РБК Компании

Вынесены первые штрафы за отсутствие маркировки рекламы в Интернете

За что можно получить штраф до 500 000 руб. Разбираем позиции ФАС и РКН, что нужно маркировать как рекламу в Интернете
Владимир Куранов на Дальневосточном МедиаСаммите-2023

С 1 сентября введены в действие штрафы за нарушение правил маркировки рекламы в Интернете. Они могут достигать для граждан 30 000 рублей, а для организаций — 500 000. При поверхностном прочтении Закона о рекламе, вроде бы понятно: реклама — это информация, рассчитанная на заранее неопределенный круг лиц и побуждающая приобрести товар или заказать услуги. Но на практике вопросов очень много.

В июне на Дальневосточном МедиаСаммите (г. Владивосток, 8-9 июня) я выступал с докладом, в котором постарался обобщить позиции Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Роскомнадзора (РКН), что относится к рекламе и, значит, подлежит маркировке в Интернете, а что рекламой не является.

Что к рекламе не относит Закон

  • Информацию о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах либо в соцсетях их производителя или продавца. Однако контент могут признать рекламой, если отдельному товару уделяется особое внимание, о нем дается избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести его, в том числе с указанием адресов магазинов. В этом случае (весьма оценочном) маркировка все же потребуется.
  • Обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера, если его основной целью не является продвижение товара на рынке. 
  • Органичная интеграция (например, упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров). Интеграция не является органичной и ее могут признать рекламой, если внимание в видеоролике акцентируется на товаре, в том числе за счет того, что описываются его характеристики, свойства или блогер высказывает положительное отношение к нему. На такую рекламу нормы о маркировке будут распространяться. 

Позиции ФАС относительно рекламы

  • Само по себе размещение на портале поставщиков на безвозмездной основе рекламы организаций, осуществляющих социальное предпринимательство, не противоречит нормам законодательства о рекламе. 
  • Новостные сведения о событиях или мероприятиях, размещенные на специализированных ресурсах в целях информирования населения или отдельной его части о проводимых событиях, относятся к справочно-информационным сообщениям (и, следовательно, не относятся к рекламе и не требуют маркировки).
  • Реклама в «Telegram» не требует маркировки в том случае, когда ресурс используется в качестве «мессенджера», для обмена конкретными пользователями сообщениями. В случае если «Telegram» используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей (через Telegram-каналы), то такая реклама подпадает под действие Закона о рекламе и требует маркировки.

Позиции РКН относительно рекламы

  • Если на собственном Интернет-ресурсе организации размещаются собственные рекламные материалы, то такие рекламные материалы подлежат маркировке, а информация о рекламе должна направляться в Роскомнадзор. Но как видим, Роскомнадзор говорит именно о рекламе, а не о сведениях информационного характера, которые маркировки не требуют. 
  • Квалификация пресс-релиза в качестве рекламы зависит от его содержания, в частности от того, содержит ли он информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Подчеркнем, что оценка информации на предмет ее отнесения к рекламе или информации, не являющейся рекламой, осуществляется ФАС России в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения. 

А каковы в принципе особенности рекламы в Интернете?

  • В Интернете нельзя рекламировать алкогольную продукцию.
  • Реклама основанных на риске игр, пари, осуществляемых в букмекерских конторах, допускается только на определенных сайтах. Например, разрешена реклама игр в букмекерских конторах на сайтах, которые зарегистрированы в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, игр в тотализаторах — на официальных сайтах общероссийской и региональных федераций конного спорта. 
  • Может быть запрещена реклама, адресованная российским потребителям, на информационных ресурсах иностранных лиц и организаций при наличии соответствующего запрета Роскомнадзора.
  • Распространять рекламу путем рассылки сообщений можно только после того, как получено согласие абонента (адресата) на получение такой рекламы. Этот запрет распространяется и на рассылку сообщений с использованием сети Интернет (например, на адреса электронной почты, через мессенджеры). Доказать, что согласие было получено, обязан рекламораспространитель. Согласие на получение рекламы должно быть таким, чтобы можно было однозначно установить: кто дает согласие и от кого может поступать рассылка. Согласие на получение от конкретного лица информации справочного характера (например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют и др.) не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации14.03.2006
РегионПермский край
ОГРНИП 306590407300093
ИНН 590202822565

Контакты

Социальные сети