Как бизнесу заработать на машинах из КНР
В 2023 году Китай экспортировал 5,22 млн машин на сумму 101,6 млрд долларов. Что это означает для бизнеса![Как бизнесу заработать на машинах из КНР](https://s.rbk.ru/v1_companies_s3/resized/960xH/media/company_press_release_image/ab651b2c-0da0-49be-9f97-4c95d14d1e56.jpg)
![Александр Сероштанов](https://s.rbk.ru/v1_companies_s3/resized/200xH/media/interviewee_photo/e72dbdcf-835c-4809-835d-61bc986667d3.jpg)
Директор китайского дивизиона China Car Club
Лидер мирового экспорта автомобилей
В 2023 году Китай занял первое место по автомобильному экспорту. Согласно данным Таможенной службы Китая, в прошлом году экспортные поставки автомобилей побили исторические рекорды и по количеству, и в денежном выражении. Машины из КНР отправляются в более чем 200 стран мира. Отправка автомобилей с ДВС из Китая в 2023 году составила 3,52 млн единиц. Экспорт электромобилей — 1,7 млн штук, среди которых машины на полностью электрической тяге составили 90%, а гибриды — 10%. Для сравнения — Китай отправил за рубеж 5,22 млн машин, Япония — 3,99, Германия — 2,8 млн.
Больше всего автомобилей экспортировала компания Chery — 922 830 единиц. Вторую строчку занял концерн SAIC — 685 018 штук. Третье место у китайского филиала Tesla с 344 078 автомобилями. В пятерку также вошли Geely (274 101 единиц) и Great Wall Motors (267 756 штук). За ними следуют BYD и Changan.
Кроме того, в 2023 году из Китая было экспортировано автозапчастей на 87,7 млрд долларов.
Аналитики, опрошенные Financial Times, ожидают, что к концу десятилетия китайский экспорт автомобилей может составить 9 млн единиц в год. Это позволит Китаю занять треть мирового автомобильного рынка. Хотя уже сейчас Китай потеснил мировых лидеров — Европу, Японию, Америку и Южную Корею.
![Как бизнесу заработать на машинах из КНР](https://s.rbk.ru/v1_companies_s3/media/news_body_images/3e169b66-6c01-41ab-b08a-b2b0ee780d80.jpg)
Бизнес на продаже машин
Главный рынок сбыта для китайских автомобилей — страны бывшего СНГ. А ключевым партнером Китая стала Россия: в нашу страну ввозят 42% от общего числа экспортируемых из КНР машин! В абсолютных величинах это 950 тысяч автомобилей на 19,7 млрд долларов.
Большинству китайских брендов нет и десяти лет, все они молодые и быстроразвивающиеся. Санкционные ограничения означают, что пока автопрому Китая не нужно конкурировать с производителями из других стран. Все это открывает возможности для развития бизнеса.
В России насчитывается более 2,3 тыс. шоурумов с китайскими автомобилями — это более половины всех открытых в стране автоцентров. За прошлый год в нашей стране были открыты 1,6 тыс. новых дилерских центров, 1,4 тыс. из которых продают китайские автомобили. Больше всего салонов открыли Chery, Geely и Omoda.
По данным аналитиков «Дрома», в 2023 году средняя стоимость нового автомобиля из Китая увеличилась на 11% до 3,3 млн рублей. Подержанные модели выросли в цене вдвое, а средняя стоимость китайского автомобиля с пробегом составила 1,8 млн рублей. В 2023 году россияне потратили 257,7 млрд рублей на покупку китайских машин: в денежном выражении Китай занял 67% российского авторынка среди новых легковушек.
По результатам опроса, проведенного «Открытие Авто» и ВТБ, 68% россиян считают китайские автомобили качественными. Из них 12% уверены, что марки из КНР обогнали по качеству ушедшие из России бренды. Почти 38% россиян отметили: на российском рынке неплохой выбор китайских моделей, но им хотелось бы видеть еще больше новых автомобилей.
Для предпринимателей это означает, что россияне готовы к параллельному импорту машин, которые официально не представлены в России. Бизнес может заработать на этом желании российских автомобилистов: привозить машины самостоятельно, покупать их у экспортеров, договариваться с компаниями. Кроме того, логистический рынок между Россией и Китаем сейчас процветает, как никогда. И это еще одна возможность заработать.
![Как бизнесу заработать на машинах из КНР](https://s.rbk.ru/v1_companies_s3/media/news_body_images/f8735519-892b-4555-b4cf-5f90ba21f629.jpg)
Бизнес на автосервисе
Рост популярности китайских автомобилей и электромобилей обнажает потребность в квалифицированной диагностике, сервисном обслуживании и ремонте. Пока техника новая, проблема не такая острая, но рано или поздно владельцам автомобилей молодых китайских брендов понадобится помощь механиков.
Китай — мировой лидер по производству электрокаров, а в России этот рынок стремительно набирает обороты. Так, в 2023 году российский рынок электромобилей вырос в пять раз: было продано более 14 тыс. новых машин. Самым популярным новым электромобилем стал китайский Zeekr 001.
Автосервисам в России пора создавать условия для обслуживания машин на электротяге, ведь сложности уже возникают. Это открывает еще одну возможность для заработка: открытие СТО, повышение квалификации мастеров по работе с электромобилями и гибридами, продажа специализированного оборудования, обучение новым стандартам работы.
Бизнес на маркетинге
По данным исследования «Авто.ру», 43% россиян стали лучше относиться к китайским автомобилям, а 13% уже рассматривают машины из Поднебесной в качестве следующей покупки. Половина участников опроса не против приобрести китайский автомобиль, но часть из них — при условии, что не будет других альтернатив.
В России насчитывается 35 китайских марок, которые представлены официально. А с учетом тех, которые ввозятся по параллельному импорту, — около 60. Однако 80% россиян могут назвать максимум пять из них, а более 10 брендов назвали только 4% опрошенных.
Для бизнеса эта статистика означает, что необходимо работать с аудиторией и сделать так, чтобы автомобилисты привыкли к китайским брендам и узнавали их. Нужно показывать, почему китайские автомобили — не выбор от безысходности, а конкурентный вариант. Маркетологам предстоит преодолеть старые стереотипы о качестве автомобилей из КНР.
В этом ключе рынку сейчас нужны новые специалисты, агентства, пиарщики, маркетологи, редакторы, которые отучат дилеров и продавцов от старых схем продаж, которые больше не работают. Продавать модели популярного бренда со столетней историей — совсем не то же самое, что малоизвестные машины, названия которых трудно выговорить. Потребности, сомнения и возражения аудитории сильно отличаются. Бизнес, который быстрее это поймет, сможет перевернуть рынок и заработать на этом деньги.
Китайские автомобили, которые выпускаются сейчас, разительно отличаются от тех моделей, которые были представлены на рынке 10-15 лет назад. За прошедшие годы они стали качественнее, современнее и технологичнее. Китайские бренды не просто догнали западных конкурентов, а в чем-то даже и превзошли их. Но проблема в том, что большая часть аудитории даже не догадывается об этом. И честные заявления о том, почему современные китайские машины могут быть лучше привычных «европейцев» сработает быстрее, чем «мутные» акции и спецпредложения, за которыми редко скрывается реальная выгода для покупателя. Заработает тот, кто сможет это донести до современного бизнеса.
![Как бизнесу заработать на машинах из КНР](https://s.rbk.ru/v1_companies_s3/media/news_body_images/c95b41d4-ca86-4bd2-b713-21855ad2fb0a.jpg)
Пример уникальных технологий — внедорожник Yangwang U8. Флагман BYD способен разворачиваться на месте, плавать на открытой воде до получаса, а также двигаться по диагонали в «режиме краба». Водонепроницаемым корпусом не может похвастаться ни один конкурент, а «танковый» разворот пока есть только в арсенале GMC Hummer EV и другого «китайца» — Mengshi M-Hero 917.
Другая спорная, но эффектная технология — диодные панели снаружи корпуса для общения с другими участниками дорожного движения. Такую опцию получили автомобили Avatr 12, Aito M9 и HiPhi А. Практичность пока под вопросом, но кто знает: возможно, в будущем информационные табло станут обязательным атрибутом беспилотных автомобилей?
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты