РБК Компании

PR технологических компаний в 2023 году: мнение основателя Nanga Agency

Как изменился запрос со стороны бизнеса и почему сложность продукта не коррелирует со сложностью продвижения
PR технологических компаний в 2023 году: мнение основателя Nanga Agency
Алексей Скорик
Алексей Скорик
Основатель, генеральный директор

Руководитель Nanga Agency, PR-агентства для технологических компаний и наукоемких стартапов.

Подробнее про эксперта

Изменился ли с начала года запрос на PR-услуги со стороны бизнеса?

Изменился прежде всего портрет заказчика. Раньше весомая доля обращений приходилась на технологические стартапы, которые привлекали венчурные инвестиции. Сегодня стартапов стало сильно меньше, приходит уже сформировавшийся бизнес, который если и заинтересован во внешнем финансировании, то скорее в корпоративном или государственном. 

Что касается предмета обращений, значительно увеличился спрос на продуктовый PR. Это достаточно просто объяснить: растет число российских ИТ-продуктов, а с ним — необходимость их продвижения.

С компаниями из каких отраслей работать сложнее всего? 

Не могу сказать, что сложности связаны с отраслевой спецификой бизнеса — скорее все зависит от того, насколько четко выстроены процессы в каждой конкретной компании и понимает ли руководитель, что хочет получить от сотрудничества с PR-агентством.

Многие считают, что сложность продвижения напрямую коррелирует со сложностью продвигаемого продукта. Спорное утверждение. Представьте, что у вас есть два продукта: зрительный нейроимплант, то есть по сути матрица с электродами, вживляемая в головной мозг, и корм для рыбок. Безусловно, корм для рыбок вызывает меньше вопросов, ведь для того, чтобы разобраться в технологии его производства, много времени не понадобится. В то же время рынок кормов представляется мне «красным океаном», то есть рынком с устоявшимся спросом и высокой конкуренцией. А зрительный нейроимплант при всей своей первичной сложности — клад с точки зрения потенциальных активностей и медиаосвещения.

Вообще вопросы из категории «что сложнее?» неблагодарные по двум причинам: высокой степени субъективности и ложной идее, что каждому бизнесу от продвижения нужно одно и то же. Главное правило — важно, чтобы PR-специалисту был интересен продукт. Мы, например, больше про нейроимпланты, чем про рыбок.

Как агентство сейчас взаимодействует с зарубежными медиа?

В целом без проблем, но с журналистами из ряда стран мы теперь общаемся исключительно от бренда заказчика и без аффилиации с агентством. Объясню почему. Несмотря на то, что у Nanga Agency есть зарубежный филиал, головной офис находится в Москве, то есть мы никуда не уехали и не планируем. Кто-то может воспринять это как красную тряпку и перенести собственное отношение на предлагаемый от бренда контент. Поэтому, чтобы не рисковать репутацией заказчика, часть активностей мы делаем от себя напрямую, а другую часть — буквально от лица внутренних PR-специалистов. Зависит от рынка.

Изменился ли рынок труда? 

По ощущениям — да. Я могу быть не совсем объективен, поскольку не занимаюсь постоянным анализом рынка, а мониторю его лишь при необходимости. Но кажется, что на рынке высвободилось большое количество сильных специалистов. По крайней мере собеседования, которые я проводил последние несколько недель, оставили очень положительное впечатление. 

Если обратиться к июньскому исследованию HeadHunter, то увидим, что спрос на специалистов в области маркетинга, рекламы и PR восстановился к уровню начала 2022 года.

На что, как правило, обращает внимание PR-агентство при запросе со стороны нового клиента?

Про всех сказать не могу, расскажу про нашу специфику — думаю, отдельные пункты пересекаются с требованиями коллег по цеху.

Прежде всего мы смотрим на стадию развития проекта. Если приходит mvp, советуем вернуться чуть позже, когда продукт будет готов к официальному лончу. Во-первых, это экономит компаниям деньги, во-вторых, сырой продукт релизить нельзя, а mvp — сырой продукт.

Поскольку мы специализируемся на продвижении технологических компаний, мы смотрим на наличие технологии. Корректнее будет сказать, что мы начинаем «вгрызаться» в проект: общаемся с СТО и технической командой, чтобы вникнуть в технологическую составляющую. Бывает, что под видом революционных разработок пытаются продать что-то антинаучное. Если понимаем, что экспертизу верифицировать совсем не получается, проект мы не берем — для агентства риски слишком высоки.

И не менее значимый пункт — это просто человеческое отношение. Успешные кейсы в агентстве важны, но не ценой команды. Если на установочной встрече чувствуем, что много командных ресурсов будет уходить впустую, то есть придется бороться с ветряными мельницами, то можем поделиться с проектом контактами других агентств. Возможно, с кем-то возникнет химия.

Что бы вы порекомендовали учесть крупному бизнесу при разработке PR-стратегии?

Я бы порекомендовал меньше внимания уделять советам из разнообразных интервью. В стратегиях с огромным количеством стейкхолдеров к любым рекомендациям надо относиться критически.

Какие рекомендации вы бы дали стартапам, которые готовятся к запуску?

Стартапам я бы посоветовал не делать запуск самостоятельно. Говорю не как представитель агентства, но как добрый самаритянин. Поговорите со знакомыми пиарщиками, сравните их условия и выберите подходящий вам вариант. Но не делайте лонч сами. Это первая бизнес-коммуникация и то, как вы ее отработаете, сильно скажется на трекшне, который вы будете показывать потенциальным инвесторам. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации20.03.2019
Регионг. Москва
ОГРНИП 319774600178272
ИНН 772171298000

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, Каширское шоссе, д. 3, к. 2, с. 2, оф.201
Телефон +74951384480

Социальные сети