РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф

Обзор регуляторных трендов 2024–2025 гг

Baikal Communications Group представила аналитический обзор главных трендов в регулировании бизнеса в 2024–2025 годах
Обзор регуляторных трендов 2024–2025 гг
Источник изображения: Личный архив компании

5 декабря 2024 года состоялся второй форум «Корпоративный GR», организованный компанией Baikal Communications Group.

GR-форум — аутентичная, закрытая площадка, объединяющая представителей корпоративного сектора GR-индустрии. Она создана для укрепления GR-функции, а также консолидации профессионального сообщества в условиях глобальных перемен. Спикерами на мероприятии выступили практикующие специалисты по связям с государством, руководители и топ-менеджеры крупных российских и зарубежных компаний, представители российских ВУЗов.

В рамках мероприятия Baikal Communications Group представила аналитический обзор главных трендов в регулировании бизнеса в 2024–2025 годах. Целевая аудитория исследования — российские и зарубежные компании. Обзор направлен на понимание общих векторов и динамики изменений государственной политики в России, а также их влияния на бизнес и общество.

Эксперты компании констатировали, что в 2024 году российское государство продемонстрировало адаптацию к работе в условиях санкционного давления, что активизировало полемику о близости завершения антикризисного этапа регулирования и переходе к более долгосрочной и стабильной политике.

Однако на практике регуляторная политика по-прежнему в значительной степени определяется антикризисными целями и возможности для прогнозирования изменений остаются ограниченными.

Специалисты компании определили 12 главных трендов в регуляторной политике 2024–2025 годов, которые оказывают влияние бизнес, формируя для него ключевые риски и возможности.

Тренд 1. Повышение ставок по ряду ключевых налогов

Рост бюджетного дефицита, вызванного санкциями, увеличением оборонных расходов, снижением цен на нефть по сравнению с пиковыми значениями 2022 года, привели к необходимости реформирования фискальной политики.

В июле 2024 года Президентом России подписан закон об изменении параметров налоговой системы: повышении налога на прибыль, введении пятиступенчатой шкалы НДФЛ, дополнительного налогообложения рентных доходов. Однако и после принятия закона был принят ряд мер, направленных на повышение налогового бремени бизнеса в отдельных отраслях, включая акцизы, таможенные пошлины и налогообложение крупных госкорпораций.

Тренд 2. Расширение категорий налогоплательщиков по некоторым видам налогов, появление новых видов налогов

Помимо повышения ставок по действующим налогам, в 2024 году наблюдалась тенденция по законодательному урегулированию налогообложения отраслей, которые ранее были освобождены от некоторых видов налогов. Такая политика объясняется как, появлением и активным развитием новых отраслей экономики, в отношении которых ранее существовал правовой вакуум, так и необходимостью увеличения доходов федерального бюджета.

Наиболее яркие примеры активности регуляторов в этом направлении — введение правил налогообложения майнинга криптовалют, введение сбора в размере 3% с рекламных площадок, туристический налог, расширение акциза на новые категории сахаросодержащих напитков и т. д.

Тренд 3. Стимулирование инвестиционной активности

В 2024 году на фоне налоговой реформы и увеличения налогового бремени были приняты меры стимулирующего характера для повышения экономической и инвестиционной активности в наиболее приоритетных секторах экономики. Таким образом создана возможность возврата части дополнительно уплаченных налогов, если компании ведут активную инвестиционную политику. Конкретными механизмами стали федеральный и региональный инвестиционные налоговые вычеты и льготы по налогу на прибыль для компаний, инвестирующих в НИОКР.

Тренд 4. Повышение эффективности преференциальных режимов на отдельных территориях

Правительство России продолжает уделять особое внимание вопросу применения преференциальных налоговых режимов: ТОР, СПВ, СЭЗ, САР и др. В рамках изменения параметров налоговой системы действующие режимы и объем льгот, которые применяются в отношении их участников, были сохранены. Кроме того, заметен тренд на повышение эффективности их функционирования, донастройку механизмов, введение дополнительных послаблений и новых ограничений.

Политика в отношении преференциальных налоговых режимов направлена на решение трех основных задач: 1) деофшоризация экономики; 2) стимулирование экономического роста на отдельных территориях (например, на Дальнем Востоке и в Арктике); 3) поддержка экономической активности в регионах, ситуация в которых ухудшается в связи с боевыми действиями. В 2025 году повышение эффективности преференциальных режимов продолжится.

Тренд 5. Усиление противодействия контрафакту и фальсификату, контроль качества продукции

Регулирующие органы повышают интенсивность принятия решений в целях снижения доли контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции. Помимо фактической высокой доли теневого оборота товаров, активность государства по данному направлению определяется необходимостью увеличения доходной части бюджета и стремительной цифровизацией товарооборота.

Наиболее заметные меры государства в рамках данного тренда связаны с форсированным расширением категорий товаров, которые попадают под цифровую маркировку (обязательную или в рамках экспериментальных режимов), и разработкой предложений по контролю качества продукции в электронной торговле.

Тренд 6. Регулирование платформенной экономики

Интернет-экономика — один из самых динамичных и перспективных секторов российской экономики. По данным АКИТ, только за три квартала 2024 года продажи товаров на маркетплейсах выросли на 43% до 6,2 трлн рублей. Следствием стремительного развития отрасли становится повышенное внимание к ней со стороны общества, депутатов, ФОИВ и наднациональных регуляторов.

При этом регуляторные изменения прорабатываются как на уровне Российской Федерации, так и в наднациональном пространстве на площадках структур ЕЭК. Внутри российской системы органов власти законодательная и исполнительная ветви выступают с альтернативными подходами к регулированию отрасли. При этом наибольший интерес представляют инициативы Минэкономразвития России с более широким предметом регулирования, включая всю интернет-экономику, интернет-торговлю и платформенную занятость. В свою очередь, на уровне ЕАЭС прорабатываются нормы, которые касаются таможенного регулирования и взимания пошлин с товаров интернет-торговли.

Тренд 7. Импортозамещение, защита национального производителя, технологический суверенитет

Импортозамещение остается ключевым направлением государственной экономической политики России в 2024–2025 годах. В условиях сохраняющегося санкционного давления, ограниченного доступа к зарубежным технологиям и компонентам, эта тенденция продолжает оказывать значительное влияние на бизнес.

Государственная стратегия импортозамещения вступает в новый этап. Если раньше акцент делался на поиске решений для критически важных отраслей, то сейчас упор делается на масштабирование, углубление локального производства и стимулирование инноваций, направленных на долгосрочную конкурентоспособность. При этом для бизнеса импортозамещение является не только вызовом, но и возможностью.

Среди инструментов, которыми располагает государство в рамках данного тренда государственной политики, можно выделить ограничения при госзакупках для иностранных компаний и расширение правила «второй лишний», новые национальные проекты, сокращение параллельного импорта, инициативы в сфере ограничения прав интеллектуальной собственности и ужесточение требований к уровню локализации производства.

Тренд 8. Ужесточение законодательства в сфере работы Правкомиссии по контролю за иностранными инвестициями в РФ

С 2022 года продолжается тренд на введение ограничений для инвесторов и усложнение процедур вывода капитала для компаний из стран, которые поддержали санкции против России. Также наблюдается тенденция к усилению государственного контроля над иностранными инвестициями, особенно в отношении крупных сделок.

В 2024 году в рамках данного тренда были повышены минимальный дисконт при продаже активов (с 50% до 60%) и добровольный взнос в бюджет (с 15% до 35%). Сделки с участием лиц из недружественных государств по покупке и продаже активов стоимостью свыше 50 млрд руб. теперь будут совершаться с согласия Президента России.

Тренд 9. Обсуждение вопросов изъятия имущества или использования доходов компаний из «недружественных» стран. Создание и корректировка правовых механизмов

Вопросы изъятия имущества или использования доходов компаний из недружественных стран остаются одной из самых острых тем в российской регуляторной повестке. Обсуждение вопроса развивается на фоне санкционного давления и стремления государства усилить экономический суверенитет. Сформировавшаяся дискуссия влияет как на бизнес с иностранным участием, так и на российские компании, которые активно вовлечены в локализацию и импортозамещение.

При этом в 2024 году были созданы правовые механизмы, с помощью которых возможно изъятие имущества компаний из США. Подобные решения могут быть введены как ответная мера на конфискацию суверенных активов России.

Тренд 10. Поддержка экспорта на фоне внешних ограничений и импортозамещения

Внешние ограничения, сложности с импортом, и недостаточный внутренний спрос подталкивают власти к поддержке экспорта. В связи с этим государство стремится содействовать выходу российских компаний на зарубежные рынки и формирует новые механизмы взаимодействия с внешнеэкономическими партнерами страны.

Среди примеров работы регуляторов в рамках данного тренда можно выделить подготовку к перезапуску программы льготного кредитования экспортеров в 2025 году, формирование новой версии нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», проработка вопросов внедрения в международных расчетах криптовалюты.

Тренд 11. Увеличение социально-трудовых издержек работодателей, в том числе из-за регуляторной политики

Тенденция обусловлена как политическими условиями, так и мерами регуляторной политики. Наиболее заметной для бизнеса в 2024 году стала тема ужесточения миграционной политики. Проблема ограничения миграции приобрела роль электорально-значимого фактора, который оказывает серьезное влияние на настроения избирателей и регуляторную политику. В связи с этим уже более трети субъектов Российской Федерации ввели полные или выборочные запреты на труд мигрантов.

Тренд 12. Продолжение реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) и отмена моратория на проверки бизнеса

Владимир Путин дал поручение отменить в 2025 году мораторий на проверки бизнеса (с заменой их на профилактические мероприятия). На протяжении 2024 года мораторий постепенно смягчался. Например, в отношении аккредитованных IT-компаний разрешен антимонопольный контроль, за исключением плановых проверок.

В связи с этим актуальными направлениями работы регуляторов в сфере КНД являются расширение применения риск-ориентированного подхода к проверкам, запуск института соглашений между проверяемыми и контролерами об этапах устранения нарушений, внедрение цифровых сервисов, автоматизация процесса оценки соблюдения требований.

В рамках реформы КНД государство идет на открытый диалог с бизнесом. При грамотном ее завершении реформа может позволить ощутимо снизить административные барьеры.

...

Российская экономика продолжает трансформироваться, регуляторная политика преимущественно остается антикризисной, но ее инструменты постепенно меняются и акцент смещается на долгосрочное развитие. Наибольшее внимание уделяется защите внутреннего рынка, укреплению технологического суверенитета и адаптации к санкционному давлению.

Число регуляторных возможностей для бизнеса является ограниченным, однако гибкость, способность выстраивать диалог с государством посредством инструментов GR могут стать для компаний важным конкурентным преимуществом. Сотрудничество с регуляторами, ориентация на ключевые экономические тренды, инвестиции в локализацию и технологии позволят бизнесу не только минимизировать риски, но и открыть новые перспективы для роста. В условиях меняющейся регуляторной среды это становится не просто стратегией, а необходимостью.

Последнее изменение: 23 декабря 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации22.05.2015
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Пресненский, ул. Большая Грузинская, д. 30а, стр. 1
ОГРН 1157746465667
ИНН / КПП 7727176391 770301001

Контакты

Адрес 123056, Россия, г. Москва, ул. Большая Грузинская, д. 30А, стр. 1, БЦ «Грузинка 30»
Телефон +79651543480

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия