Блокнот с вопросами, честность и чувство такта
Три вещи, которые стоит взять с собой на собеседование, чтобы оно прошло успешно. Интервью с Руководителем отдела персонала ООО «ЧЗЭО»

Опыт работы в HR — более 5 лет
«Челябинский завод электрооборудования, отдел персонала, слушаю вас», — первое, что слышим, заходя в небольшой кабинет, дверь в который беспрестанно открывается и закрывается. Кто-то забегает отдать заявление об отгуле, кто-то «просто спросить», кто-то заглянуть и улыбнуться. Мы зашли, чтобы «пообщаться», а точнее узнать, как успешно пройти собеседование. Раскрыть все секреты согласилась Руководитель отдела персонала ЧЗЭО Ксения Лаврова.
Ксения, начнем с главного: каких ошибок стоит избегать на собеседовании?
Самое основное, что отпугивает работодателя, это безразличие. Безразличие к вакансии, на которую человек откликнулся, к предприятию, на которое он приходит. Случается, что соискатель даже не понимает, куда он пришел. Особенно странно, когда перед собеседованием отправляешь кандидату ссылки на нужную информацию, а он все равно приходит как «чистый лист». Бывает, что люди даже не помнят, на какую вакансию пришли. Второй момент, который заставляет насторожиться, это отсутствие у кандидата вопросов. Когда ты в поиске нового места работы, ты так или иначе хочешь узнать хотя бы какие-то базовые вещи о работодателе. А если собеседование закончилось, а соискатель не спросил ни про зарплату, ни про испытательный срок, то это вызывает сомнения.
А о чем может говорить отсутствие вопросов?
О том, что человек не сильно заинтересован в новом месте работы или в конкретном работодателе. Либо он не сильно вдумчиво выбирает место работы. Бывают и совсем абсурдные ситуации: соискатель ничего не узнал, на все согласен и готов выйти. Это же странно.
Что еще не стоит делать на собеседовании, кроме как проявлять безразличие?
Отвечать на вопросы уклончиво. Встречаются кандидаты, которые на любой вопрос дают очень расплывчатые ответы. Почему меняете место работы? Никакой конкретики. Чем занимались на прошлых местах работы? Никакой конкретики. Чем заинтересовала вакансия? Опять ничего конкретного. Такая тактика наводит на мысль, что человек что-то скрывает. Обычно работодателей это подталкивает к тому, чтобы позвонить на его предыдущие места работы и попросить какие-то рекомендации.
А стоит ли рассказывать на собеседовании о своих увлечениях?
Если спросят, то почему нет? Работодателю такая информация тоже интересна — так он может понять жизненные приоритеты человека, его ценности, мотивы.

Как лучше всего подготовиться к собеседованию кандидат? Есть какой-то универсальный чек-лист?
Первым делом, как я уже говорила, нужно собрать и изучить полную информацию о вакансии и предприятии. Для того, чтобы не выглядеть нелепо, когда Вам задают элементарные вопросы. Затем составить список вопросов. От уровня оклада, принципов формирования премиальной части до наличия столовой или кулера. Есть кандидаты, которые в начале собеседования открывают блокнот и в процессе разговора отмечают, на какие вопросы они уже получили ответы, а что еще надо уточнить. И это нормально. Это говорит, что человек подходит к трудоустройству осознанно и основательно. Не стоит стесняться спрашивать то, что Вас волнует по-настоящему. Повторюсь, все люди разные: для некоторых высота стула или стола может быть мелочью, а для кого-то решающим фактором. К нам как-то пришел конструктор, для которого было важно, чтобы стол стоял «лицом» к входу, чтобы в кабинете не находилось много людей и у него была своя канцелярия. Мы удовлетворили этот запрос, потому что понимали, что это не прихоть, а вопрос комфорта, и от его решения зависит продуктивность сотрудника. Кстати, с прошлого места работы он ушел именно потому, что там был open space, и в его отсутствие рабочим местом мог пользоваться другой человек.
Волноваться во время собеседования — нормально? Это может отразиться на решении работодателя о приеме на работу?
Чтобы совсем не волноваться на собеседовании, нужно пройти через десятки таких встреч. А человеку, который отработал на одном месте 5-10 лет и решился на перемены, первое время будет некомфортно. Вообще, хороший менеджер по персоналу, заметив волнение соискателя, постарается успокоить человека и разрядить обстановку. И он точно не станет категорично отметать его кандидатуру только из-за того, что тот не смог скрыть волнение.
А как справляться с переживаниями?
Возможно, стоит отрепетировать небольшую вступительную речь о себе, подумать, что ты будешь о себе рассказывать, как ответишь на базовые вопросы. Список таких вопросов везде одинаков: почему решили поменять место работы, что входило в ваши обязанности на предыдущем месте работы, что для вас важно при выборе работодателя?
Когда Вы видите кандидата впервые, на что прежде всего обращаете внимание?
Здесь не открою Америку. Конечно, на внешний вид. Причем неважно, на какую должность претендует человек. Будь это производственный персонал или ИТР-состав, ты всегда оцениваешь, как соискатель выглядит. Речь не о том, насколько дорого выглядит его одежда, а о том, насколько он опрятен и аккуратен. Кроме того, одежда должна быть уместной. Если кандидат, например, претендует на руководящую должность и приходит в шортах или мини-юбке, это резко снизит шансы на трудоустройство.
На собеседовании человек хочет произвести хорошее впечатление. Вы замечаете, когда он слишком старается и приукрашивает свои достоинства?
Не всегда это происходит. Я имею в виду, что не всегда человек озабочен эффектом, который он производит. Все зависит от должности. Да и в целом люди разные — кто-то просто не хочет или не умеет пускать пыль в глаза. Если это, например, конструктора, инженеры или ребята рабочих профессий, они никого поразить не пытаются: пришли, свои вопросы задали, узнали то, что их интересовало, и все. А если это кандидаты на руководящую позицию, то это уже другая история. Они часто знают социально желаемые ответы, понимают, что, где и как нужно сказать, чтобы произвести хорошее впечатление.
А что такое социально желаемые ответы?
Это ответы, которые понравятся работодателю. Бывает, что «правильные» ответы кандидат дает не потому, что действительно так считает, а потому что он знает — именно такой ответ от него хотят услышать. Особенно это заметно, когда собеседуешь менеджера по персоналу. У них этот «скилл» нарабатывается годами, они знают все нюансы, психологию работодателя.
А можете привести какой-нибудь пример социально желаемого ответа?
Например, на собеседовании с «продажниками» мы задаем вопрос: «Какие критерии для Вас важны при выборе работодателя?». И для нас очень важно, чтобы потенциальный сотрудник на этой должности [Руководитель проектов — прим.ред.] был замотивирован на результат и высокий доход. Если он будет рассказывать, что для него прежде всего важен коллектив, удаленность от дома или что-то еще, то его ответ не будет социально желаемым. А вот если так ответит кандидат на техническую должность, работодателя это, напротив, нисколько не смутит. Понятно, что все приходят на работу за деньгами, это естественно. И все же у людей разного рода деятельности по-разному настроен фокус внимания, и поэтому социально желаемые ответы технолога и коммерческого директора будут разными. Например, конструктора часто приходят с запросом на интересные задачи и проекты. При том, что для молодых специалистов тоже важен уровень зарплаты, но выбирая между несколькими вариантами, они выберут то предприятие, где им будет интереснее, где есть развитие, где они увидят реальную возможность картерного роста. Молодежь любит «движуху». Это не то поколение, которое будет 10 лет на одном месте сидеть за одну зарплату.
Значит, социально значимый ответ — это неплохо?
Да, если он искренний. Работодатель как раз ищет работника, чьи интересы, мотивы и ожидания совпадут с задачами, целями и ожиданиями компании. Но совпадут по-настоящему.

Вы упомянули особенности молодых кадров. Они могут легко согласиться на менее оплачиваемую, но перспективную работу. Но тут кроется опасность — если спустя время в другом месте перспектив окажется больше, они так же легко и без сожалений уйдут, как пришли.
Да, здесь уже задача предприятия — удержать их. Не только зарплатой, но и какой-то социальной активностью, дополнительными бонусами в виде ДМС, абонементов в спортзал и т.д. Ну и самый, наверное, главный фактор для молодого поколения — это комфорт. Он на первом месте. Если раньше люди могли ежедневно ездить на работу за 20-30, а то и 100 км и быть довольными просто потому, что получат свою зарплату вовремя, то сейчас ситуация иная. Сегодня молодых людей волнует комфорт, даже не столько внешний, сколько внутренний. Неслучайно появился тренд, когда люди в первый день стажировки уходят на обед и не возвращаются. Без всяких объяснений. Просто потому, что их что-то не устроило.
Стоит ли кандидату рассказывать о своих слабостях? Или если да, то как?
Вообще, кандидатов на руководящие должности мы просим назвать три их положительных и три отрицательных качества, или что на предыдущей работе получалось лучше всего, а что хуже. Для чего мы это делаем: чтобы ни у работодателя, ни у соискателя не возникло завышенных ожиданий, чтобы мы могли трезво друг друга оценить. Нам хочется понимать, в чем человек профи, а где ему не хватает компетенций и чему предстоит его обучить. В некоторых случаях ответ на этот вопрос обнажает серьезную проблему — полное несоответствие кандидата требованиям вакансии. Условно, если человек устраивается на должность бухгалтера и при этом говорит, что он невнимателен, то это «звоночек» для работодателя. Да и для самого соискателя.
Но такой вопрос кажется манипулятивным: человек вынужден либо придумывать «слабости», которые на самом деле являются достоинствами (например, «я перфекционист»), либо ответить честно и снизить шансы на трудоустройство. Как ему поступить в этой ситуации?
Я вообще за честность. Допустим, получит человек эту работу, а через месяц-два либо он сам поймет, что это не его место, либо работодатель увидит, что тот не справляется. Оба просто потеряют время. Хотя за месяц человек мог бы избежать стресса от очередного увольнения, найти действительно подходящий для себя вариант и освоиться там.
Согласно исследованиям, самый раздражающий вопрос на собеседовании: «Где вы видите себя через 5/10 лет?» Кто-то чувствует, что его оценивают не за навыки, а за умение «правильно» фантазировать. А кто-то считает, что невозможно спланировать свою жизнь так далеко вперед в условиях быстро меняющегося рынка. Вы задаете такой вопрос?
Мы такой вопрос не задаем и никогда не задавали. Вообще, планами соискателя интересуются для того, чтобы понять, чего он хочет от жизни и как у него обстоят дела с целеполаганием. Такой вопрос уместен, например, при найме руководителя высшего звена. Он должен уметь мыслить не одним днем, а на перспективу. В остальных случаях не вижу смысла озадачивать кандидата этим вопросом. Есть много других, более корректных, чтобы понять, мыслит ли человек стратегически.
А что больше всего раздражает работодателя? Что для Вас является «красным флагом»?
Агрессивное или неадекватное поведение, отсутствие чувства такта, хамство. Если человек пренебрегает элементарными правилами этикета, то моментально попадает в «черный список».
Ксения, и последний вопрос: что бы вы посоветовали тем, кто сейчас ищет работу?
Осознать свои истинные желания и искать работу по душе. Большая часть нашей жизни проходит на работе, и потратить ее на дело, которое не приносит совершенно никакого удовольствия, как минимум, печально, а как максимум, безответственно и несправедливо по отношению к самому себе. Нужно стараться сохранять баланс между материальной выгодой и личным удовлетворением. Не стоит гнаться только за высокой зарплатой, если работа не приносит радости или не соответствует вашим ценностям. В то же время, важно быть реалистами: иногда приходится идти на компромиссы, особенно в начале карьеры или в сложных экономических условиях. Но даже в таких ситуациях можно искать возможности для развития, которые в будущем помогут вам приблизиться к идеальной работе. Кстати, об идеальном месте работы. Приходите на ЧЗЭО (смеется).

Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети