РБК Компании

Как защитить логотип от конкурентов

Ваш логотип будет под надежной защитой, если вы сделаете всего 2 действия: примите исключительные права и зарегистрируете его в Роспатенте
Как защитить логотип от конкурентов
Юрий Горбачeв
Юрий Горбачeв
Управляющий партнер компании «Лирейт»

Юрист, основатель и руководитель патентного бюро «Лирейт». Больше 15 лет защищает интеллектуальную собственность бизнеса и граждан: регистрирует товарные знаки, патентует изобретения, промышленные образцы, полезные модели.

Подробнее про эксперта

Логотипы есть у большинства компаний и предпринимателей в России и за рубежом. Это важный элемент брендинга и маркетинга. Логотипы помогают повысить узнаваемость и отстроиться от конкурентов. Создание качественного логотипа требует профессионального подхода и связано с определенными затратами, но в результате это окупится благодаря повышению популярности и привлечению новых клиентов.

Однако при несерьезном подходе или отсутствии знаний о правовой природе логотипа у предпринимателя могут возникнуть большие проблемы. О защите логотипа расскажет управляющий партнер компании «Лирейт» Юрий Горбачев. 

Как защитить логотип и получить права на его использование?

Логотип — это лицо компании. Этот графический элемент предприниматели наносят на продукцию, рекламные материалы, используют на сайтах и в соцсетях. По логотипам потребители определяют, кто предоставляет услуги, производит или продает определенные товары. Логотипы могут состоять только из изображения, либо комбинации графики и слов. Их регистрируют в Роспатенте. Зарегистрированные логотипы называют товарными знаками.

Логотипы — это еще и объекты авторского права, потому что их создают творческим трудом. Автором, как правило, бывает дизайнер, который должен передать свои исключительные права на разработку заказчику. Только после этого можно законно использовать лого в своей деятельности.

Что учесть при заказе логотипа?

Еще на этапе создания логотипа и оформления договора стоит учитывать несколько правил, чтобы не потратить деньги зря и не стать нарушителем: 

  1. Изучите рынок. Перед заказом изучите логотипы других компаний вашей отрасли, чтобы не создавать слишком похожий дизайн. Покажите собранные материалы дизайнеру, чтобы он знал, какие элементы использовать недопустимо. Мы ведь хотим отстроиться от конкурентов, а не стать очередной копией.   
  2. Не копируйте чужой логотип. При заказе логотипа у дизайнера убедитесь, что он создает уникальное решение, которое не нарушает права других компаний. Для этого проверьте изображение  по базам данных Роспатента. Если в реестре выявлены похожие изображения, стоит указать на это дизайнеру и поработать над уникальностью. 
  3. Соблюдайте авторские права. При размещении логотипа на сайте или в социальных сетях, может оказаться, что вы нарушаете авторские права другого лица: используете изобразительный элемент, который создал другой дизайнер, например, для рекламы продукта. Так как авторское право проверить трудно, единой базы нет, нужно указать в договоре, что дизайнер несет ответственность за использование чужих объектов авторского права в вашем логотипе. Если к вам поступит претензия от третьего лица, вы сможете взыскать убытки с дизайнера за его некачественную работу. 
  4. Зафиксируйте передачу прав от дизайнера к вам. В договоре следует указать, что исключительные права на созданный объект переходят от автора к заказчику. Без этого пункта использование лого будет незаконным, а дизайнер сможет спустя время предъявить к вам претензии. Составление договора можно доверить юристу. 
  5. Используйте в качестве приложения к договору изображение логотипа. Это нужно, чтобы было понятно, в отношении какого объекта действуют указанные условия. К договору авторского заказа нужно приложить подробное техническое задание.
Как защитить логотип от конкурентов

Логотип создан, проверен по базе данных Роспатента, вы убедились в уникальности. После этого нужно выполнить следующие шаги:

  1. Проверьте, соответствует ли логотип требованиям закона. Для регистрации лого в Роспатенте нужно проверить его по основаниям для отказа, указанным в ст. 1483 ГК РФ. Если ваш логотип не проходит хотя бы по одному пункту, нужно устранить недостатки, иначе регистрацию в патентном ведомстве ваш лого не пройдет. 
  2. Зарегистрируйте логотип. Если вы создали уникальный логотип, рекомендуется зарегистрировать его как товарный знак, чтобы защитить права на него и получить монополию на использование. Без регистрации нельзя быть уверенным, что ваш логотип не украдут конкуренты. Если кто-то успеет пройти регистрацию с аналогичным или схожим товарным знаком раньше, вам придется долго доказывать, что изображение принадлежит вам. Гарантии, что спор завершится в вашу пользу, нет, но попробовать отстоять свою позицию можно, если подать возражение и оспорить регистрацию на основании того, что оспариваемый товарный знак воспроизводит логотип, разработанный по вашему заданию, что приводит к нарушению исключительных прав на произведение искусства. Для этого вам как раз понадобится доказательство правообладания — договор с автором с условием о передаче исключительных прав. 

Как защитить логотип от конкурентов

Следуя этим правилам, вы получите уникальный логотип и обезопасите себя от проблем в будущем.

Как зарегистрировать право на логотип?

Конкуренты могут украсть логотип, который вы создали для собственного бизнеса. Чтобы предотвратить эту ситуацию, нужно зарегистрировать лого в качестве товарного знака в Роспатенте. Свидетельство дает право запрещать использование не только аналогичных, но и очень похожих лого другими лицами. 

Регистрация в патентном ведомстве дает и другие преимущества:

  • Правообладатель может взыскать с нарушителей до 5 000 000 рублей. 
  • Лого можно использовать в качестве залога для получения кредита.
  • Товарный знак ставят на баланс как НМА, чтобы привлечь инвесторов и партнеров.
  • Логотип помогает снизить налоги и продать франшизу.
  • Правообладатель может блокировать нарушителей на маркетплейсах.

Процедура состоит из 5 этапов:

  • Предварительная проверка логотипа. Это то, о чем мы говорили ранее. Проверить логотип нужно по базе данных Роспатента самостоятельно или с патентным поверенным. При этом стоит учесть положения ст. 1483 ГК РФ.
  • Сбор документов. Список установлен Роспатентом. Заявку нужно заполнить корректно, чтобы не было отказа и лишних запросов от экспертов.
  • Оплата госпошлин. Регистрация товарного знака — не бесплатная процедура, госпошлина не возвращается при отказе. Поэтому предприниматели не хотят рисковать и обращаются за помощью к специалистам патентного бюро. Самостоятельно пройти процедуру тоже можно, но есть риски. 
  • Подача заявки. Заявку можно направить электронно через сайт ФИПС, тогда сумма госпошлины уменьшается на 30%. После подачи заявки эксперты могут прислать запросы. На них надо ответить. Игнорировать нельзя, иначе получите окончательный отказ. 
  • Получение свидетельства. Свидетельство дают в электронной форме, но заявитель может заплатить, тогда ему подготовят бумажный вариант. Это по желанию. 
Как защитить логотип от конкурентов

Пройти процедуру можно самостоятельно, если разбираетесь в тонкостях регистрации, но многие предприниматели пользуются услугами патентного бюро.  

После регистрации товарного знака вы сможете защищать свой логотип от конкурентов и использовать его без ограничений. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации06.07.2015
Уставной капитал33 000,00 ₽
Юридический адрес Республика Татарстан (Татарстан) ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ГОРОД ЗЕЛЕНОДОЛЬСК УЛ КОРОЛЕВА 11Б ПОМЕЩ. 30-1005
ОГРН 1151673001578
ИНН / КПП 1648040894 164801001
Среднесписочная численность11 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, РТ, г. Зеленодольск, ул. Карла Маркса д. 24. оф. 1

Социальные сети