РБК Компании
Главная Chinacar.club 27 декабря 2023

Как Китай стал лидером по производству электромобилей

Доля Китая в общемировых продажах новых электрокаров превышает 50%. О факторах успеха автопрома Поднебесной — в нашем материале
Как Китай стал лидером по производству электромобилей
Александр Сероштанов
Александр Сероштанов
Предприниматель, автолюбитель, спортсмен

Директор китайского дивизиона China Car Club

Подробнее про эксперта

Ни одна страна кроме Китая не может похвастаться сотней внутренних автомобильных брендов. В Поднебесной выпускают транспортные средства всех классов и категорий, но такое разнообразие появилось не сразу.

Сотрудничество с Западом

До 2022 года иностранные автопроизводители, которые хотели выпускать свои машины в Китае, должны были создать совместное предприятие и местное производство с китайскими компаниями. Это способствовало обмену технологиями и помогало китайцам получать знания. Одним из первых совместные предприятия создал Volkswagen, он работает с FAW и SAIC.

Вместе с обменом технологиями и знаниями к китайским инженерам пришло осознание: отставание от западных грандов в сегменте двигателей внутреннего сгорания слишком велико. Фримен Шен, основатель WM Motor — китайского EV-стартапа — сказал в интервью The Economist в 2020 году: «Придется инвестировать миллиарды долларов еще 20 лет, и, возможно, тогда мы приблизимся к немцам. Это безнадежно».

Вместо того, чтобы инвестировать в технологии, где все остальные уже далеко впереди, Китай решил заняться тем, что еще пока находится на самом старте, — созданием электромобилей. Китайские автопроизводители получили возможность экспериментировать, а отсутствие многолетнего опыта создания автомобилей с ДВС было скорее плюсом, нежели минусом.

В 2001 году технология EV стала приоритетной в пятилетнем экономическом плане Китая. В 2007 году министром науки и технологий стал Ван Ган, который в течение десяти лет работал инженером Audi в Германии. Именно он привел нацию к созданию новых технологий. В 2009 году Китай начал субсидировать местные компании, занимающиеся производством и разработкой электромобилей, автобусов и такси. Тогда на внутреннем рынке ежегодно продавалось менее 500 электрокаров. А в 2022 году на внутреннем рынке было реализовано более 6 млн электромобилей — более половины мировых продаж EV. Успех не случаен: государственные и частные инвестиции составили более 200 млрд юаней (28 млрд долларов по текущему курсу).

Как Китай стал лидером по производству электромобилей

Отсутствие своей истории

В эпоху ДВС самым продаваемым автомобилем в Китае был Volkswagen. Теперь первое место за внутренними брендами — в лидерах BYD, в тройке «китайцев» Geely и Changan. А среди «десятки» самых продаваемых брендов электрокаров в Поднебесной насчитывается только две западные компании, все остальные доли рынка распределены между внутренними брендами. Европейские, американские и японские автопроизводители долгими десятилетиями выстраивали свой имидж, стиль и репутацию. У китайских компаний получилось сделать это всего за последние несколько лет.

Юные бренды прокладывают свою дорогу к славе и высоким продажам с нуля. Их преимущество в том, что они могут позволить себе не оборачиваться назад и не соответствовать прошлым стереотипам. Например, американские автомобили ценились за огромные и мощные ДВС, а переход маслкаров на электротягу — процесс сложный и долгий. Итальянский производитель Ferrari популярен благодаря уникальным атмосферным V12, доля которых стремительно сокращается. В какой-то степени китайским компаниям даже проще — они сразу могут создавать свою индивидуальность и инновации, не опасаясь потерять наследие.

Как Китай стал лидером по производству электромобилей

Бешеная конкуренция

Благодаря тому, что в Китае насчитывается около 100 местных автомобильных брендов, производители вынуждены идти на отчаянные меры, чтобы привлечь внимание к своим моделям. В ход идут чудаковатые и футуристичные формы кузова, последние технологические разработки, новые идеи и невиданные инновации.

Времена, когда китайские автомобили означали плохо сделанную копию европейских моделей, уже давно прошли. Например, производитель Nio одним из первых предложил менять аккумуляторные батареи электромобилей вместо того, чтобы заряжать их. Процесс замены занимает около пяти минут на специальных станциях, это намного быстрее и удобнее, чем заряжать машину у розетки. Западные бренды пока не могут предложить ничего подобного.

Кроссовер BYD YangWang U8 стал одним из первых семейных электрических SUV с характеристиками настоящего суперкара. Четыре электромотора совокупной мощностью более 1000 сил разгоняют автомобиль до ста за примерно 3 секунды. Но и этого производителю было мало. BYD предложил технологию, благодаря которой кроссовер может разворачиваться на одном месте, как танк.

Современные тренды автомобилестроения диктуют свои условия — машины становятся похожими друг на друга не только в рамках одной линейки, но и в рамках целых сегментов. Китайские производители закрыли глаза на эту моду и стараются предлагать уникальные дизайны: в виде утки, кота, летающей тарелки, космического корабля и т. д. Дизайнеры добавляют невиданные ранее технологии с эмодзи в зоне головной оптики. Китайцы создают уже не автомобили, а современные гаджеты на колесах, чтобы выделиться из толпы конкурентов.

Как Китай стал лидером по производству электромобилей

Сравнение с западными брендами

Представление о китайских моделях уже изменилось. Если раньше их рассматривали как бюджетную альтернативу западным автомобилям, то теперь КНР предлагает более интересные, технологичные и современные машины. На выставке Auto Shanghai 2023 немецкие автомобили получили меньше внимания, чем китайские, и дело не только в патриотизме.

Китай создает больше моделей, чем все мировые производители, так что в этой стране сформировался пул взыскательных покупателей, которым содержание важнее бренда.

Желание быть лучше конкурентов уже вышло за рамки соревнования только внутри китайского рынка. Теперь модели из Поднебесной конкурируют с автомобилями из Европы, Америки и Японии. Пока западные автопроизводители пытаются продавать электрические автомобили с той же внешностью, что их аналоги с ДВС, для китайских покупателей подобные машины уже выглядят скучными.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации02.09.2020
РегионХабаровский край
ОГРНИП 320272400033333
ИНН 272497765986

Контакты

Адрес 115563, Россия, г. Москва, Каширское шоссе, д. 61, к. 4, ст. 1
Телефон +78002222878

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия