РБК Компании
Главная CODDY 6 июня 2024

Как развить стартап и сделать проект прибыльным

На что обратить внимание: о пяти советах для успешных стартапов рассказывает Оксана Селендеева
Как развить стартап и сделать проект прибыльным
Оксана Селендеева
Оксана Селендеева
Основатель и генеральный директор CODDY

Основатель и CEO CODDY, международной школы программирования для детей (180+ городов, 24 страны). Входит в ТОП-250 руководителей России'23, победитель EY «Деловые женщины» '22, финалист EY '19, '20.

Подробнее про эксперта

Недавно мне попалась статья инженерного директора Google Дэниэля Ризеа, где он делился опытом наставничества. Автор дал бизнесменам пять советов для успешного развития стартапов. Вот моя интерпретация прочитанного.

1. В вашей команде должны быть разные специалисты

Инновации возникают благодаря множеству точек зрения. Разные взгляды, опыт, идеи помогают создать что-то абсолютно новое. По словам Даниэля Ризе, в колледже ему не удалось построить настоящий бизнес, потому что он не умел продавать. Вместе с коллегами они с большим энтузиазмом создавали платформы и приложения. Но как только дело было сделано, проект не двигался дальше, потому что никто из них не был продажником.

С опытом автор понял, что им нужно было заняться самообразованием или объединиться с людьми, которые умеют продавать. И результат был бы другим.

Если ваша команда состоит только из технических специалистов, вам будет сложно построить бизнес. Стремитесь собрать разнообразную команду с разными взглядами, опытом и навыками. Это значительно повысит ваши шансы на успех.

Например, в нашей школе программирования работают педагоги с разными компетенциями. Для всех существуют обязательные требования, такие как: знания своего предмета, умение находить подход к детям, желание учиться и развиваться в профессии, возможность работать в онлайн формате.

Но есть и те, кто дополнительно владеет английским языком, может написать программы на разных языках программирования. Кроме этого, у нас работают педагоги по математике, дизайну, рисованию. Сотрудники делятся опытом, помогают друг другу и при необходимости дополняют знания коллег.

2. Наставники экономят ваше время

Лет через десять вы можете стать отличным специалистом в области маркетинга или продаж. Но для чего ждать, если можно получить этот опыт уже сейчас. Если у вас появится отличный наставник, который сможет научить вас всем хитростям дела, вы не только сэкономите время, но и получите уникальные знания.

Проблема только в том, что хороших наставников трудно найти. А если вы и находите таких, нужно как-то убедить их уделить вам время и поделиться своими знаниями. 

Для них мотивация в этом случае может быть разной. Возможно, они захотят получить процент от вашего бизнеса, узнать больше о нише, в которой вы работаете. А может быть, с их стороны это будет пиар или простой интерес. В любом случае вам это будет стоить дорого. Но это стоит того, потому что вы вкладываете в себя и свое будущее.

А еще, по мнению автора, ментор и его ученик обязательно должны быть симпатичны друг другу и любить то дело, которым занимаются. Если наставник займется обучением кого-то, кто ему не нравится, ничего хорошего из этого не выйдет.

3. Компаньоны должны идти в одном направлении

Многие команды распадаются, потому что люди заранее не обсуждают свои цели. В процессе выясняется, что одни хотят от стартапа славы, другие — денег, третьим важно заниматься собственным делом и идти вперед, а четвертые просто любят работать над крутыми проектами с умными людьми.

В истории много случаев, когда партнеры не смогли найти общего языка, и это сказалось на бизнесе. Подобный случай был в крупнейшей нефтеперерабатывающей компании Rockefeller & Andrews.

В конце 1850-х Рокфеллер начал сотрудничать с соседом Кларком. Они вложили по равной сумме, чтобы создать общее предприятие. Затем компания приняла еще троих партнеров. И тут между ними начались конфликты.

Рокфеллер выкупил доли Кларка, двух партнеров. После чего образовалось Rockefeller & Andrews. В данном случае разрыв партнеров положительно сказался на компании, но могло сложиться иначе.

Вот почему не нужно уклоняться от сложных разговоров с партнерами. Вы должны четко понимать, кто останется с вами в случае трудностей, а для кого это просто игра.

К тому же людям, у которых единые цели, легче работать в команде. Им интересны все процессы работы. Конечно, у вас могут быть сложности и разногласия с компаньонами. Это абсолютно нормально. Важно, что вы идете к одному результату.   

4. Думайте своей головой

Наставники — это здорово. Но следовать их советам нужно с осторожностью. Помните, что некоторые рекомендации менторов могут завести вас в тупик. Только вам решать, какие советы принимать, а какие нет. 

Не следуйте советам наставников, особенно в тех областях, где они не являются экспертами. Наставники могут быть специалистами в одной области и совершенно не разбираться в другой. Не доверяйте слепо полученной информации. В первую очередь думайте своей головой.

Обязательно проверяйте информацию о вашем менторе, читайте отзывы о нем в сети, узнавайте у знакомых. В этой сфере сегодня много мошенников. Один из громких случаев в этом году был  в Санкт-Петербурге.

Известно, что по крайней мере десять начинающих предпринимателей заплатили за наставничество одному из местных бизнесменов. По факту люди получили информацию, которая не имеет ничего общего с настоящим ведением бизнеса.

Обратите внимание, хорошие менторы стараются не только дать ученикам готовые инструкции, но и научить их самих принимать решения и нести за них ответственность. 

5. Действуйте и не бойтесь ошибиться 

У вас есть отличная идея? Значит, пора действовать. Скорее всего, скоро вы поймете, что эта идея ошибочна, ее нужно доработать, а команда специалистов, которую вы собрали, не идеальна. Это не так уж страшно. Главное — скорость. 

Путь к идеальному лежит через пробы и ошибки. Следите за тенденциями в мире бизнеса, смотрите, что происходит на рынке, улавливайте современные тенденции. 

Тренды помогают компаниям конкурировать на рынке. Отслеживайте появление новых технологий, модных направлений. Если вы следуете трендам, значит, умеете адаптироваться к новым условиям, создавать инновационные продукты. А это всегда интересно клиентам. 

Пробуйте, ошибайтесь. Важно, чтобы вы действовали, пока не достигните победы.

Вот некоторые ресурсы, которые помогут следить за трендами:

  • Google Trends;
  • HubSpot Media;
  • TrendHunter;
  • Get Glimpse;
  • WGSN.

***

Итак, обобщим все вышеперечисленное:

  • Есть идея — действуйте.
  • Воспользуйтесь услугами наставника, но серьезно проверяйте компетенции и не следуйте советам слепо.
  • Позаботьтесь о команде специалистов с разными навыками и опытом.
  • Выбирайте компаньона с такими же идеями и целями.
  • Следите за трендами.
  • Верьте в себя и все получится!

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации09.08.2023
Регионг. Москва
ОГРНИП 323774600501258
ИНН 773473968608

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, Нижний Сусальный, д. 5, стр. 19
Телефон +74951066011
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия