Электронные площадки растут, но традиционный ретейл в тень не уходит
О трендах в логистике, индексе локализации и не только расскажет директор по маркетингу DPD в России Алексей МерзляковСфера компетенций — стратегическое планирование, маркетинг, аналитика, запуск и развитие продуктов.
Рост доли маркетплейсов на рынке электронной коммерции стал ключевым трендом последних лет. Люди уже не хотят стоять на картонке и примерять на рынке понравившуюся вещь или объезжать весь город в поисках нужной детали — перед нами предстал прекрасный мир электронных площадок. Но если покупателям концепция маркетплейсов понятна, то у продавцов, которые переходят на новый формат работы, остается еще много вопросов. Не все до конца понимают, как грамотно выстроить свою работу и какие нюансы нужно учесть, в том числе по доставке, чтобы не прогадать в выручке.
О трендах в логистике, индексе локализации и не только расскажет директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков.
Как вы оцениваете рынок доставки на сегодня? Какие основные тенденции в этой сфере начали формироваться в последние годы? Действительно ли маркетплейсы занимают лидирующие позиции?
Так и есть, одним из ярких трендов становится рост электронной коммерции. Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в первом квартале этого года продажи на российских онлайн-площадках увеличились на 39%, достигнув 1,9 трлн рублей. В общем объеме розничных продаж доля онлайн-заказов выросла с 13,5% в конце 2023 года до 14,9%. Особенно активно растут продажи в таких категориях, как аптеки (+181%), товары для творчества (+176%), инструменты и садовая техника (+133%), ювелирные изделия и часы (+103%), а также автозапчасти и автоаксессуары (+97%).
Ключевым элементом в онлайн-шопинге становится скорость доставки. Если раньше Wildberries и Ozon ставили на первое место описание товаров, то теперь 40% успеха продавца в поиске зависит от логистики. Маркетплейсы сокращают время доставки до одного дня, а то и до нескольких часов. Все благодаря развитию сети пунктов выдачи, сортировочных центров, складов, а также партнерствам с логистическими и курьерскими сервисами. Быстрая доставка — это приоритет, и транспортные компании становятся все важнее в этом контексте.
Эти тенденции прослеживаются и в статистике DPD?
Если говорить о нашей компании, то количество доставленных онлайн-заказов с начала нынешнего года увеличилось в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее ярко это прослеживается в сегменте ювелирных украшений, а также косметике и парфюмерии. К примеру, по отрасли «Косметика и парфюмерия» DPD обгоняет рынок. В сегменте ювелирных изделий объем отправлений за первое полугодие 2024 года уже достиг 88% от общего объема отправлений за прошлый год, что говорит о перспективности развития этого направления.
Помимо этого, мы отмечаем растущую популярность доставки «от двери до двери» и пунктов выдачи заказов в сфере логистики онлайн-торговли. Запрос на услугу в первой половине 2024 года превышает спрос на другие формы доставки практически вдвое. Цифры нынешнего года показывают, что этот тренд остается таким же популярным, как и в прошлом году. Однако по сравнению с «ковидными» временами спрос несколько снизился.
При этом стоит отметить и рост затрат на рынке логистики, в частности, на топливо и персонал, что сказывается на стоимости услуг всех транспортных компаний в России.
В условиях роста электронной коммерции у маркетплейсов меняются требования к доставке?
Рост объемов электронной торговли делает логистику для маркетплейсов особенно важной. Согласно нашим данным, за последние месяцы наблюдается значительное повышение поставок на региональные склады, рост весовых отправлений и увеличение числа клиентов. Эти изменения отражают растущий интерес современных покупателей к покупкам в формате онлайн. Тренд прослеживается как на российском, так и на мировом рынках.
Что касается их требований, то условия маркетплейсов к доставке становятся все строже: тщательнее контролируется качество как фулфилмент-услуг, так и самих товаров. Кроме того, за несоблюдение SLA операторы рискуют получить штрафы.
На сегодняшний день одно из главных требований маркетплейсов к селлерам — расширение географического охвата продаж. Считаете ли вы это разумным? В чем выгода хранения товаров на разных складах?
Оптимизация логистических процессов — ключевой фактор для успешной работы на маркетплейсах. Одним из эффективных методов может стать размещение товаров на различных складах по всей стране. Это повышает индекс локализации маркетплейсов, который показывает, насколько место отгрузки товаров совпадает с местом назначения. А это, в свою очередь, положительно влияет на увеличение объема продаж.
Представьте себе покупателя из Тюмени, который заказывает товар на маркетплейсе. Если товар хранится на складе в Москве, доставка может занять несколько дней. Однако если товар находится на складе в Тюмени, то доставка займет всего несколько часов. Кроме того, локальные покупатели видят товары, доступные на складах в их регионе в первую очередь, что увеличивает шанс на покупку.
Раз уж речь зашла о продавцах на маркетплейсах, существуют ли для них какие-то хитрости для снижения затрат на доставку?
Есть такой процесс — называется приемка. Это когда маркетплейс принимает поставку селлера с дальнейшим размещением на своем складе. В последнее время в ряде маркетплейсов это платная услуга для продавца. Но есть способы сэкономить на этом и найти бесплатные слоты для приемок.
Существует несколько специализированных сервисов, которые следят за свободными слотами приемок для конкретных маркетплейсов. Не буду их перечислять, чтобы не делать рекламу — эту информацию можно найти в интернете. Такие сервисы мониторят изменения в расписании приемок и уведомляют вас, когда появляется возможность воспользоваться бесплатным слотом. Некоторые из них имеют встроенные алгоритмы, которые предсказывают вероятность появления свободных слотов на определенные даты и время, что позволяет оперативно поменять свои планы.
А продавцу важно помнить: чтобы точно рассчитать себестоимость продукции, нужно учесть все расходы, включая платные приемки. Важно заранее подумать о возможных затратах на это и заложить их в расчеты.
Как вы считаете, сможет ли доставка заменить традиционную розничную торговлю?
Пандемия вызвала стремительный рост онлайн-торговли, сделав этот сегмент быстрорастущим. Темпы прироста его оборотов остаются высокими и в настоящее время. Несмотря на это, офлайн-торговля не уходит в тень.
Ключевую роль в сохранении позиций традиционных магазинов играют несколько факторов. Покупателям по-прежнему важно потрогать, посмотреть и примерить товар. Кроме того, поход по магазинам зачастую становится психологической терапией и отвлечением от рабочей рутины. Поэтому люди продолжают посещать физические магазины.
Офлайн-покупки не уйдут в небытие. Но площадкам надо быть готовыми к любым изменениям, чтобы стать удобнее для потребителей и отвечать всем их требованиям. Кто будет гибким, тот и займет ведущую роль на рынке в будущем.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети