Почему предприниматели тормозят развитие цифровизации в России
Николай Петровнин, операционный директор компании Fast River, о том, как российский бизнес относится к технологиям и какие факторы влияют на будущее «цифры»Эксперт в сфере логистики и цифровизации бизнес-процессов с многолетнем опытом работы в фудтехе и финтехе
Цифровизация создает новые возможности для бизнеса и государственного управления, повышает эффективность труда, оптимизирует процессы и снижает расходы. Сейчас это ключевой фактор конкурентоспособности и роста бизнеса. При этом в России цифровизация сталкивается не только с проблемами в сфере государственной политики, но и с сопротивлением в традиционной бизнес-среде.
Как развивается цифровизация в России
По оценкам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, 45% предприятий в России соответствует современным цифровым стандартам. Этот показатель в течение ближайших 5 лет должен вырасти до 85%. Развитие цифровизации проходит согласно указу «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и национальному проекту «Цифровая экономика». Эти меры включают подготовку кадров, повышение кибербезопасности, создание инфраструктуры, правового регулирования и многое другое.
И хотя цифровизация развивается, в том числе и в государственном секторе, ее темпы нельзя назвать достаточными. Например, Казахстан по некоторым параметрам обгоняет Россию: по уровню развития электронного правительства Казахстан в рейтинге ООН в 2022 году занимал 28 место, а Россия — 42. Быстрее происходит цифровое развитие не только государственных структур, но и казахстанского бизнеса. В этот процесс вовлечены как крупные компании, так и представители малого бизнеса.
В России с 2021 года число организаций, которые действуют по утвержденной стратегии цифровой трансформации, сократилось в 1,5 раза — с 67% до 48%. Недостаточно быстро идет цифровизация в малых и средних компаниях. Медленнее проводят цифровую трансформацию предприятия, которые изначально были мало связаны с информационными технологиями. Быстрее всего цифровизировались телеком и банковский сектор, постепенно их догоняет ретейл.
Крупные промышленные предприятия, которые оценили выгоды автоматизации и роботизации, активно внедряют их. Сейчас роботизация — одно из важных направлений цифровизации производственных процессов: ЧПУ, промышленные роботы, IoT (интернет вещей). Крупные промышленные предприятия видят пользу внедрения технологий. Автоматизированный контроль производства уменьшает финансовые убытки, снижает ошибки человеческого фактора, что увеличивает объемы выработки и делает производство более безопасным.
Также российская промышленность постепенно подключается к Государственной информационной системе промышленности с получением «цифрового паспорта».
Как проанализировали «Яндекс Магистрали», цифровизация поможет промышленным предприятиям увеличить экономическую эффективность на 8-16%.
Но удачные кейсы промышленных предприятий и крупных игроков рынка не вдохновляют малый и средний бизнес, у которого могут возникнуть сомнения в том, что технологии нужны небольшим предприятиям. Примеры использования цифровых инструментов для больших холдингов зачастую вообще не подходят МСП.
При этом цифровизация нужна компании любого размера, но на другом уровне, в иных объемах и бюджетах. И на рынке есть недорогие решения и доступные инструменты, подходящие для малого и среднего бизнеса.
Согласно опросам компании Naumen, одной из главных причин, которая тормозит цифровое развитие, считают отсутствие поддержки со стороны руководителей и сотрудников — 28%. Неподходящую корпоративную культуру как стоп-фактор назвали 23%. Это говорит о том, что проблема цифровизации лежит не только в плоскости технологий, но и общей культуры.
Нет понимания цели цифровизации
Если компания не понимает цель, к которой придет с помощью цифровизации, это будет тормозить процесс по двум причинам.
Во-первых, нет четкой цели — нет причины что-либо делать. Руководство начинает систематически откладывать цифровизацию или очень медленно двигаться в этом направлении.
Во-вторых, когда компания начнет внедрять новые решения, без понимания конкретной цели она будет выбирать не те продукты, оцифровывать не те процессы, которые действительно сейчас нуждаются в модернизации. Как итог — неэффективность цифровизации, разочарование в ней, отказ от дальнейших преобразований.
Для цифровой трансформации следует определить цели и поэтапно выстроить их внедрение. Нужно понять — требуется ли она для сокращения расходов, повышения прибыли, или в целом для оптимизации процессов. Это определяет разные стратегии. Например, для увеличения прибыли нужно работать над повышением цены продукта, формированием новых каналов продаж, новой стратегией роста.
Чтобы цифровизация принесла пользу, нужно проанализировать работу компании, выявить самые критичные и дорогие бизнес-процессы — по влиянию на расходы или выручку. Не стоит внедрять решения только потому, что их используют другие предприятия отрасли или это модно. Цели должны быть ясными, они должны выражаться в цифрах — например, «снизить число ошибок ручного ввода на 20%».
Внедрять изменения надо постепенно. Так как перестраиваться особенно сложно большим организациям, надо разделить задачи на части, и работать с каждой по очереди. Например, начать с документооборота, затем подключить управление транспортом. При этом нужно интегрировать решения друг с другом, поскольку цифровой «разнобой» снизит эффективность. Лучший выход — комплексные решения.
Не очевидна выгода
Цифровизация требует вкладывать большой объем ресурсов — как денег, так и времени и сил. Мелкие решения можно внедрить и интегрировать за сутки, но более крупные проекты порой отнимают месяцы. К этому стоит добавить время на обучение и адаптацию сотрудников, на перестройку бизнес-процессов. Так вкладываться в процесс бизнес готов, только когда он видит цель и потенциальные результаты — измеримую, четкую, понятную выгоду.
Но эти результаты могут быть не до конца ясны, а еще их не всегда удается получить в ближнесрочном плане. Если у компании бизнес-процессы были хорошо налажены, из-за перестраивания и сопутствующих сложностей улучшения могут быть не очень заметны.
В этой ситуации нужно проводить информационную политику разъяснения со стороны государства и поддержку малых предприятий. Также нужно помнить, что есть недорогие и доступные решения для различных предприятий.
Любая компания работает с данными. Например, если передавать показания с тахографа в единую систему, это предупреждает простои транспортного средства и избыточный расход топлива, что позитивно влияет на экономику. При этом любое производство связано с транспортом и логистикой.
То же касается перехода на электронный документооборот. Отказ от бумаги экономит сотни тысяч рублей и повышает скорость обработки данных. А также снижает косвенные финансовые и репутационные расходы при утере или порче документов, транспортные расходы на доставку документов и ручной труд их обслуживания. Например, даже одно из старейших предприятий «Почта России» за счет отказа от бумажного документооборота планирует ежегодно экономить более 250 млн рублей.
Неправильная работа с данными
Внедрение новых технологий требует времени, и часто предприятия осуществляют его поэтапно, начиная с ключевых задач, например для промышленных предприятий — это добыча и обработка сырья. Если компания вдобавок использует разрозненные ИТ-системы, на старте не думает об их интеграции, это приводит к тому, что ухудшается работа с данными. Плохая интеграция ИТ-решений снижают эффективность оцифровки процессов, если для бухгалтерии, склада, управления транспортом используются разные системы, а данные хранятся в разных форматах.
Кроме того, нужны качественно оцифрованные данные. Низкое качество ручного ввода данных, неактуальные и неполные данные, дублирование значительно ухудшает возможности цифровизации. Это также может быть связано с нежеланием сотрудников учиться и с дефицитом кадров.
Чтобы это решить, нужно внедрять современные многофункциональные ИТ-системы, сотрудничать с городскими и региональными системами и другими участниками рынка для единых стандартов обмена данными, работать над защитой от кибератак во избежание опасений утечки. Цифровизация требует использования современных систем аналитики, выявления тенденций и прогнозирования спроса.
Консервативное отношение сотрудников
Затрудняет проникновение цифровизации и то, что сотрудники не хотят что-то менять и опасаются, что внедрение ИИ или роботов приведет к увольнениям. Под давлением сотрудников руководитель оттягивает внедрение новых инструментов, сотрудники отказываются обучаться новому, медленнее работают. Получается, что цифровизацию проводили, чтобы повысить эффективность компании, а в итоге показатели, напротив, упали.
Руководителю важно донести до сотрудников, что технологии — это помощники, а не заменители человека. Они снимают с сотрудников нагрузку, позволяя им заниматься более интересными задачами — теми которые требуют «мягких» навыков. Также они создают дополнительные рабочие места, поскольку технологиями управляет человек.
Если такие страхи есть в компании, с ними надо умело работать. Чем больше люди будут видеть успешные кейсы внедрения технологий, тем больше этот процесс будет ускоряться.
Многие предприятия уже оценили рост производительности, улучшение логистики, повышение безопасности труда, освобождение от рутинных процессов благодаря цифровизации.
Недостаточная осведомленность о решениях и кейсах
По данным опроса К2Тех, проведенного среди 50 промышленных компаний, почти каждый третий респондент уверен, что на рынке недостаточно зрелых отечественных ИТ-решений для внедрения ИИ в промышленность. Кроме того, в числе озвученных барьеров к применению ИИ было и отсутствие информации о релевантных рабочих кейсах.
Пока нельзя говорить о том, что абсолютно все задачи по цифровизации в разных отраслях, в том числе в промышленности, российские производители оборудования и софта закрыли. Но рынок отечественных решений активно растет, и сейчас зачастую проблема не в нехватке продуктов, а в слабой осведомленности заводов и предприятий, особенно небольших.
Эта проблема постепенно будет становиться менее острой — по мере появления большего числа успешных кейсов внедрения новых технологий в крупных компаниях. Кроме того, бизнес может просматривать итоги разных мероприятий, посвященных цифровизации — как международный форум «Технопром», площадка «Цифровая прокачка», ЦИПР. Там регулярно демонстрируют новые ИТ-решения, успешные кейсы оцифровки бизнеса.
Сегодня оцифровка бизнес-процессов — не тренд, не новое явление, а необходимый этап развития. Его можно сравнить с переходом к компьютерам несколько десятков лет назад. Цифровизация помогает решать задачи государства и бизнеса, поддерживает эффективность, увеличивать производительность и оптимизирует процессы.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль