РБК Компании

Как создать личный бренд на законных основаниях

Активный законотворческий процесс по регулированию рекламы и социальных сетей касается любого бизнеса. Личный бренд теперь также начинается с изучения законов
Как создать личный бренд на законных основаниях
Источник изображения: Личное архив компании
Ирина Гордыкина
Ирина Гордыкина
Консультант по маркетингу юридической компании ЕВЧАТОВ И ПАРТНЕРЫ

Основатель проекта Личный маркетинг, эксперт по созданию личного бренда и деловой репутации основателей бизнеса. Автор деловых игр в маркетинге.

Подробнее про эксперта

Личность основателя определяет масштаб бизнеса. Личность каждого человека создает его реальность. Предприниматели часто сомневаются. Нет ли противоречия между брендом компании и личным брендом основателя или генерального директора? Противоречий нет, есть взаимное дополнение и усиление. А вот риски есть. Один из них — риск нарушения законодательства в развитии публичности и узнаваемости личного бренда.

Правовые документы регулируют социальные сети, авторское право, защищают интеллектуальную собственность, вводят ограничения на рекламу отдельных видов деятельности. В этой статье не буду касаться налоговой системы. Существует много других вопросов личного маркетинга, которые заслуживают внимания с точки зрения законности.

Бренд — это уникальность, миссия, узнаваемость и деньги. Создание бренда требует времени и работы большой команды. Затраты окупаются, когда появляется устойчивый спрос на товары или услуги бренда, стоимость которых значительно превышает рыночную.

Упоминание фирменного наименования клиента

Для личного бренда важны узнаваемость и деловая репутация. Одно из социальных доказательств репутации — рассказ о клиентах. Это могут быть отзывы, кейсы (рассказы об успехах клиентов), имена известных заказчиков, благодарственные письма.

В законодательстве Российской Федерации применяются понятия «фирменное наименование» и «товарный знак».

В социальных сетях, в презентациях, портфолио часто упоминают фирменные наименования, размещают товарные знаки компаний, с которыми работали. Что важно знать при их упоминании.

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет исключительное право использования своего фирменного наименования за юридическим лицом, которому оно принадлежит. Предоставление этого права другому лицу не допускается.

Правообладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака. Он может распоряжаться исключительным правом.

Можно упоминать название компании клиента, если договором не предусмотрен запрет на упоминание.

Использовать фирменное наименование может только юридическое лицо, которому оно принадлежит.

Например, будет нарушением использование фирменных бланков другого юридического лица или указание его наименования в реквизитах своих документов, в описании сайта или страницы в социальной сети.

Товарный знак клиента можно указать с официального разрешения правообладателя, закрепленного в договоре или другом юридически значимом документе.

Практика показывает, что слайды с большим количеством товарных знаков клиентов, имеют отрицательный эффект, снижают доверие к презентации.

Регулирование социальных сетей

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязывает владельца социальной сети осуществлять мониторинг соблюдения законодательства Российской Федерации в публикуемом контенте своими силами и с помощью пользователей. Для этого в каждой социальной сети размещается адрес электронной почты и другие контакты для направления владельцу юридически значимых сообщений.

Под социальной сетью понимается обобщенное название всех информационных систем и программ, включая сайты, Телеграм, видеохостинги и непосредственно социальные сети.

В практике встречаюсь с мнением, что небольшие каналы, однократные нарушения никто не заметит. Хочу еще раз обратить особое внимание на то, что существует два законных канала мониторинга: контроль владельца социальной сети и сообщения пользователей сети.

Личный бренд выстраивается годами, правильное ведение страницы в социальной сети, сайта также нелегкая задача. Рисковать потерей репутации из-за одной публикации не стоит.

Роскомнадзор ведет реестр социальных сетей, доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Не все социальные сети имеют такой охват и входят в реестр. Это не освобождает их владельцев и пользователей от соблюдения федерального закона.

Владельцы персональных страниц социальной сети, аудитория которых более 10000 пользователей, предают информацию в Роскомнадзор для включения персональной страницы в специальный перечень. Они обязаны разместить в описании персональной страницы уникальную ссылку для автоматического перехода пользователя социальной сети к поисковой форме, подтверждающей внесение страницы в перечень.

Проверить информацию можно на сайте Госуслуг. В специальном разделе вставить в поисковую строку ссылку или название канала и социальную сеть размещения.

Реклама в социальных сетях

Есть много способов сделать свой личный бренд узнаваемым, но социальные сети остаются самым простым и самым важным.

Любому владельцу страницы в социальной сети хочется развития. Раз мы в этом вопросе не одиноки, значит есть запрос на взаимопомощь. Это может быть дружеский взаимопиар, гостевые посты, совместные эфиры, размещение рекламных постов и сторис, рассылки рекламы.

Слово «реклама» здесь также обобщающее понятие разных действий, не только прямая покупка. Размещение рекламы всегда двухсторонний процесс и ответственность также наступает для обеих сторон.

О чем важно знать, принимая решение о сотрудничестве в рекламе.

Маркировка рекламы обязательна. Нюансов много, общие рекомендации не всегда подойдут. Консультируйтесь с практикующими специалистами, смотрите на серьезных блогеров и всегда анализируйте именно свою ситуацию.

На практике сталкиваюсь с ошибками в маркировке через агентов. Обратите внимание, в маркировке должны стоять ваши реквизиты, а не реквизиты агента. Проверяйте работу исполнителей, это окупается.

Второй момент, проверка владельца канала, где вы хотите разместить рекламу.

В открытом доступе есть реестр иностранных агентов, перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Третий момент, какие виды деятельности вы собираетесь рекламировать и что публикует канал, в котором вам предлагают рекламу.

Ваша реклама должна соответствовать требованиям законодательства и заинтересовать подписчиков чужого канала, тогда она принесет результат.

С другой стороны, есть ситуации, когда репутация важнее подписчиков. Выбор партнера для рекламы также важен, как и правильная маркировка.

Авторский контент и нейросети

Гражданский кодекс Российской Федерации особо подчеркивает, что объектами авторских прав являются произведения независимо от их достоинств и известности.

Весь перечень объектов авторских прав в нем приведен. Остановимся на двух, которые чаще используются в контенте для социальных сетей, сайтов и презентаций:

  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии,
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства.

Фотографии охраняются авторским правом. При публикации фотографии важно понимать, кому принадлежат на нее права. Даже если это ваша профессиональная фотография, укажите фотографа. Не рекомендуется брать фотографии со стоков, в открытом доступе в интернете.

С развитием возможностей смартфонов и фоторедакторов, фотографии со стоков в создании личного бренда потеряли актуальность.

Всегда лучший выбор — это фотография, сделанная вами.

Обратите внимание, что использование фотографий с изображением произведений архитектуры и садово-паркового искусства в коммерческих целях может нарушить авторские права.

В 2024 году появилась судебная практика по использованию нейросетей для генерации изображений. Правообладатели заявили о нарушении авторских прав, когда увидели применение своих изображений, обработанных нейросетью. Суды встали на их сторону.

Нейросети развиваются стремительно, пользоваться ими становится все проще. Важно соблюдать правила использования сгенерированного контента.

При публикации текста сделайте пометку, что он создан ИИ (искусственным интеллектом). Многие социальные сети такой контент отслеживают и вводят правила его использования.

Изображения и видео контент, созданные искусственным интеллектом, не имеют правового статуса. Авторское право сегодня на них не распространяется. Обращайте внимание, разрешает ли нейросеть использование контента в коммерческих целях.

Объектом охраны прав правообладателя могут стать презентация, обучающие материалы, рисунки и графика, размещенные в соцсетях или на сайтах. Не используйте чужие материалы в своих презентациях и публикациях. Правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав, но может и не поставить. Его авторские права сохраняются в любом случае.

Создание личного бренда — длительный и увлекательный процесс. В любом процессе есть риски, их всегда можно предвидеть.

Самый большой риск — полное делегирование работы с отзывами, ведения соцсетей, создания и актуальности сайтов. Доверяйте, но проверяйте! Обращайтесь к экспертам для обучения и взаимодействия с командой, интересуйтесь проделанной работой.

Создайте фокус на себя, свою компанию, а не на известных клиентов. Контролируйте работу с отзывами. Своевременное реагирование снизит репутационные риски.

Не оценивайте эксперта по количеству подписчиков в социальных сетях, критически воспринимайте информацию в новостях и эфирах.

Социальные сети регулируются законодательством и его требования касаются всех пользователей. Законотворчество в этой сфере развивается, следите за изменениями, обращайтесь к практикующим юристам за консультацией.

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
10 сентября 2021
Регион
г. Москва
ОГРНИП
321774600534499
ИНН
543311638231

Контакты

Адрес121096, Россия, г. Москва, ул. Олеко Дундича, д.7, оф. 328 125375, Россия, г. Москва, ул. Тверская, д. 16, стр. 1
Телефон+74951251313

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия