РБК Компании

Как сократить текучесть команды и увеличить выручку компании

Почему уходят сотрудники, как их мотивировать и создать «здоровую» рабочую атмосферу с дисциплиной в команде без жестких мер
Как сократить текучесть команды и увеличить выручку компании
Арина Карунус
Арина Карунус
Эксперт «Синктум»

Сертифицированный сервис-тренер, коуч и психолог-конфликтолог, спикер.

Подробнее про эксперта

Адаптация сотрудника отнимает до 40% прибыли. Именно поэтому важно адаптировать сотрудника быстро и эффективно. 

У предприятия могут быть качественные технологии, но если у нее нет высококлассных специалистов, бизнес не сможет масштабироваться и развиваться.

Будущее современных компаний зависит от готовности сотрудников к изменениям и инновациям.

В данной статье Арина Карунус — сертифицированный сервис-тренер, коуч и психолог-конфликтолог, спикер курса «Как сократить текучесть команды и увеличить выручку на «Синктум» — рассказывает, почему компаниям стоит бороться за ценные кадры и как это делать эффективно; как остановить текучку и повысить лояльность к компании за счет инструментов для обучения. 

Большинство организаций понимают, что их преимущественное положение на рынке связано с людьми. Однако лишь немногие всерьез задумываются, как усовершенствовать процесс удержания сотрудников и сократить показатель текучести персонала, а главное — увеличить выручку.

Проблема «текучки» является более чем актуальной для сегодняшнего бизнеса. Юноши и девушки «выдерживают» в среднем около восьми месяцев на одном предприятии, в то время как нормой «продолжительности жизни сотрудника» считается 3 года. 

Причины коротких контрактов и как это исправить

  1. Высокая конкуренция. Многие компании делают упор на развитие сотрудников
  2. Низкая заработная плата. Идет тенденция на рост зарплаты. Компаниям важно понимать KPI зарплаты.
  3. Сложные отношения с начальством. Руководители не должны относиться к сотрудникам как к расходному материалу.
  4. Желание реализоваться в другой сфере и т.п. Важно дать возможность человеку развиваться.

Далее рассмотрим основные причины ухода персонала и способы их устранения, так как эти причины во многом совокупные.

Текучесть персонала 

Под текучестью персонала понимается процент сотрудников, которые увольняются из компании в течение определенного периода времени. Поскольку текучесть персонала — очень дорогостоящий процесс, HR-менеджерам, управленцам, сервис-менеджерам приходится внедрять практики для сохранения рабочих команд. 

Норма текучести кадров часто зависит от сферы работы компании. Например, в ритейле и ресторанном бизнесе нормой считается текучесть в 20-30%, в то время как для IT-компании такой показатель будет тревожным сигналом.

Как рассчитать текучесть персонала

Текучесть кадров = кол-во уволившихся / среднее кол-во работающих сотрудников x 100

Если ваша текучесть более 30%, стоит задуматься о ее причинах. 

Причины текучести персонала

Обострился кадровый голод 

Тысячи рекрутеров HoReCa ежедневно просматривают множество телеграм-каналов и job-сайтов в поисках кадров. Но сотрудников становится только меньше. Почему? Давайте разбираться. 

Уезжают трудовые мигранты

  • Курс рубля ослаблен, а спрос на поваров, официантов и других сотрудников общепита вырос на 75%.
  • На курьеров, водителей, сотрудников склада и в логистике — на 70%.
  • На рабочих — на 72%.

Сейчас в России просто не осталось компаний в HoReCa, которые не сталкиваются с нехваткой кадров. Картина довольно удручающая. По данным того же hh, количество вакансий за год выросло на 160%. А количество резюме при этом сильно упало.

Страну покидает молодежь

Сегодня молодым людям стало гораздо легче менять место жительства. Последние годы научили нас быстро адаптироваться к текущим реалиям. Поэтому молодежь быстро и с легкостью принимает решение как о переезде в другой город, так и в другую страну.

Линейный персонал HoReCa строится именно на молодых людях, поэтому эта проблема ощущается довольно остро.

Выросли требования к заработной плате 

Многие рестораны, открытые бизнесменами вне сферы питания, сталкиваются с проблемами недовольства персонала из-за низких зарплат, плохих условий труда и управления. 

Экономия на оборудовании и повышение штрафов для сотрудников ухудшают отношения в команде. Работа в сфере обслуживания требует создания комфортных условий и справедливой оплаты труда. 

Для удержания и привлечения персонала ресторанам приходится повышать зарплаты, но это угрожает рентабельности бизнеса. Несмотря на увеличение зарплат на 20% за полугодие, рентабельность не растет. Это заставляет рестораторов искать баланс между хорошей командой и прибыльностью.

Выросли требования к условиям труда

Негатив может подтолкнуть нового сотрудника к смене работы. Важно обучать сотрудников и менеджеров справляться со стрессом.

Представьте: сотрудник выходит на работу. В первую же смену слышит крики и недовольства сотрудников. Он чувствует негатив и отказывается работать в заведении. 

Именно поэтому все большую популярность набирают well-being (эмоциональное благополучие в команде) и family-подход, когда все члены команды ориентированы на результат, и при этом помогают друг другу расти.

Последняя, но немаловажная причина текучести персонала: 

Процесс подбора стал сложнее 

Реальность такова, что в ресторане все должны уметь все. Рестораторы хотят, чтобы:

  • администратор умел работать с кассой; 
  • менеджеры совмещали в себе навыки в финансовой сфере, маркетинге, HR, охране труда и пожарной безопасности. 

По исследованию White Rabbit Family, только 10% специалистов на рынке соответствуют этим запросам. 

Чтобы сотрудники ресторана могли расти не только вертикально, но и горизонтально и осваивать новые компетенции, нужна качественная система обучения. Далее поговорим об эффективных инструментах для сокращения текучести и обучения команды.

Инструменты для обучения команды HoReCa

1. Лист стажировки официанта/менеджера/бармена/хостес

В нем мы четко отображаем:

  • как должна проходить стажировка; 
  •  что за день должен изучить сотрудник; 
  • как происходит оплата стажировочных дней; 
  • что, кому и в каком объеме кандидат должен сдать после стажировки;
  • какие материалы необходимо изучить; 
  • где находятся подсобные помещения, зона стаффа.

2. Обучающий материал по меню кухни и бара, который содержит:

  • состав; 
  • красочное описание; 
  • фотографии; 
  • аллергены; 
  • варианты доп.ингредиентов; 
  • гастрономические пары.

3. Наставник 

Во время стажировки важно закрепить кандидата за наставником, у которого компетенция выше основного уровня команды, но при этом он заинтересован в обучении новых участников.

Такая роль хорошо подходит для участника команды в нахождении психотипа «Звезда». Это дает ему возможность раскрыть себя по-новому.

4. Service book

Данный метод отражает ценности компании и возможности продукта. Сотруднику необходимо осознавать данные. Так, на начальном этапе сотрудник поймет, подходит ли ему формат заведения и ценности компании.

5. Конкурсы по продажам для персонала

Когда сотрудники уже обладают необходимым опытом и знаниями, мы можем запустить конкурс по продажам. Это повышает конкуренцию, обязует сотрудников повышать сервис и давать хороший результат, а также увеличивает количество продаж. 

Как знание продукта влияет на возвратность гостей

На все 100 процентов. Ведь если сотрудник знает историю заведения, понимает состав продуктов, то он точно сможет предложить гостю именно то, что попадет в его желания. Один из эффективных способов повышения продаж и имиджа заведения — именной конкурс отзывов среди официантов и менеджеров ресторана/кафе/бара.

Какие потребности закрывает данная методика 

Сотруднику заведения следует: 

  • быть заинтересованным в сервисе перед гостем; 
  • точно знать составы блюд и гастрономические сочетания; 
  • найти контакт с гостем, чтобы попросить оставить именной отзыв.

И самое главное: сейчас 80% гостей выбирают заведения по рейтингу на 2гис и Яндекс.картах. С методикой вы обеспечиваете возвратность гостей и приток новых.

Удобные обучающие материалы и наставники помогают адаптироваться новичкам. Вы помогаете сотрудникам чувствовать себя нужными и ценными. Повышается мотивация и качество работы за счет позитивной атмосферы, комфорта в обучении и прозрачного профессионального роста в компании. 

Как сократить текучесть сотрудников и повысить выручку

При равных условиях работы сотрудник с большой вероятностью уйдет в более престижное и популярное заведение. Эту разницу нужно стараться компенсировать дополнительной мотивацией, направленной на долгосрочное сотрудничество. Предоставляйте определенные бонусы, либо ежегодное повышение зарплаты. 

Основная проблема: предприятия общественного питания имеют относительно небольшой штат. Поэтому там отсутствует профессиональный кадровик, который может отслеживать ситуацию на рынке труда и выбирать подходящих соискателей. Возможный выход из ситуации — делегирование этих процессов на управленческий персонал и его дополнительную подготовку в этом направлении. Специалист сможет развивать сотрудников, проводить обучение и тренинги. Так, сотрудники будут чувствовать себя комфортнее, у них появится возможность собственной реализации и карьерного роста в этой сфере.

Зачастую, когда падает выручка у заведения, собственники и управленцы принимают неверные решения по регулированию и оптимизации работы команды.

Решения кажутся простыми и понятными:

  • сократить рабочие часы;
  • оптимизировать штат;
  • уволить наименее важную единицу и переложить ее обязанности на всю команду равномерно.

К какому результату это приведет

  • Увеличивается текучесть персонала.
  • Падает уровень компетенций кадров.
  • Падает уровень среднего чека, количество продаж высоко маржинальных позиций и дополнительных ингредиентов.

Чтобы избежать негативных последствий от принятых решений. Необходимо адаптировать команду. И первый шаг — разобрать причины падения выручки заведения со стороны команды зала.

Типичные ошибки команды, на которые часто закрывают глаза: 

  • незнание продукта и не желание его изучать;
  • непонимание способов и методологий продаж;
  • отсутствие командного имиджа;
  • отсутствие обучения команды;
  • пренебрежение здоровой конкуренции в команде.

Необходимо понимание, как каждый аспект влияет на работу, но еще важнее осознать, что данная методика работает идеально только вкупе друг с другом.

Через адаптацию команды заведение может донести идею и ценности продукта, влиять на конкурентную способность участников команды, давать знания, необходимые для эффективной продажи продукта, и уменьшать текучесть персонала.

Как можно решить проблему текучки

  • Анализ персонала

Проанализируйте всю команду — от официантов-стажеров до руководителей. Понаблюдайте за их работой и общением между собой. Если сотрудник не стремится к улучшениям и не видит прогресса в работе — лучше попрощаться с ним и взять стажера. Его придется обучить с нуля, зато он «вырастет» на ваших стандартах, и его не придется переучивать со старого места работы.

  • Подбор

Спросите у кандидата о его целях и желаниях, об увлечениях и душевных качествах, о принципах и правилах. Такие опросы помогают узнать человека лучше и понять: подходит ли он под характер заведения; понимает ли его ценности и готов ли идти с заведением дальше. Соискателю важно дать не только основную информацию об обязанностях, но и подводных камнях. Вы исключите людей, которым работа будет не под силу.

  • Адаптация

Если руководитель упускает сотрудника в первые два-три дня, не адаптирует, не опекает его — 90% шансов, что перспективный специалист уйдет. Без поддержки со стороны руководителей, желание показывать достойный результат пропадает. Наивно рассчитывать, что «свежий» человек сам во всем разберется.

Для того чтобы методика работала, необходимо внедрить дисциплину в команду. В любом бизнесе дисциплина очень важна. Любое промедление или ошибка — минус лояльный гость. Команда должна работать четко как часы. Дисциплина не появляется по щелчку пальцев. Все сотрудники обладают разной степенью ответственности: у кого-то всегда все по полочкам, а кому-то сложно вписаться в жесткие рамки и соблюдать правила. 

Варианты поддержки дисциплины:

  • за счет страха выговора, штрафа, увольнения;
  • за счет понимания приоритетов компании и своего развития в ней.

Страх является мощным инструментом, но не приводит ни к чему хорошему. Постоянный контроль, «наушничество», боязнь начальства приводят к нездоровой атмосфере в коллективе. Работники больше думают не о своей эффективности, а о том, как бы сделать все так, чтобы не выйти за рамки дисциплины. А если они совершают ошибки, то делают все, чтобы их скрыть. Из-за этого бизнес-процессы в компании могут страдать, а вы даже не будете понимать, почему так происходит. Из коллектива, связанного страхом, не получится организовать сплоченную команду. У сотрудников не будет иной мотивации, кроме боязни начальства. Их легко переманить на другую работу, пообещав более высокий оклад и мягкие условия труда. И если это ценные сотрудники с хорошими знаниями, то будет очень печально увидеть их у конкурента.

5 способов мягко увеличить мотивацию и дисциплину в команде 

  • Установить четкие правила

Определите стандарты поведения и профессионализма, которым должны следовать вся команда. Регулярно напоминайте о них.

  • Поощрять и награждать за достижения

Установите систему поощрений и наград за хорошую работу и высокие результаты, чтобы мотивировать сотрудников стремиться к лучшему.

  • Проводить тренинги и обучения

Обучение сотрудников новым навыкам и техникам поможет им чувствовать себя уверенно и стремиться развивать собственные компетенции.

  • Проводить ежедневные брифинги и обсуждения

Обсуждение текущих проблем и целей команды поможет улучшить коммуникацию и выработать совместные стратегии решения проблем. Отличным способом будет проводить пятиминутки по модулю ITCI.

  • Показывать лидерство и быть примером для других

Как руководитель, вы должны быть образцом для команды. Демонстрируйте дисциплину, профессионализм и энтузиазм в работе.

Итоги 

Нехватка сотрудников на рынке труда привела к высокой конкуренции среди компании. Многие компании уже внедряют методы и инструменты, которые помогут сохранить ценные кадры, привлечь и обучить новых сотрудников. 

Управление персоналом требует создания доверительной атмосферы, поддержки и контроля адаптации сотрудников без излишней жесткости. При этом необходимо поддерживать дисциплину и стандарты работы. Эффективность управления зависит от компетенций руководителя в мотивации персонала и поддержании эмоционального благополучия команды.

Мотивация и удержание сотрудников формируют основу для повышения производительности и качества работы. Когда сотрудники чувствуют себя мотивированными и предано относятся к компании, они справляются с задачами эффективно и ценят свое рабочее место. Так, вы сможете обеспечить стабильность рабочего процесса и улучшить опыт клиентов, что влияет на увеличение выручки компании.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации23.10.2020
Уставной капитал200 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Коньково, ул. Бутлерова, д. 17, этаж 4, ком. 117
ОГРН 1207700396232
ИНН / КПП 9728016235 772801001

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия