Зообизнес — 2024: рост спроса и предложения
В 2024 году российская зооиндустрия продолжала справляться с экономической нестабильностью, наращивала импортозамещение зоотоваров и т.д.

Бизнес-тренер и консультант, работающий в зообизнесе более 20 лет, автор первых в истории российской зооиндустрии книг для продавцов зоомагазинов
В 2024 году российская зооиндустрия продолжала справляться с экономической нестабильностью, осваивала маркировку сухих кормов и ветпрепаратов, наращивала импортозамещение зоотоваров, искала инструменты для противодействия маркетплейсам. Объем продаж товаров для питомцев впервые превысил полтриллиона рублей. Ключевые показатели отрасли и выводы о прошедшем годе для нее — в аналитическом обзоре «Зооинформа».
Рост доходов, инфляции и онлайн-рынка
Экономика
По данным агентства INFOLine, за девять месяцев прошлого года в России заработные платы выросли на 8,6%. Доходы в регионах увеличивались быстрее, чем в Москве и МО. При этом рынок труда столкнулся с дефицитом кадров, связанным с мобилизацией, эмиграцией и сокращением числа трудовых мигрантов. Уровень безработицы составил 2,3%.
Год «отметился» ростом инфляции в 9,52% (данные Росстата). В 2024 году Центральный банк России три раза поднимал ключевую ставку, с 25 октября она установилась на уровне 21%, что ограничило доступность кредитов и ипотеки. Увеличение доходов населения отразилось на росте реализации зоотоваров, в первую очередь, в натуральном выражении, то есть за счет реального спроса. Развитие продаж заметнее всего в регионах, где активнее формируется новый средний класс и новые группы потребителей, которые переходят с кормления «со стола» на промышленные рационы, с экономпродуктов на премиальный сегмент.
Демография
По аналитике INFOLine, естественный прирост населения в 2024 году — отрицательный, разница между числом умерших и родившихся составила 650 тысяч человек. Миграционный прирост около 6,3 млн человек (данные на III квартал 2024 года).
44% домохозяйств в стране состоят из одного человека: в 2010 году таких было 14 млн, а к 2023 году их число увеличилось вдвое, до 28,5 млн. Рост числа одиночных домохозяйств провоцирует интерес к питомцам в качестве компаньона и члена семьи.
Увеличивается влияние на рынок зоотоваров возрастной группы от 15 до 34 лет — растет их доля в расходах. Покупательское поведение представителей этого поколения отличается от других поколений. Зообизнес этот фактор пока не очень учитывает, а следовательно, не адаптируется и может уступать в продажах неспециализированному каналу, который уже изменяется под новых покупателей.
Розничная торговля
За первые девять месяцев 2024 года товарооборот, по данным INFOLine, в продовольственном сегменте экономики вырос на 14,9% в рублевом эквиваленте и на 6,4% в натуральном.

По данным NTech, количество брендов в федеральных сетях увеличивается (14,9 тысячи), а число SKU снижается (196 тысяч). Всего 1% SKU и 1% брендов в крупных сетях обеспечивают 48% и 49% всех продаж соответственно. Это означает, что один бренд или производитель и всего несколько товарных позиций могут оказывать значительное влияние на всю категорию товаров.
СТМ активно переходят в категорию «второго поколения» — становятся брендами премиального и суперпремиального классов, с уникальным предложением.
В 2024 году на полках зоомагазинов сокращения ассортимента не фиксировалось, однако розничный тренд неспециализированной торговли «небольшое число SKU формирует основные продажи» начинает влиять и на реализацию зоотоваров. Ожидается, что эта тенденция продолжит развиваться в 2025 году.
Рынок онлайн-продаж
По прогнозам аналитиков INFOLine, доля онлайн-продаж в общем объеме розничной торговли FMCG за 2024 год составит около 20,6%. Порядка 4,8% придется на онлайн-продажи в продовольственной категории и около 35% — в непродовольственной. В Москве доля онлайн-торговли в розничном обороте занимает уже 37% (2021 год — 17,5%), в Санкт-Петербурге — 32% (2021 год — 14,7%).
За первые девять месяцев прошлого года онлайн-продажи выросли почти на 40%, в целом в 2024 году оборот онлайн-торговли должен составить не менее ₽11,2 трлн (₽8,22 трлн в 2023 году). Большую часть оборота генерируют маркетплейсы — ₽7,3 трлн, их рост в 2024 году прогнозируют на уровне 55%. В структуре всех интернет-продаж Wildberries занимает 32,8%, Ozon — 23,2%.

На зоорынке канал онлайн-торговли остается самым быстрорастущим, но его рост замедляется. 21,7% зоотоваров на омниканальном рынке продается в интернете, а рост продаж фиксируется на уровне 32,3% в денежном эквиваленте. Среди сегментов онлайн-канала выделяются продажи зоотоваров на маркетплейсах: аналитики «Нильсена» зафиксировали рост в 50,7% в рублях и 44% в натуральном выражении.
Зооиндустрия: путь к триллиону
Объем рынка
«Зооинформ» оценил российский рынок товаров для домашних животных в 2024 году в ₽510 млрд, что эквивалентно $6,2 млрд (по усредненному курсу за 2022–2024 годы).

Объем продаж в отечественной зооиндустрии впервые превысил полтриллиона рублей. Годовой рост рынка составил около 17,7%. Это указывает на стабильную динамику развития отрасли, высокую «приспособляемость» зоорынка к постоянным изменениям и увеличение реального потребительского спроса на товары для домашних животных.

Основное влияние на рост оборота по-прежнему оказывают корма для кошек и собак. По оценке «Зооинформа», они занимают долю в 80% на рынке зоотоваров при обороте в 2024 году примерно в ₽411 млрд. По данным компании «Нильсен», которая отслеживает на рынке четыре основные категории — корма для кошек и собак, лакомства и наполнители — рационы для кошек в 2024 году занимали в продажах индустрии 70,3%, для собак — 18,9%. Продажи питания для кошек выросли на 11,4%, для собак — на 15,8%.
Категории с самой большой долей онлайн-продаж на зоорынке — сухие корма для кошек (25,3%) и сухие рационы для собак (32%).
Наибольший рост в деньгах в 2024 году по сравнению с 2023 годом демонстрировали лакомства для собак и кошек — 19,5%. Долю этого сегмента «Нильсен» оценивает в 4,2%.
Согласно информации RNC Pharma, рынок ветеринарных препаратов в России в прошлом году составил ₽41,7 млрд (в розничных ценах, включая НДС), рост продаж — 15,8%. (Подробный анализ рынка ветпрепаратов читайте в №2 «Зообизнеса в России».)

Розничный рынок зоотоваров
Компания «Нильсен» сообщила, что в 2024 году зоотовары занимали долю в 3–4% на российском офлайн-рынке FMCG*. Как подчеркивают аналитики, реальный покупательский спрос — главный драйвер продаж во всех категориях товаров для домашних животных.
Темпы роста зооиндустрии повторяют общеэкономические тренды: динамика продаж на зоорынке в регионах выше, чем в Центральном ФО. Самые высокие темпы роста реализации в денежном и натуральном выражении демонстрирует Южный ФО — 18,4% и 12,2% соответственно. В продажах зоотоваров самые большие доли имеют Центральный ФО, Приволжский ФО, Сибирь и Дальний Восток — 34,9%, 16% и 14,4% соответственно.
Ассортимент и цены
За 9 месяцев 2024 года на рынке FMCG выпущено 11 219 новых брендов. На зоорынке в этот период появилось 267 новых торговых марок.
Наибольшее развитие ассортимента показали офлайн-зоомагазины, особенно в категории лакомств. Среднее число SKU угощений на полке специализированного магазина сегодня — 76. Среднее число SKU наполнителей — 27, кормов для собак — 64, рационов для кошек — 168. За исследуемый период цены на зоотовары увеличились в неспециализированной рознице и зоомагазинах на 10,7% и 3,6% соответственно и снизились на 3,1% в онлайн-канале.

Доля товаров для питомцев, реализованных по промоакциям в неспециализированном канале, снизилась с 53,9% до 50,3% в натуральном выражении, однако глубина средней скидки выросла с 18% до 19,1%.
Производство-2024. Больше заводов и тонн
Весь 2024 год в зооиндустрии России наблюдался рост изготовления кормов. По подсчетам «Зооинформа», было выпущено 1,56 млн тонн готовых рационов для домашних животных. Объем производства вырос на 13% в натуральном выражении, что отражает реальное увеличение потребления продукции, изготовленной внутри страны.
По данным «Агроэкспорта», в России работает 345 предприятий по выпуску кормов. Согласно информации SoyaNews, 67% рационов для непродуктивных животных производится в Центральном ФО, 14% — в Сибирском ФО, 7% — в Приволжском ФО, 6% — в Южном ФО и 5% в Северо-Западном ФО.

Согласно информации SoyaNews, в прошлом году было выпущено рекордное количество кормовых добавок для домашних питомцев, около 62 тысяч тонн. Это в 3,3 раза больше, чем в 2023 году. Основное производство этой продукции располагается в Центральном ФО и Приволжском ФО — там изготавливают соответственно 68% и 24% всех кормовых добавок.
Новые заводы
Увеличение объема производства кормов для питомцев, почти на 180 тысяч тонн, связано с запуском в России в 2024 году нескольких крупных предприятий.
В Мордовии заработал завод ГК «Талина» по изготовлению сухих кормов. После выхода на полную мощность фабрика будет ежегодно выпускать 50 тысяч тонн продукции из собственного сырья.
«ПЕТЭКСПЕРТ» открыл завод в Ельце. До 2027 года здесь будут работать два корпуса по изготовлению сухих кормов общей мощностью 80 тысяч тонн и два корпуса по производству влажных рационов, мощность которых составит 40 тысяч тонн. Совокупный объем инвестиций в строительство предприятия — ₽3,1 млрд.
Новая фабрика компании «БИОТЕХ» начала работать под Липецком. Предприятие рассчитано на изготовление 20 тысяч тонн продукции в год. Объем инвестиций в проект составил ₽0,5 млрд.
«Мираторг» запустил третью линию по выпуску влажных кормов на заводе в Курской области и увеличил производительность до 36 тысяч тонн продукции в год.

Завод «ПроРацион» (Новосибирск) в 2024 году за счет запуска новой линии удвоил объемы изготовления кормов, доведя их до 700 тонн в месяц.
Помимо кормов, в декабре 2024 года получены опытные партии и запущены исследования на новом высокотехнологичном предприятии «Лимкорм Дайджест» по производству вкусоароматических кормовых добавок и гидролизатов из белкового сырья животного происхождения. Годовая мощность завода составит 7 тысяч тонн, инвестиции — порядка ₽0,45 млрд.
Тем временем рынок отечественных кормов близок к насыщению, а производственники уже начинают жаловаться на неплатежи заказчиков СТМ, у которых проблемы с заемными средствами и «обороткой». Можно сказать, что существующих мощностей уже хватает для покрытия спроса на отечественные корма на внутреннем рынке.
Ввоз продукции. Новые закрытия
В январе 2024 года Россельхознадзор (РСХН) приостановил поставки сухих кормов с сербского предприятия Farmina Pet Foods из-за обнаружения в рационах мышьяка. Ввоз был остановлен только с одного завода компании, второй, выпускающий влажные корма, поставлял продукцию. В декабре ввоз разрешили, компания могла импортировать продукцию с 11 декабря 2024 года, однако, по данным «Зооинформа», новые партии кормов в зоомагазинах появятся не ранее марта 2025 года.
В начале февраля прошлого года были введены ограничения на поставку кормов с итальянского завода американской компании Hill’s. По заявлению РСХН, причиной стал ввоз некачественной продукции: предприятие проверяли в ноябре 2023 года и предположили, что отсутствуют лабораторный контроль за составом рациона и информация об ингредиентах, а также производится неполная термическая обработка сырья.
Также в феврале 2024 года был временно ограничен импорт кормовой продукции с предприятий Франции и Италии. Право ввоза рационов осталось только у SOPRAL (Франция), Sanypet SPA, Gheda Mangimi Srl, Diusapet srl (Италия).
В марте РСХН ограничил ввоз питания для животных из Таиланда. Поставки продукции запретили с шести фабрик по результатам инспекций. В ноябре РСХН открыл поставки с Asian Alliance International Company Limited, но каждая партия кормов подвергается усиленному лабораторному контролю.
По данным РСХН, в первом полугодии 2024 года ввоз рационов в Россию сократился на 40% по сравнению с показателями 2023 года и составил 28,4 тысячи тонн. Можно предположить, что по итогам 2024 года в страну было поставлено не более 45–50 тысяч тонн продукции. Среди основных импортеров — Италия, Китай, Сербия, Аргентина и Турция.
Таким образом, в 2024 году продолжалось сокращение импорта кормов и кормовых добавок. Был закрыт без надежд на возобновление поставок один из крупнейших брендов рынка, который обеспечивал ветдиетами клиники и зоомагазины. И этот пробел пока не заполнен. Возрастающие трудности с импортными продуктами повлияли на серьезное повышение цен на зарубежные корма. Стоимость упаковки кормов весом 0,3–0,4 кг перевалила за ₽1000, а цена за 1 кг приблизилась к ₽2500. Дефицит импортных рационов в рознице привел к всплеску продаж «запрещенных» брендов на маркетплейсах.
Рынок замедляется и начнет сжиматься
Увеличение доходов, а соответственно, и возможностей для покупки зоотоваров, особенно в регионах России, привело к росту реального спроса на товары для домашних животных — число покупок в натуральном выражении возросло. Инфляция тоже внесла свой вклад в рост рынка ощутимым увеличением стоимости продуктов. Тем не менее, рост продаж зоотоваров, согласно данным компании «Нильсен» по итогам 2024 года, составил 16% в деньгах и 9,5% в натуральном выражении.

Увеличилось потребление и изготовление рационов российских торговых марок. Выросший объем подтверждает укрепление кормового производства, располагаемых мощностей и рынка сырья. Но рынок уже близок к насыщению полок зоомагазинов отечественными кормами.
Ввоз кормов сокращается, и в 2024 году этот тренд остался в мейнстриме. Однако интерес к импорту у потребителей сохраняется, и пока еще европейские рационы востребованы на полках зоомагазинов, несмотря на высокие цены.
Владельцы продолжают переносить свои привычки и поведение на заботу о питомцах. Увеличились продажи лакомств для кошек и собак. Тренд перешел из человеческого питания — люди скрашивают текущую ситуацию покупкой вкусных продуктов для себя и делают это для питомцев. Заметнее всего это в офлайн-зоомагазинах, где доля лакомств и число SKU выше, чем в других каналах: часто угощения являются эмоциональной, импульсной покупкой на кассе или вследствие рекомендации продавца.
Рост продаж зоотоваров в онлайн-канале говорит о рациональности потребителей, которые ищут низкую цену и бесплатную доставку.
Наблюдается и «расслоение» спроса покупателей, и формирование как минимум двух основных групп потребителей. Первая из них продолжает стратегию экономии и поиска качественных кормов по низкой цене, вторая — ищет новые суперпремиальные продукты взамен ушедших.
На рынке продовольственных товаров специалисты отметили, что небольшое число SKU и брендов стало генерировать основную часть продаж. Вероятно, и в сегменте зоотоваров можно говорить о том, что небольшая часть поставщиков, брендов и ключевых SKU уже может влиять на продажи категории, однако не в таком жестком варианте, как в продовольственном сегменте. Зооиндустрия вновь показала свою гибкость и приспособляемость к обстоятельствам. И даже использовала ситуацию с дефицитом импортных продуктов для развития и увеличения продаж локальных марок. Однако по результатам традиционного опроса в Telegram-канале «PROЗообизнес: Зооинформ» число бизнесменов, считающих 2024 год удачным для работы, уменьшилось по сравнению с аналогичным опросом по 2023 году, что говорит о нарастании негативных влияний в отрасли: рост рынка явно замедляется, и видны первые симптомы его сжатия.
Источники изображений:
Midjourney, Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль