирования младшему и среднему менеджменту надо предоставить. От них зависит результативность основной части персонала. А утечка людей из организации, как и дальнейший рекрутмент, а потом и обучение новичков — это реальные затраты. И они больше, чем затраты на обучение младшего руководящего состава.

Наблюдение № 2: Люди любят конкретику

Приучите линейных руководителей начинать постановку целей с глагола: повысить, понизить, сделать, купить, продать, заработать, разработать, поставить… Так сотрудникам понятнее, а чем им понятнее — тем им легче выполнить работу. На днях была свидетелем постановки цели: «Нам надо приспосабливаться к новой реальности. Давайте будем размышлять в этом направлении». За этим никакой конкретики не последовало. Такое целеполагание создает право для сотрудников в ответ на контроль сказать: «мы поразмышляли». И они будут правы. А вы будете недовольны. Но здесь нет их ошибки — здесь ошибка в целеполагании. 

Совет: в управлении людьми есть понятие «рамка». Рамка состоит из 4х элементов:

  1. Цель. Там первое слово — конкретный глагол (сделать то-то и то-то);
  2. Срок. 31 декабря 2024 года, а не «к концу года»;
  3. Затраты. Для этого есть 100 копеек, три каски и инструкция «219-мз»;
  4. KPI’s. Это не про бонус — это про ожидаемые критерии качества. Руководитель четко говорит людям, что такое хорошо выполненная работа, а что такое — плохо выполненная работа.

Вывод: контролируйте и себя, и руководителей всех уровней, следующих за вами, что в том, как озадачивается вами и ими коллектив, всегда есть рамка. Рамка дает сотрудникам ощущение ясности. Люди, которым ясна цель или процесс, лучше работают. А руководителям будет значительно проще спросить а) за результат, и б) за качество, так как все четко озвучено еще на берегу. Этот простейший инструмент резко снижает количество всяческих «недо»: недоделок, недовольства. А довольный и продуктивный сотрудник лучше работает и меньше думает об уходе.  

Наблюдение № 3: Отсутствие встречных вопросов — плохой знак

Сразу совет: не отпускайте никого выполнять цель, пока не услышите встречных вопросов, комментариев и предложений. Это реально указывает либо на недопонимание, либо на демотивацию. Заодно, вы хотя бы поймете, что и как понял человек. Появляется прямой рычаг откорректировать его понимание, а значит увеличить шанс, что человек выполнит работу правильно. Кстати, сотруднику тоже хорошо — руководитель демонстрирует внимание и уважение.

Вывод: микроинструмент — послушать встречные вопросы и ответить на них дает прямое влияние в моменте на будущий результат. Затрата руководителя — 5 минут времени, а КПД сотрудника увеличится.  Очевидно, не правда ли? Но по моим наблюдениям 70% руководителей ставят цель и отправляют человека выполнять, теряя этот рычаг полностью.

Наблюдение № 4: Люди демотивированы, когда их не услышали.

Не могу передать, как часто я это слышу от сотрудников: «мне не дали даже сказать», «меня не услышали», «моя экспертиза никому не нужна». И вот уже сотрудник выключился, начал делать ошибки, принял решение уйти.

Совет: элементарная личная гигиена: чистить зубы, мыть руки и т.д. Элементарная гигиена в управлении людьми: слушать своих сотрудников больше, чем говорить.

Двойная выгода:

  • вы будете знать, о чем они думают, чем мотивированы, начинается ли токсичность, на верном ли сотрудник пути, какой там потенциал…
  • сотрудник чувствует себя ценным, понятым, принятым и, самое главное, в безопасности: я могу делиться мнением. Это косвенно подталкивает к дальнейшему развитию, кстати.

Вывод: слушать сотрудников больше, чем слушать себя — это ежедневный и бесплатный элемент удержания своих людей а) на борту и б) в ресурсе.

Наблюдение № 5. Люди хотят доброго слова

Это кажется очевидным, но только в теории. Отмечу, что с годами становится лучше — молодое поколение руководителей, кстати, более продвинуто в плане похвалы, чем старшее. И все равно недостаточно, так как молодое поколение сотрудников требует больше похвалы, чем два предыдущих поколения.  Одним из постоянных вопросов по итогам тренингов является: «Как научиться хвалить?», «Что еще сказать, кроме «спасибо» и «молодец?»

Совет: вот несколько формулировок всяких поддерживающих фраз. Сделайте из них свой набор и пользуйтесь на здоровье:

Как хорошо, что ты зашел / рассказал / поделился…

Это очень ценно / интересно / важно…

Ты сейчас сказал об этом…. И навел меня на мысль… Я никогда не думал об этом. Благодаря тебе, я понял…. Спасибо!

Спасибо огромное, что заметил, сказал, высказался….

Вижу, что тебе тревожно. Я  хочу помочь. У меня есть время. Расскажи мне….

Вывод: вам не обязательно придумывать событийный повод для похвалы, вам не обязательно что-то обещать по итогам похвалы. Это просто приятные поддерживающие слова, которые сигнализируют сотрудникам о том, что их действия / мысли / стремления / идеи ценны и не остались незамеченными. А признание вами того, что каждый из них вам ценен — прямой инструмент ежедневного удержания людей в компании.

Согласитесь, все перечисленные выше приемы, — просты и знакомы. Как старая-добрая зарядка по утрам. Но именно с нее начинается здоровье организма. Так же и в организации: здоровье организации начинается с того, насколько качественно руководители младшего и среднего звена управляют вверенными им подразделениями. 

Для того чтобы с них спросить это качество управления, придется инвестировать: бюджет в то, чтобы у них был хороший управленческий инструментарий и свое время в то, чтобы проконтролировать эффект от их развития. 

Такие красоты, как развитие эмоциональной безопасности, толерантность и инклюзия, зрелость корпоративной культуры, системы удержания и вовлечения, человекоцентричность  — это все очень ценно и важно. Однако это области высшего пилотажа организационного уровня. Для обычного линейного руководителя все это лежит вне поля его влияния. Из того, что подконтрольно линейному руководителю — это собственное поведение. А там есть базовая несложная гигиена, описанная выше. Начните с себя и с подготовки своих «сержантов». Они — главные игроки в деле удержания людей в организации. И помните: хотите удержать людей — хотя бы не демотивируйте их.

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

30 лет изучаю и управляю людьмиЗа 25 лет тренерской работы обучила около 20000 руководителей получению результата чужими руками

Профиль

Дата регистрации
30 сентября 2011
Регион
г. Москва
ОГРНИП
311774627300091
ИНН
770103743700

Контакты

АдресРоссия, г. Москва, 1-й Пехотный пер., д. 2, кв. 306
Телефон+79037206170
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия