РБК Компании
Главная Serverspace 30 июля 2024

Облачный рынок: ретроспектива и будущее

Евгений Свидерский рассказывает о росте конкуренции, критериях выбора облачных провайдеров и перспективных отраслях для миграции в облако
Облачный рынок: ретроспектива и будущее
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью «Midjourney»
Евгений Свидерский
Евгений Свидерский
Руководитель проекта

В сферу профессиональных компетенций Евгения Свидерского входят технические науки, управление ИТ-услугами, продуктовое развитие, ИТ-инфраструктура, проектная деятельность.

Подробнее про эксперта

Об изменении портрета пользователя облаков, ретроспективе развития рынка и будущем отрасли в интервью руководителя проекта Serverspace Евгения Свидерского.

1. Сегодня облачные технологии продолжают стремительно развиваться и набирать обороты. Как сейчас чувствует себя российский рынок облаков? Большая ли конкуренция на российском рынке? 

Мой опыт работы в сегменте облачного бизнеса — более 12 лет, за эти годы конъюнктура, специфика и объем рынка облаков в России изменились кардинально. Уровень знаний пользователей об облачных технологиях и конкуренция среди провайдеров выросли в разы. В 2015 российский рынок облачных сервисов составлял 22,7 млрд руб., а в 2023 — уже 121,4 млрд руб.

Ретроспектива развития облачного рынка последних 5-7 лет четко показывает рост уровня образованности пользователей: в 2015 можно было обеспечить постоянный приток пользователей за счет базовых опций в Digital Marketing (просвещение, обучение и раскрытие преимуществ облаков). Сегодня, с одной стороны, провайдеры стали гораздо современнее, адаптивнее и технологичнее, компании стремятся предложить большое разнообразие сервисов для нишевых потребителей (например, для стримов, e-commerce), а с другой, существенно повысился уровень притязаний самих пользователей.

Более того, с каждым годом конкуренция за клиента только растет. Раньше рынок состоял из нескольких наиболее крупных поставщиков, а также небольших хостеров (VPC) и провайдеров поменьше. Было четкое деление на лоукостеров и энтерпрайз-сегмент. Сегодня эти границы размылись, а ценовая конкуренция стала жестче.

Структурное изменение конкуренции произошло с приходом крупных корпораций, например, Яндекса и СБЕРа. Их пул возможностей: узнаваемые бренды, база ресурсов, объем инвестиций в инфраструктуру и разработку, а также огромные бюджеты на продвижение существенно снижают долю рынка, доступную небольшим и средним провайдерам. Помимо этого, все компании с долей собственности корпораций автоматически становятся потенциальными клиентами собственных облаков, что помогает им неорганически расти в отличие от средних темпов на рынке. Наблюдается этап укрупнения основных игроков и M&A независимых компаний.

2. Какими основными критериями руководствуется потребитель при выборе облачного провайдера? Какие страхи испытывает бизнес при переходе в облака?

Одним из важнейших критериев при выборе облачной инфраструктуры является безопасность — зачастую опасения клиентов вызывает уровень защищенности данных. Пользователям необходимо доносить мысль о том, что переезд с локальных мощностей в облако является безопасным, уровень защиты данных будет более высоким.

Каждый центр обработки данных оснащен передовой системой безопасности, которая защищает от любых внутренних и внешних воздействий: несколько уровней доступа, системы идентификации пользователей по отпечаткам пальцев и прочие меры. Помимо этого, безопасность облачными провайдерами обеспечивается и на уровне самих данных: они реплицируются и шифруются, на постоянной основе проводится мониторинг и контроль аутентификации. Все меры безопасности, упомянутые ранее, являются стандартом отрасли и регламентируются рядом федеральных законов и ГОСТов — № 152-ФЗ от 27.07.2006, ГОСТ 34.12-2015, ГОСТ Р 56939-2016 и другие.

Также немаловажным фактором является простота использования сервиса. Все реже средние компании хотят обращаться к менеджерам и запрашивать инфраструктуру «под ключ» — сейчас всем нужна готовая интуитивно-понятная панель управления, с помощью которой можно самостоятельно управлять своими виртуальными мощностями. Помимо модели оплаты по факту потребления ресурсов (pay-as-you-go), эта панель должна выполнять рутинные обязательства по сопровождению инфраструктуры в автоматическом режиме — выставление бухгалтерских документов, повышение производительности серверов в моменты пиковых нагрузок и формирование отчетов.  Кроме того, облачный провайдер должен закрывать существующие и возникающие потребности по мере развития отрасли (наличие сетевых сервисов, аренда GPU, размещение ИИ и другие в 2024 году). Востребованной также является возможность, позволяющая нажатием одной кнопки развернуть сервер.

К тому же, если речь идет о выборе локального решения взамен покинувшего российский рынок западного, важным критерием является возможность безболезненно заместить привычные пользователям решения, чтоб избежать дорогостоящих инвестиций в изменение собственной архитектуры сервисов клиента. Новое решение должно соответствовать ожиданиям по качеству оказания и сопровождения ИТ-услуг. 

3. Какие сферы бизнеса чаще переходят в облако? Компании каких сфер не доверяют и недооценивают возможности облаков? Причины, почему организации решают перейти в облако?

Массовый уход вендоров, сложности с оплатой и поддержкой, изменение логистической цепочки и другое — только часть причин роста рынка облаков на фоне событий последних лет. Бизнес все четче понимает: вместо того, чтобы самостоятельно закупать, обслуживать и обновлять дорогостоящую инфраструктуру, содержать (а, значит, искать, обучать, удерживать) персонал и администрировать оборудование, гораздо выгоднее передать функцию ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг: развернуться в облаке — это быстрее, дешевле и технологичнее.

Если говорить о востребованности облачных сервисов в разрезе различных сфер экономики, можно отметить, что наиболее активными пользователями являются представители таких отраслей, как логистика, ритейл, промышленность и фармацевтика. Публичные облака наиболее востребованы в таких сегментах как: интернет-продажи, digital-компании, GameDev, разработка, онлайн-сервисы, приложения и технологические стартапы, для которых важно быстрое масштабирование и оптимизация расходов, а также отказоустойчивость.

Частные облака или размещение оборудования в дата-центрах провайдера чаще выбирают представители банковской и медицинской сферы. Это связано с существующими законодательными ограничениями, необходимостью обособленности от других клиентов провайдера и особых требований к безопасности (ФЗ № 395-1, ФЗ № 152 и др.).

4. Serverspace представлен в девяти географических локациях. Чем зарубежные рынки отличаются от российского? По каким параметрам вы решаете, где открыть представительство?

Для запуска новых представительств Serverspace мы выбираем развивающиеся страны в части ИТ-услуг. Анализируя данные о доступном объеме рынка, уровне конкуренции и технологической зрелости экономик данных стран, мы формируем наиболее востребованный портфель услуг для этого региона. А используя наработки группы компаний, куда входит Serverspace, в части услуг и продуктов собственной разработки, мы можем обеспечить технологическое лидерство в регионе.

В каждой из точек присутствия Serverspace развивается как отдельный локальный провайдер. Экспертиза по разработке, сопровождению и привлечению клиентов транслируется из центра компетенций на основе опыта работы на российском рынке, а также опыта развития других брендов ITGLOBAL.COM на зарубежных площадках.

Подобный подход позволяет оперативно интегрировать нововведения во всех филиалах, ориентируясь на локальные запросы рынка. Помимо этого, наличие локального представительства позволяет пользователям оплачивать услуги в местной валюте и функционировать в рамках близкого ему юридического поля — каждое локальное представительство соответствует требованиям местного законодательства.

Например, Бразилия, где у нашей компании недавно открылось представительство, является перспективной страной с большой аудиторией и низкой, на данный момент, конкуренцией. При этом в Бразилии активно развивается малое и среднее предпринимательство, онлайн-платформы и сервисы, появляются стартапы, положительно влияющие на цифровизацию. 

5. Каков Ваш прогноз развития облачных технологий в России в ближайшее время?

В России скорее всего ожидается выход на плато, поскольку большая часть рынка уже охвачена. Рынок IAAS перенасыщен, поэтому в ближайшей перспективе нас ждет процесс миграции клиентов от одних провайдеров к другим. Возможен исход, при котором наиболее крупные игроки будут демпинговать стоимости на инфраструктуру для монополизации отрасли, чтобы в результате стать локальным гиперскейлером на освободившемся рынке. 

С другой же стороны, в лидеры рынка смогут выйти компании, которые предложат комплексные решения. Например, с развитием геймдев-индустрии в России возрос спрос на виртуальные серверы с GPU — в ближайшем будущем ожидается кратный рост предложения на такие серверы. Базовые инфраструктурные сервисы у всех схожи, пользователь будет выбирать поставщика облачных услуг по узкому запросу, поэтому выиграет тот, кто будет успешно заходить в новые ниши, быстро адаптироваться под развивающийся рынок и интегрировать тренды. 

6. Какие дальнейшие планы у Serverspace по развитию?

На текущий момент мы активно ведем внедрение сразу нескольких инструментов, следующих современным трендам облачной индустрии. В прошлом месяце мы анонсировали запуск новой услуги «GPT», позволяющей пользователям внедрить искусственный интеллект в свои приложения, а совсем скоро анонсируем возможность создания серверов с GPU и новый функционал, позволяющий кратно сократить время и ресурсы на миграцию от других провайдеров. Помимо этого, мы продолжаем расширять зону присутствия Serverspace и планируем открытие точек продаж в нескольких странах на разных континентах.

Последнее изменение: 1 августа 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации24.05.2013
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Литейный округ, пр-кт Литейный, д. 26 литера А, офис 5-23
ОГРН 1137847202020
ИНН / КПП 7841483359 784101001
Среднесписочная численность34 сотрудника

Контакты

Адрес 191028, Россия, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 26, Лит. А
Телефон +78124030699

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия