Более 80% россиян до 25 лет знают о льготной ипотеке
Совместное исследование Домклик и СберМаркетингаНаиболее популярны у молодежи программы «Семейная ипотека» и «Господдержка» — о них знают 66% и 51% респондентов соответственно, выяснили эксперты Домклик и СберМаркетинга
Аналитический центр Домклик и СберМаркетинг исследовали ипотечную грамотность молодежи и выяснили, что 83% россиян в возрасте до 25 лет знают о федеральных программах льготного ипотечного кредитования. Кроме того, эксперты проанализировали связь между осведомленностью и спросом на льготную ипотеку, а также подробно исследовали портрет молодого человека, ориентированного на приобретение жилья в кредит.
Осведомленность и востребованность
Молодежь в целом хорошо осведомлена о существовании федеральных программ льготного ипотечного кредитования: слышали хотя бы об одной из них 83% опрошенных. Тогда как среди всех возрастных групп этот показатель значительно ниже — 60%.
Причем осведомленность молодежи до 25 в Москве выше, чем в других регионах — 90% знают хотя бы об одной из льготных программ. Этот результат также выше, чем по всем возрастным группам (76%). Что касается спроса на ипотеку в целом, то категория заемщиков до 25 лет не является определяющей: в этом году на долю заемщиков этой возрастной категории пришлось около 9% всех ипотечных сделок Сбера.
Евгений Батяшин, директор по исследованиям и разработке СберМаркетинга: «Доля ипотечных сделок, приходящихся на молодежь, стабильна на протяжении последних лет, несмотря на масштабные изменения условий кредитования. Исследование показало, что молодые люди проявляют большой интерес к этой теме. По данным опроса, примерно каждый второй респондент уверен, что хорошо разбирается в банковских услугах, и считает кредит удобным инструментом. Важно, что молодые россияне с энтузиазмом относятся к обучению финансовой грамотности: 94% опрошенных указали, что обучение их интересует».
Наибольшей популярностью у молодого поколения пользуется «Семейная ипотека» — о ней знают 66% респондентов. Далее следует программа «Господдержки» — о ней слышал каждый второй опрошенный (51%). О программе для сотрудников ИТ-отрасли знает только треть опрошенных (33%), о «Сельской ипотеке» — 28%, «Дальневосточной и Арктической ипотеке» — 22% респондентов.
Данные опроса хорошо согласуются со статистикой ипотечных выдач по всем возрастам — «Семейная ипотека» и «Господдержка» стали программами-рекордсменами и широко востребованы среди россиян. Так, в первом полугодии суммарно на долю этих программ пришлось порядка половины всех ипотечных сделок в банке (52%): по «Семейной ипотеке» — 26,5%, по ипотеке с господдержкой — 25,6%.
Однако среди молодежи «Семейная ипотека» пользуется значительно меньшим спросом, чем программа «Господдержки». Так, среди заемщиков 18-25 лет процент выдач по «Семейной ипотеке» составляет всего 11%, в то время как по «Господдержке» — 33%. Аналитики Домклик объясняют это расхождение высокой долей бездетных россиян в возрасте до 25 лет. Данные Росстата подтверждают эту гипотезу: в среднем первый ребенок появляется у россиян в 26 лет.
Эксперты добавляют, что высокий спрос на «Господдержку» у молодежи связан с интересом к индивидуальному жилищному строительству. Ранее в Домклик уже отмечали рост интереса молодых людей к этому типу жилья.
Что касается более адресных программ, то их востребованность среди молодежи невысока: на долю IT-ипотеки, «Дальневосточной и Арктической ипотеки» и льготной программы в Республике Тыва суммарно приходится 8% всех выдач.
Какая молодежь интересуется льготной ипотекой
Женщины лучше осведомлены о программах льготной ипотеки, в частности, о «Семейной ипотеке» — 73%, тогда как процент молодых мужчин ниже — 59%. Статистика выдач также подтверждает, что женщины берут льготную ипотеку чаще, чем мужчины: в первом полугодии 2024 года на женский пол пришлось 52,4% всех выдач по льготным программам (в сегменте молодежи до 25 лет).
Данные опроса показали высокий уровень осведомленности о льготной ипотеке среди москвичей: она известна примерно 90% респондентов. Статистика ипотечных выдач Сбера также показывает, что молодые люди из столичных регионов берут льготную ипотеку чаще. Так, 12,6% выданных молодежи льготных кредитов пришлось на Московский регион. Доля Санкт-Петербурга также высока — около 5,6%.
Аналитики Домклик отмечают, что в сегменте молодежной ипотеки спрос на льготные кредиты в столицах выше по сравнению с другими регионами. Так, в Санкт-Петербурге и Москве около 75% сделок с молодыми людьми проходят на льготных условиях, в то время как средний показатель по стране составляет 52,5%.
Льготные программы известны 91% молодых людей, получивших высшее образование. Процент людей со средним и средним специальным образованием несколько ниже — 75% и 82% соответственно. Молодые люди с высшим образованием чаще всего знают о «Семейной ипотеке» — 66% опрошенных. Также они хорошо осведомлены о двух других программах: «Госпрограмма 2020» известна 60%, а «Сельская ипотека» — 36%. Показатели для молодежи с другими уровнями образования существенно ниже — 44-45% и 20-24% соответственно.
Статистика сделок Сбера косвенно подтверждает связь между уровнем образования и интересом к приобретению недвижимости в ипотеку. Медианный возраст заемщика (в сегменте молодежи до 25 лет) составляет 23 года — это возраст получения высшего образования уровня специалитета или магистратуры.
Эксперты Домклик также приводят дополнительные характеристики молодежи до 25 лет, ориентированной на приобретение недвижимости по льготным программам.
Данные основаны на ипотечных сделках Сбера в первом полугодии 2024 года:
- Семейное положение. Среди молодых заемщиков, оформивших льготную ипотеку, преобладают холостые и незамужние (59%). Таких заемщиков стало больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (+2,6 п. п.). На втором месте — молодые люди, состоящие в браке (39,6%). Их доля снизилась на 2,4 п. п.
- Медианный доход существенно увеличился — до 108 тыс. рублей (в 2,1 раза больше, чем в январе-июне 2023 года).
Методика исследования
Опрошено 700 человек (онлайн-интервью) по всей России в возрасте от 18 до 25 лет. Данные репрезентативны по полу и населенным пунктам разного размера.
Исследованы ипотечные сделки Сбера, заключенные молодыми людьми в первом полугодии 2024 года. Определены ключевые характеристики молодого заемщика: распределение по полу, медианный возраст и доход, топ-регионов, лидирующих по количеству сделок.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети