РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
Главная ALP Group 20 декабря 2023

Как перевести линейный персонал на новую ИТ-систему

Алексей Орлов объясняет, почему без грамотного подхода к обучению пользователей даже самая превосходная система может оказаться на полке
Как перевести линейный персонал на новую ИТ-систему
Алексей Орлов
Алексей Орлов
Руководитель корпоративных проектов ALP Group

С 2016 года руководитель проектов подразделения внедрения программных продуктов 1С. С 2021 года руководитель корпоративных проектов ALP Group.

Подробнее про эксперта

Проект внедрения любой корпоративной информационной системы состоит из трех этапов: проектирования, разработки и промышленной эксплуатации. Представим, что техническое задание было составлено безупречно, методология хорошо прописана, разработка проведена без каких-либо затруднений, и система получилась ровно такой, как мечтал заказчик. Остается дело за малым — передать готовый продукт в руки конечным пользователям. Но вот здесь и могут начаться настоящие проблемы.

Успех промышленной эксплуатации зависит от того, получится ли у компании совместить три ключевых фактора: хорошую команду внедрения, качественные инструкции и правильный подход к обучению. Если хотя бы один из факторов не будет реализован — проект в итоге не сложится.

Ожидания: как выглядит идеальный подход к обучению пользователей

Грамотная команда интегратора начинает составлять инструкции к системе уже в начале разработки и тестирования функционала. Когда весь функционал готов, специалисты проводят полный аудит инструкций и актуализируют их с учетом всех осуществленных доработок. Далее мы подготавливаем ключевую группу пользователей — обычно это люди, которые хорошо знают бизнес-процессы компании и включены в состав проектной команды со стороны заказчика. Они проходят пилотный курс обучения работы в системе, а заодно выявляют отклонения и, при необходимости, формируют замечания по доработке инструкций или самой системы.

Стоит сказать, что мы готовим полноценный всеобъемлющий курс, который на 100% покрывает потребности бизнес-процесса конкретного пользователя системы. Например, оператора электронного документооборота мы учим сканировать первичные документы, выкладывать их в конкретную папку, дозаполнять необходимые реквизиты, проводить какие-то релевантные действия в системе и отправлять документы на согласование.

Если люди никогда раньше не сталкивались с продуктами на базе 1С, мы со своей стороны всегда рекомендуем им предварительно сходить на стандартные курсы 1С по работе с типовыми конфигурациями («1С:Бухгалтерия», «1С:Документооборот» и т. д.). Когда пользователи уже имеют общее представление об устройстве 1С, нам достаточно лишь показать им, как работать с конкретным разработанным функционалом по их направлению, что сильно упрощает дело.

В зависимости от сложности функционала, курс может занимать от 1–2 часов до нескольких дней. Также на продолжительность курса может влиять уровень знакомства пользователей с типовой системой. Однажды мы внедряли относительно несложный функционал для компании из Нидерландов — поскольку местные сотрудники совсем не разбирались в 1С, кроме небольших курсов по конкретным функциональным ролям, мы проводили еще и общий курс по системе, который длился порядка трех дней.

Далее процесс обучения может идти по одному из двух путей — в зависимости от размеров компании-заказчика. Если речь идет о крупной компании со штатом от 100 человек, то обученные ключевые пользователи — фокус-группа — идет своими силами обучать коллег по созданным инструкциям. Если же компания относительно небольшая, то мы просто проводим серию курсов и таким образом обучаем всех сотрудников, которые должны будут работать с новым функционалом.

Реальность: как обучение может выглядеть в действительности

Такая идеальная картинка работает, когда линейный персонал заказчика понимает, для чего компании понадобилась новая система, и в целом открыт обучению. К сожалению, на деле, это понимание есть не всегда. Тогда жди скандалов, самоотводов и саботажа. Может дойти до того, что интегратор приглашает всех на курс, начинает рассказывать про цели встречи, и все присутствующие одновременно встают и демонстративно выходят из кабинета. Такой вот молчаливый протест. И нет, это не воображаемая ситуация — такое правда было на моей памяти.

Звучит сюрреалистично, но если разобраться в ситуации, то таких «бунтарей» можно понять. Представьте, что вы трудитесь с утра до вечера, решаете массу стрессовых задач, а тут вам сверху прилетает требование руководства взять и освоить совершенно новую автоматизированную систему.

Идея внедрения той или иной корпоративной системы зарождается в головах топ-менеджеров компании. И у них на то есть веские причины: желание повысить эффективность, увеличить прибыль, снизить трудозатраты или оптимизировать бизнес-процессы. Необходимость автоматизации зачастую кажется очевидной, не требующей пояснений. Но ее очевидность, как правило, видна исключительно руководству.

Если конечным пользователям не объяснили, что система поможет им в работе, сэкономит рабочее время и избавит от рутинных задач, если их пожелания не учитывались в процессе разработки функциональных требований, если сотрудников долго держали в неведении — стоит ли удивляться, что нововведение будет воспринято в штыки. Не секрет, что это часть человеческой натуры: люди не очень любят какие-либо перемены и зачастую негативно относятся даже к по-настоящему полезным изобретениям. По статистике, 70% попыток ввести какие-либо корпоративные изменения проваливаются — во многом по причине яростного сопротивления со стороны рядовых сотрудников.

Советы заказчику и интегратору

Чтобы обучение прошло по идеальному сценарию, интегратору нужно с самого начала вести работу с руководством и ответственными лицами заказчика, а им, в свою очередь, — со своим персоналом.

Что должна сделать команда интегратора:

  1. Еще на этапе обследования узнать и указать в отчетности ответственных по каждому из автоматизируемых блоков. Проговорить с ними требования и список сотрудников, которые будут пользоваться системой.
  2. В рамках плана-графика проекта прописать, какие этапы в какие сроки тестируются и принимаются сотрудниками заказчика.
  3. В рамках устава и/или договора указать порядок приемки различных итераций и ответственность тех или иных лиц на стороне заказчика.
  4. Провести одну или несколько встреч с руководством заказчика. Цель этих встреч — убедиться, что до линейных сотрудников и ключевых пользователей доведена ценность внедрения, а также необходимость вовремя исполнять все договоренности по проекту (осуществлять приемку функционала, предоставлять обратную связь и т. д.).
  5. В процессе каждого этапа вести документацию о статусе проведения проекта каждым ответственным и периодически направлять ее заказчику с указанием возможных рисков и процента выполнения.

Что необходимо сделать заказчику на первых стадиях подготовки к внедрению:

  1. Донести до ключевых и линейных сотрудников, что планируется переход на новую систему. Указать причины и привести аргументы, чтобы развеять 80% сомнений (на стадии внедрения и первоначальной работы, какие-то сомнения всегда будут).
  2. Прописать документ об ответственных за бизнес-процессы и обучение новой системе.
  3. Объяснить, какие процессы и какая служба должна автоматизировать.
  4. Утвердить вместе с сотрудниками и интегратором точный график работ (тестирований, принятий, обучений и т. п.).
  5. Крайне желательно выделить отдельное время для проведения работ, чтобы это не происходило по выходным дням и после 19:00.

Если придерживаться такого подхода, то не только высшее руководство, но и линейный персонал будет хотеть и ждать автоматизацию какого-либо бизнес-процесса. Кстати, хороший способ убедить сотрудников в пользе автоматизации — сказать им, что освоение новой системы повысит их компетенции и поможет вырасти в цене на рынке труда. Тогда сотрудники тоже смогут увидеть ценность проведенного ИТ-внедрения и захотят изучить новую систему.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

I место в рейтинге фирмы «1C»Крупнейшее внедрение «1С» в ФГУП «Почта России», автоматизировано 47 612 рабочих мест
Внедрение «1С: Консолидация 8»Одно из самых масштабных внедрений «1С: Консолидация 8» в ПАО «Газпромнефть», автоматизация >5к мест

Профиль

Дата регистрации14.10.2010
Уставной капитал100 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Пресненский, ул. 2-Я Звенигородская, д. 13 стр. 42, этаж 9, помещ./ком I /18
ОГРН 1107746840420
ИНН / КПП 7703729939 770301001

Контакты

Адрес 123022, Россия, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 13, корп. 41, 7 этаж
Телефон +78005555151

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия