Алина Лебедева рассказывает, как правильно задавать вопросы
Редактор агентства экспертных медиа LiFT о том, как освоить базовый навык и для работы, и для жизниПровела 80+ интервью с экспертами из разных ниш. Разрабатывала интерактивные уроки для школьников в «Учи.ру», писала для «Едим.Дома» и других медиа
Люди каждый день задают вопросы, но не всегда получают нужные ответы. Например, не могут обсудить проект с коллегами, чтобы состыковать дедлайны и добиться результата. Или не знают, что спрашивать на интервью с экспертом. Или теряются во время собеседования.
Проблемы решаются, если вы умеете формулировать и задавать вопросы. Об этом — наша новая статья. Разбираем пошаговый алгоритм, делимся советами и личным опытом.
Кому полезен этот навык
Тем, кто работает в медиа. Авторам, редакторам, журналистам. Если среди ваших задач есть интервью с экспертами, то без правильных вопросов точно не обойтись. Иначе пострадает качество контента.
HR и руководителям, чтобы отбирать лучших кандидатов. Вопросы помогают проверить навыки и личные качества, уточнить детали из резюме и выявить соответствие по ценностям. Чем правильнее выстроено собеседование, тем меньше времени и денег вы потратите на найм.
Менеджерам. Всем, кто организует работу команды, общается с клиентами и отвечает за согласование материалов. Вопросы — это ваш главный инструмент. Без них ни одну задачу не получится довести до результата.
Соискателям на рынке труда. Есть шанс выяснить много интересного про компанию, свои обязанности, зарплату, потенциальных коллег и корпоративную культуру.
Основные категории — такие, но всем остальным навык тоже пригодится. Если не по работе, то в обычной жизни. Например, чтобы поговорить с врачом и разобраться, что означают его рекомендации, или чтобы закрыть конфликт с другом, коллегой или партнером.
Шаг №1 — Обозначить цель и тему
Прежде чем задавать вопросы собеседнику — задайте вопросы себе.
- Какую задачу решает разговор?
- Какую информацию я хочу добыть?
- Что я буду потом делать: писать пост для соцсетей, делать инфопродукт, продумывать сценарий и так далее.
Как только у вопросов появляется цель — переходим к теме. Не надо выяснять все, начиная с биографии человека и заканчивая любимой едой на завтрак. Это размывает фокус и не укладывается в тайминг.
Здорово, когда тема адаптирована и под контент, и под собеседника. Например, вопросы про одно и то же событие на рынке недвижимости разным собеседникам можно задавать по-разному: с кем-то обсудить актуальные цифры, последствия и риски, а с кем-то затронуть мировой рынок и опыт коллег.
Шаг №2 — Подготовиться к интервью
Трудоемкий, но важный этап. Чем лучше вы подготовитесь, тем лучше сформулируете вопросы и проведете разговор.
Если надо добыть информацию про самого собеседника — отталкивайтесь от личности. Посмотрите интервью и выступления, изучите соцсети, пообщайтесь с окружением. Постарайтесь узнать больше про биографию, характер, увлечения, особенности речи и юмора. Это поможет чувствовать себя уверенно и не задавать банальных вопросов.
Если надо добыть информацию про событие или явление — отталкивайтесь от темы. Изучайте новости, интервью с другими экспертами, статьи, книги. Соберите базу знаний, чтобы ориентироваться в теме, не путаться в терминах и понимать, о чем спрашивать.
Шаг №3 — Сформулировать вопросы
Главное — помнить про тему и цель интервью. Вопросы не должны путать собеседника, углубляться в ненужные детали или, наоборот, подталкивать разговор к формату «обо всем и ни о чем».
Вот несколько правил из опыта LiFT. Они подойдут и для устных, и для письменных интервью.
- Начинаем беседу с вопросов для контекста. Чтобы познакомиться и подойти к основной теме. Достаточно 2-3 вопросов в духе «расскажите, с чего начался ваш бизнес» или «как обстоят дела у российского маркетинга в 2024 году», прежде чем погружаться в специфику.
- Разбиваем вопросы по блокам. Например, если вы созваниваетесь с клиентом и хотите обсудить 10 вопросов — структурируйте их по темам: вот контент, вот продвижение, а вот финансы. Это поможет ничего не забывать и не смешивать.
- Убираем вопросы, ответы на которые есть в открытом доступе. Или переформулируем их. Вместо «где вы учились» — «я знаю, что вы учились в Сколково, но расскажите, как знания и навыки оттуда помогают вам в текущих проектах». Так интереснее и для аудитории, и для собеседника.
- Регулируем баланс между открытыми и закрытыми вопросами. Открытые вопросы — это приоритет, потому что на них нельзя ответить «да» или «нет». Формулировка «от чего вы получаете удовольствие в своей работе» принесет больше информации, чем «нравится ли вам ваша работа». А закрытые вопросы оставьте для уточнений.
Советы для цельного интервью
Не идите строго по плану. Беседа должна выстраиваться органично. Если вас наводят на интересную тему, которая не противоречит концепции интервью, то это хорошо. Корректируйте план. Исключение — когда есть жесткий тайминг и список обязательных вопросов.
Уточняйте то, что непонятно. Это экономит время. Лучше переспросить сразу, чем неверно интерпретировать информацию, сомневаться и возвращаться к эксперту за дополнительной информацией.
Не забывайте про запись разговора. Актуально для тех, кто работает в медиа. Ставьте напоминалки на телефоне, наклеивайте стикеры, пишите заметки — лишь бы вовремя включить запись и позаботиться о том, чтобы она сохранилась.
Будьте открыты к встречным вопросам. Это про доверие, равный диалог и гибкость. Иногда вопросы задает собеседник, а уникальную информацию получаете вы, потому что выруливаете интервью в нужную сторону.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети