РБК Компании

Как бизнесу заработать на машинах из КНР

В 2023 году Китай экспортировал 5,22 млн машин на сумму 101,6 млрд долларов. Что это означает для бизнеса
Как бизнесу заработать на машинах из КНР
Александр Сероштанов
Александр Сероштанов
Предприниматель, автолюбитель, спортсмен

Директор китайского дивизиона China Car Club

Подробнее про эксперта

Лидер мирового экспорта автомобилей

В 2023 году Китай занял первое место по автомобильному экспорту. Согласно данным Таможенной службы Китая, в прошлом году экспортные поставки автомобилей побили исторические рекорды и по количеству, и в денежном выражении. Машины из КНР отправляются в более чем 200 стран мира. Отправка автомобилей с ДВС из Китая в 2023 году составила 3,52 млн единиц. Экспорт электромобилей — 1,7 млн штук, среди которых машины на полностью электрической тяге составили 90%, а гибриды — 10%. Для сравнения — Китай отправил за рубеж 5,22 млн машин, Япония — 3,99, Германия — 2,8 млн.

Больше всего автомобилей экспортировала компания Chery — 922 830 единиц. Вторую строчку занял концерн SAIC — 685 018 штук. Третье место у китайского филиала Tesla с 344 078 автомобилями. В пятерку также вошли Geely (274 101 единиц) и Great Wall Motors (267 756 штук). За ними следуют BYD и Changan. 

Кроме того, в 2023 году из Китая было экспортировано автозапчастей на 87,7 млрд долларов.

Аналитики, опрошенные Financial Times, ожидают, что к концу десятилетия китайский экспорт автомобилей может составить 9 млн единиц в год. Это позволит Китаю занять треть мирового автомобильного рынка. Хотя уже сейчас Китай потеснил мировых лидеров — Европу, Японию, Америку и Южную Корею.

Как бизнесу заработать на машинах из КНР

Бизнес на продаже машин

Главный рынок сбыта для китайских автомобилей — страны бывшего СНГ. А ключевым партнером Китая стала Россия: в нашу страну ввозят 42% от общего числа экспортируемых из КНР машин! В абсолютных величинах это 950 тысяч автомобилей на 19,7 млрд долларов.

Большинству китайских брендов нет и десяти лет, все они молодые и быстроразвивающиеся. Санкционные ограничения означают, что пока автопрому Китая не нужно конкурировать с производителями из других стран. Все это открывает возможности для развития бизнеса. 

В России насчитывается более 2,3 тыс. шоурумов с китайскими автомобилями — это более половины всех открытых в стране автоцентров. За прошлый год в нашей стране были открыты 1,6 тыс. новых дилерских центров, 1,4 тыс. из которых продают китайские автомобили. Больше всего салонов открыли Chery, Geely и Omoda.

По данным аналитиков «Дрома», в 2023 году средняя стоимость нового автомобиля из Китая увеличилась на 11% до 3,3 млн рублей. Подержанные модели выросли в цене вдвое, а средняя стоимость китайского автомобиля с пробегом составила 1,8 млн рублей. В 2023 году россияне потратили 257,7 млрд рублей на покупку китайских машин: в денежном выражении Китай занял 67% российского авторынка среди новых легковушек.

По результатам опроса, проведенного «Открытие Авто» и ВТБ, 68% россиян считают китайские автомобили качественными. Из них 12% уверены, что марки из КНР обогнали по качеству ушедшие из России бренды. Почти 38% россиян отметили: на российском рынке неплохой выбор китайских моделей, но им хотелось бы видеть еще больше новых автомобилей. 

Для предпринимателей это означает, что россияне готовы к параллельному импорту машин, которые официально не представлены в России. Бизнес может заработать на этом желании российских автомобилистов: привозить машины самостоятельно, покупать их у экспортеров, договариваться с компаниями. Кроме того, логистический рынок между Россией и Китаем сейчас процветает, как никогда. И это еще одна возможность заработать.

Как бизнесу заработать на машинах из КНР

Бизнес на автосервисе

Рост популярности китайских автомобилей и электромобилей обнажает потребность в квалифицированной диагностике, сервисном обслуживании и ремонте. Пока техника новая, проблема не такая острая, но рано или поздно владельцам автомобилей молодых китайских брендов понадобится помощь механиков.

Китай — мировой лидер по производству электрокаров, а в России этот рынок стремительно набирает обороты. Так, в 2023 году российский рынок электромобилей вырос в пять раз: было продано более 14 тыс. новых машин. Самым популярным новым электромобилем стал китайский Zeekr 001. 

Автосервисам в России пора создавать условия для обслуживания машин на электротяге, ведь сложности уже возникают. Это открывает еще одну возможность для заработка: открытие СТО, повышение квалификации мастеров по работе с электромобилями и гибридами, продажа специализированного оборудования, обучение новым стандартам работы. 

Бизнес на маркетинге

По данным исследования «Авто.ру», 43% россиян стали лучше относиться к китайским автомобилям, а 13% уже рассматривают машины из Поднебесной в качестве следующей покупки. Половина участников опроса не против приобрести китайский автомобиль, но часть из них — при условии, что не будет других альтернатив.

В России насчитывается 35 китайских марок, которые представлены официально. А с учетом тех, которые ввозятся по параллельному импорту, — около 60. Однако 80% россиян могут назвать максимум пять из них, а более 10 брендов назвали только 4% опрошенных.

Для бизнеса эта статистика означает, что необходимо работать с аудиторией и сделать так, чтобы автомобилисты привыкли к китайским брендам и узнавали их. Нужно показывать, почему китайские автомобили — не выбор от безысходности, а конкурентный вариант. Маркетологам предстоит преодолеть старые стереотипы о качестве автомобилей из КНР. 

В этом ключе рынку сейчас нужны новые специалисты, агентства, пиарщики, маркетологи, редакторы, которые отучат дилеров и продавцов от старых схем продаж, которые больше не работают. Продавать модели популярного бренда со столетней историей — совсем не то же самое, что малоизвестные машины, названия которых трудно выговорить. Потребности, сомнения и возражения аудитории сильно отличаются. Бизнес, который быстрее это поймет, сможет перевернуть рынок и заработать на этом деньги. 

Китайские автомобили, которые выпускаются сейчас, разительно отличаются от тех моделей, которые были представлены на рынке 10-15 лет назад. За прошедшие годы они стали качественнее, современнее и технологичнее. Китайские бренды не просто догнали западных конкурентов, а в чем-то даже и превзошли их. Но проблема в том, что большая часть аудитории даже не догадывается об этом. И честные заявления о том, почему современные китайские машины могут быть лучше привычных «европейцев» сработает быстрее, чем «мутные» акции и спецпредложения, за которыми редко скрывается реальная выгода для покупателя. Заработает тот, кто сможет это донести до современного бизнеса. 

Как бизнесу заработать на машинах из КНР

Пример уникальных технологий — внедорожник Yangwang U8. Флагман BYD способен разворачиваться на месте, плавать на открытой воде до получаса, а также двигаться по диагонали в «режиме краба». Водонепроницаемым корпусом не может похвастаться ни один конкурент, а «танковый» разворот пока есть только в арсенале GMC Hummer EV и другого «китайца» — Mengshi M-Hero 917. 

Другая спорная, но эффектная технология — диодные панели снаружи корпуса для общения с другими участниками дорожного движения. Такую опцию получили автомобили Avatr 12, Aito M9 и HiPhi А. Практичность пока под вопросом, но кто знает: возможно, в будущем информационные табло станут обязательным атрибутом беспилотных автомобилей?

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации02.09.2020
РегионХабаровский край
ОГРНИП 320272400033333
ИНН 272497765986

Контакты

Адрес 115563, Россия, г. Москва, Каширское шоссе, д. 61, к. 4, ст. 1
Телефон +78002222878

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия