РБК Компании
Главная ТОПСЕТИ 20 марта 2024

Как компаниям снизить риски нехватки специалистов в ИТ-сфере

О причинах нехватки IT-специалистов и мерах сокращения рисков для бизнеса на примере успешного опыта компании ТопСети рассказывает ее владелец Михаил Сухоруков
Как компаниям снизить риски нехватки специалистов в ИТ-сфере
Михаил Сухоруков
Михаил Сухоруков
Основатель и руководитель компании ТопСети

Эксперт с 20-летним опытом в сферах IT, телекоммуникаций и реализации государственных и крупных коммерческих проектов.

Подробнее про эксперта

Проблема нехватки квалифицированных IT-специалистов становится все более острой на рынке информационных технологий. Эксперты оценивают дефицит в более чем 1 миллион человек и предупреждают, что в перспективе он будет только увеличиваться. С ускоренным развитием цифровых технологий и цифровой трансформацией общества спрос на IT-кадры стремительно растет, не успевая нарастить необходимый кадровый потенциал в разных областях.

Эксперты подчеркивают, что в 2024 году спрос на квалифицированные IT-кадры будет продолжать расти, особенно в отношении специалистов по информационной безопасности, Data Science, разработке и поддержке ПО. Помимо этого, тренд на использование искусственного интеллекта и нейросетей, который, по мнению специалистов, сохранится в ближайшие годы, увеличивает потребность в ML- и DL-инженерах — специалистах, занимающихся созданием и обучением нейронных сетей и компьютерных моделей. Для компаний такое положение на рынке труда создает риски для успешного ведения бизнеса, поскольку задержки в разработке и внедрении новых продуктов могут привести к упущенным возможностям и снижению конкурентоспособности. Более того, недостаточное количество специалистов может сказаться на общей производительности бизнеса, ослабляя его позицию и темпы развития.

Поэтому важно не только идентифицировать проблемы, но и предлагать конкретные практические решения для снижения рисков.

Причины нехватки ИТ-специалистов

Одной из главных причин нехватки ИТ-специалистов является быстрое развитие цифровых технологий, искусственного интеллекта, облачных сервисов и больших данных. Эти инновации требуют все больше квалифицированных кадров.

Существенное влияние на дефицит кадров оказывает активная политика импортозамещения, увеличивающая нагрузку на отечественную IT-отрасль. Уход зарубежных вендоров с российского рынка, рост интереса к российским ИТ со стороны других стран требуют от компаний быстрых и эффективных решений.

Еще одной проблемой является неравномерное распределение квалификации в ИТ-отрасли. Начинающих специалистов больше, чем опытных, что замедляет найм и увеличивает время заполнения вакансий. Компании также отказываются от найма иностранных специалистов в пользу местных. Такое решение позволяет избежать юридических и налоговых сложностей, с которыми все чаще сталкиваются работодатели при найме иностранных кандидатов. Кроме того, это позволяет компаниям сокращать расходы на содержание команд, так как оплата труда зарубежных специалистов значительно превышает уровень зарплат IT-кадров на российском рынке, особенно из регионов.

Практические советы и рекомендации по снижению рисков

Чтобы решить проблему нехватки ИТ-кадров, нужно использовать различные методы. Например, инвестировать в обучение сотрудников, создавать условия для их профессионального роста. Важно также предоставлять возможности карьерного роста и участия в интересных проектах. Работа над крупными проектами может привлечь и удержать опытных специалистов.

Наша компания ТопСети, которая поставляет ИТ-оборудование для масштабных государственных и коммерческих проектов, столкнулась с нехваткой опытных ИТ-специалистов на рынке B2B. Мы разработали комплексную стратегию для решения этой проблемы и обеспечения нашей компании необходимыми кадрами. Для этого мы переключились на модель децентрализованных распределенных команд, предложив кандидатам гибкий график работы и рыночную заработную плату. Внедрили эффективные и реалистичные KPI, поощрения и стимулы, а также улучшили рабочие условия. Отдельный проект был посвящен созданию автоматизированной системы управления бизнес-процессами. Много времени и сил мы отдали на создание отдела управления персоналом, внедрения новых схем поиска сотрудников. Также мы проводим постоянный мониторинг обратной связи с персоналом. Проверено: при положительных отзывах от сотрудников активно работает «сарафанное радио», помогающее привлекать новые кадры.

В поиске специалистов нам помогает участие в профильных выставках, таких как предстоящий Форум Связь-2024, где мы не только общаемся с заказчиками, но и выходим на связь с потенциальными кандидатами на вакансии. На стенде мы рассказываем посетителям о нашей компании и уделяем внимание возможностям карьерного роста внутри команды.

Мы активно пользуемся услугами удаленных сотрудников по всей России. Не считаю правильным путь экономии на заработной плате, поскольку сложно соблюдать компромисс между ожиданиями сотрудника и его рыночной востребованностью. Поэтому мы выдерживаем планку выше рыночной, с понятными достижимыми KPI. Эффективный, хорошо оплачиваемый сотрудник приносит больше выгоды, чем десяток недовольных, у которых отсутствует налаженная система бизнес-процессов.

Отдельное внимание компаниям следует уделять быстро меняющемуся законодательству и новым требованиям к отчетности, которые значительно усложняют работу. Требуются усилия, чтобы внедрять все нововведения в уже налаженную операционную работу, автоматизировать и адаптироваться к новой регуляторной среде. В этих целях нам пришлось ввести отдельного сотрудника, который отслеживает все новые требования со стороны государственных органов и координирует работу по внедрению необходимых изменений в работу компании. Также приходится привлекать консультантов и аудиторов, которые помогают разбираться в юридических вопросах. Это способствует сохранению стабильности кадрового состава и бесперебойности работы команды в отсутствии правовых проволочек.

В сегодняшних условиях на рынке труда в России компаниям важно находить решения, направленные на снижение рисков и обеспечение устойчивого кадрового потенциала. Этому будет способствовать разработка и реализация стратегий по привлечению и удержанию опытных специалистов, инвестиции в их непрерывное обучение и развитие, а также внедрение инновационных подходов к управлению персоналом. Важным стратегическим приоритетом для компаний становится ориентированность на кадры. Это помогает справляться с вызовами и обеспечивает стабильный рост в условиях быстро меняющегося рынка.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ДРТ Налоги: новые вызовы

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации14.08.2013
Уставной капитал250 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Хорошево-Мневники, ул. Мнёвники, д. 6, Подв. пом V ком 4
ОГРН 1137746727161
ИНН / КПП 7734706152 773401001
Среднесписочная численность1 сотрудник

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Мневники, д. 6
Телефон +74956467057