Роботы-курьеры — хайп или реальный тренд: почему живые курьеры выигрывают
Почему пока роботизированная доставка остается скорее проверкой технологии и PR-инструментом, чем реальной бизнес-стратегией и угрозой для живых курьеров

Александр руководит всем маркетингом в Chibbis. Именно он контролирует все процессы, благодаря которым клиенты получают вкусную еду на выгодных условиях, а рестораторы получают новых клиентов.
В последние годы сервисы доставки активно продвигают идею роботизированной транспортировки заказов, обещая, что скоро роботы полностью возьмут на себя работу курьеров.
С одной стороны, использование роботов очень помогло бы общепиту в условиях кадрового дефицита, однако на практике внедрение таких технологий сталкивается со множеством препятствий.
Разбираемся, почему живые курьеры останутся востребованными еще долгое время, а роботы пока остаются лишь элементом PR крупных компаний:
1. Ограничения городской среды, которые помешают роботу доехать до клиента
Несмотря на развитие технологий, передвижение роботов в условиях городской инфраструктуры остается сложной задачей. Они пока не справляются с бордюрами, лифтами, лестницами, узкими проходами, гололедом, снегом и плохими дорогами. Зимой заснеженные тротуары превращаются в серьезную преграду для роботов: там, где проедет курьер на велосипеде или машине, робот застрянет.
В результате курьеры-роботы пока работают только на коротких маршрутах в некоторых микрорайонах Москвы, а также в Красной Поляне, Иннополисе и Мурино в рамках пилотных проектов. Не стоит забывать и то, что роботы подвержены вандализму и краже, что является риском для ресторана — робот может просто не довезти заказ до клиента, если столкнется с повышенным «интересом» прохожих.
2. Высокие затраты на производство и эксплуатацию роботов
Хотя роботизация снижает затраты на оплату труда курьеров, сами роботы требуют серьезных вложений и дорогого технического обслуживания. Производство одного робота «Яндекса» обходится в сотни тысяч рублей, а его ремонт и модернизация — это дополнительные расходы.
Массовое внедрение возможно только при снижении этих издержек. Пока же доставка роботами остается дорогим экспериментом, т.к. цена доставки роботом слишком высока для предприятий общепита.
3. Отсутствие гибкости и неудобства для клиентов
Человеческий фактор играет ключевую роль в качестве сервиса доставки еды, а робот не может быстро адаптироваться, т.к. работает по четкому алгоритму.
Живой курьер может оперативно уточнить детали заказа, передать его лично в руки или оставить у двери по просьбе клиента. Робот же требует, чтобы получатель спустился на улицу и ввел код — это дополнительное неудобство для клиентов.
Реальные цифры по роботам-курьерам от «Яндекса»

Опираясь на данные презентации «Яндекса» за 2023 год, можно заключить, что доля роботизированной доставки остается мизерной по сравнению с живыми курьерами. Из примерно 50 млн заказов только 102 тыс. доставлены роботами — это всего 0,2%.
Учитывая, что у Яндекса было всего 136 роботов в 2023 году, на одного робота, который доставил около 1000 заказов за год, приходится всего 2,78 заказов в день, в то время как обычный курьер доставляет в 7 раз больше заказов, около 20 в день.
Даже при заявленном темпе роста роботизированной доставки +30% в год, к 2030 году их доля будет составлять лишь 1,25% от всех доставок, тогда как 98,75% заказов по-прежнему будут доставлять живые курьеры.
Роботы-повара на кухне — реальнее, чем роботы-курьеры
Ожидалось, что роботы начнут «захват» с простых профессий, таких как курьеры, но на самом деле они успешнее применяются в сфере приготовления еды.
Робот-повар может готовить блюда по стандартам ГОСТ, обеспечивая стабильное качество, тогда как влияние человеческого фактора нередко ведет к жалобам на вкус еды.
По данным агрегатора Чиббис, 60% негативных отзывов клиентов связаны именно с качеством блюд, когда их вкус и качество меняется от повара к повару.
Это проблему как раз смогут исправить роботы, обеспечивая стабильность вкуса не только в таких крупных сетях, как «Вкусно и точка» или «Бургер Кинг», но и в обычных ресторанах доставки роллов или пиццы, но пока это только в перспективе на будущее, а пока таких роботов по приемлемой цене и качеству не существует. Несмотря на сильный дефицит поваров, роботами пока их не заменить.
Какие выводы можно сделать
- Для замены всего одного живого курьера требуется 7 роботов, его средняя производительность намного ниже;
- Роботы не подходят для доставки на дальние расстояния и плохо преодолевают препятствия в виде снега и лестниц, а также пока не так удобны для клиента, т.к. не могут осуществить доставку до квартиры;
- Высокая стоимость разработки и обслуживания ставит под сомнение экономическую целесообразность их внедрения.
Пока что крупные игроки рынка доставки, такие как «Яндекс», используют тестирование роботов не только как способ PR, но и чтобы показать инвесторам, как они развивают технологию компьютерного зрения. Стратегия роботизации пока не выглядит как успешная бизнес-модель на данный момент времени».
Тем временем спрос на живых курьеров продолжает расти: в 2024 году спрос на услуги курьеров в России вырос более чем в два раза (+123%) по данным исследования «Авито Услуг». Их зарплаты также растут — до 250 тыс. руб. в Москве, и до 100 тыс. руб. в регионах.
Курьеры по-прежнему незаменимы, и, судя по всему, останутся востребованными и в обозримом будущем. Роботы пока не отберут их «хлеб»!
Источники изображений:
Кадр из отчетной онлайн-презентации «Яндекс» за 2023 год
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Социальные сети