РБК Компании
Главная Chinacar.club 11 декабря 2023

История китайских внедорожников: от копий ГАЗ-69 до премиума

В Китае сформировалась собственная культура производства рамных вездеходов. Как она зарождалась, и чему автопром КНР научился у СССР и США — в нашем материале
История китайских внедорожников: от копий ГАЗ-69 до премиума
Александр Сероштанов
Александр Сероштанов
Предприниматель, автолюбитель, спортсмен

Директор китайского дивизиона China Car Club

Подробнее про эксперта

В Китае возрождается мода на внедорожники: за последние три года появилось почти два десятка новых брутальных моделей повышенной проходимости! Реальной необходимости в вездеходах у китайцев нет: в самых густонаселенных районах благоприятный климат и качественные дороги. Однако внедорожник воспринимается символом финансового благополучия: владеть SUV престижно, а автомобили для активного отдыха в тренде молодежи.

Мало кто знает, что зарождение китайских внедорожников неразрывно связано с СССР, первый массовый вездеход КНР технически близок к ГАЗу и УАЗу, а мода на премиальные модели повышенной проходимости появилась благодаря американцам. 

Внедорожник-долгожитель Beijing и советское наследие

После Второй мировой войны Китаю потребовался транспорт для нужд народного хозяйства. Тяжелая промышленность была неразвита, и на первых порах китайские автомобили представляли собой кустарные копии американских армейских Willys. В свободной продаже машин не было: легковые вездеходы были редкостью даже в государственных автопарках!

В 1960-е годы Китай воспользовался технологиями СССР, чтобы наладить массовое производство собственного внедорожника. Делегация из КНР посещала Горьковский автозавод и получила техническую документацию на рамный вездеход ГАЗ-69. Однако серийный китайский автомобиль оказался похож на более современный УАЗ-469!

История китайских внедорожников: от копий ГАЗ-69 до премиума

Любопытный факт: китайский вездеход Beijing BJ212 стали выпускать в 1965 году, а УАЗ-469 встал на конвейер только в 1972-м. Как так вышло доподлинно неизвестно: возможно, речь идет о промышленном шпионаже. Китайские источники не скрывают, что по технике BJ212 был близок к советскому прообразу: например, бензиновый двигатель BJ492Q объемом 2,5 литра представлял собой копию мотора ЗМЗ-21 от «Волги-21».

Удивительно, но Beijing BJ212 выпускался без серьезных доработок более двадцати лет, а преемник советского вездехода до сих пор на конвейере! Конечно, актуальный «двести двенадцатый» успел поменять раму, кузов, коробку передач, двигатель и шасси, но общая конструкция неизменна: это по-прежнему кондовый внедорожник без современных атрибутов комфорта и безопасности.

«Американский след» в автопроме Китая

В 1980-е годы стало очевидно, что утилитарные рамные вездеходы не востребованы у жителей городов, и на свободном рынке покупатели заинтересованы в более функциональных, экономичных и комфортных легковых автомобилях. Однако состоятельные клиенты все-таки отдавали предпочтение роскошным внедорожником: эталоном SUV в те годы стал американский Jeep Cherokee.

История китайских внедорожников: от копий ГАЗ-69 до премиума

Позволить себе оригинальный Jeep могли немногие китайцы, но выход из положения нашли быстро: в Поднебесной наладили лицензионное производство внедорожника Cherokee XJ! Впрочем, заметно снизить цену не удалось, и в ход пошли хитрости: фирма Shuanghuan организовала сборку кустарной копии Jeep Cherokee на шасси все того же Beijing BJ212.

Качество таких «Джипов» оставляло желать лучшего, а сходство с оригиналом было только внешним. Тем не менее несколько тысяч китайских аналогов Cherokee удалось продать, но в наши дни встретить такой автомобиль практически невозможно. Мода на внедорожники в 1990-е годы сошла на нет: на китайском рынке начался бум «легковушек».

Новый виток популярности SUV: причины и следствия

В 2000-е годы Китай вместе с остальным миром бросился скупать кроссоверы: автомобили с увеличенным дорожным просветом, более вместительным салоном, но не выдающимися способностями за пределами асфальта. Основных причин две: жители Поднебесной стали богаче, а ценовой разрыв между легковушками и кроссоверами снизился.

В начале 2010-х бестселлером сегмента кроссоверов стал Haval H6: эта модель удерживала первенство продаж в Китае на протяжении восьми лет, постоянно обновляясь и даже меняя поколения без смены названия. Целую плеяду кроссоверов успешно продавал концерн Volkswagen: на рынке КНР одновременно предлагали до 20 SUV разного размера и форм-фактора!

История китайских внедорожников: от копий ГАЗ-69 до премиума

По мере разворота китайского автопрома в сторону гибридных и электрических автомобилей сложилась еще одна интересная тенденция. Автогиганты вложились в целую плеяду новых вездеходов: внедорожники с брутальным дизайном, серьезной подготовкой к офф-роуду, роскошными салонами и премиальными опциями появились у BAIC, Great Wall, Chery, Dongfeng и BYD! Отнюдь не всегда речь идет об экономичных моделях «на батарейках»: выбрать можно новый бензиновый или дизельный вездеход.

Как объяснить казалось бы иррациональную ставку на вседорожники с понижающей передачей, блокировками дифференциалов и мощными моторами? Вероятно, автопроизводители из Китая изучили факторы успеха флагманов Land Rover, Lexus и Mercedes-Benz. Маржинальность и престиж при продаже дорогих моделей выше, а нехватки состоятельных клиентов в КНР нет.

Сколько продлится мода на внедорожники в условиях, когда реальная потребность в автомобилях повышенной проходимости падает, покажет время. Мировая экспансия китайских вездеходов только начинается. и пока наценка на новые модели минимальная. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации02.09.2020
РегионХабаровский край
ОГРНИП 320272400033333
ИНН 272497765986

Контакты

Адрес 115563, Россия, г. Москва, Каширское шоссе, д. 61, к. 4, ст. 1
Телефон +78002222878

Социальные сети