РБК Компании
Главная Happy Job 22 марта 2024

Work-life blend: как бесшовно интегрировать работу в личную жизнь

В нашем обществе принято противопоставлять работу и жизнь, но на практике они почти неразделимы. Рассказываем, как гармонично развиваться в обеих сферах
Work-life blend: как бесшовно интегрировать работу в личную жизнь
Алексей Клочков
Алексей Клочков
Основатель HR-Tech компании Happy Job

Ведущий эксперт в области HR и управленческого консалтинга в России. Автор книг по управлению персоналом, Член PMI EMEA, международного сообщества фасилитаторов, сертифицированный тренер BSC.

Подробнее про эксперта

Важность соблюдения баланса между работой и личной жизнью трудно переоценить: это позволяет избежать выгорания и хронического стресса, сохранив продуктивность и креативный потенциал. Однако, как показывает практика, традиционное стремление добиться равного распределения времени и сил между рабочими и личными задачами не всегда достижимо. Как безболезненно «‎подружить» работу и личную жизнь сотрудников расскажет Алексей Клочков, ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Job.

В последние годы восприятие обществом профессиональной сферы претерпело существенные изменения. Этому способствовало множество факторов.

  1. Размытие границ «работа-дом» из-за массового перехода на удаленную занятость. Работая вне офиса, люди зачастую параллельно занимаются рабочими и домашними делами и распределяют время между ними удобным для себя образом. Отличить одно от другого в такой ситуации практически невозможно.
  2. Смена поколений: рынок рабочей силы с каждым годом пополняется представителями поколения Z, карьерные установки которых существенно отличаются от взглядов их предшественников. Например, они придают огромное значение гибкому графику, чтобы иметь возможность совмещать работу с увлечениями. При этом работа должна быть для них тоже своего рода хобби: между вакансией с большой зарплатой и скучными задачами и вакансией, где платят меньше, но предлагают интересный функционал, они незамедлительно выберут второй вариант. 
  3. Работа больше не воспринимается как неприятная обязанность, необходимая для финансового самообеспечения. Люди гибко меняют компании и сферы деятельности, приводя их в соответствие с текущими приоритетами и ценностями, и рассматривают профессиональное поприще как возможность для самоактуализации и нетворкинга. 

Главное, что отличает современное общество — люди бегут от чрезмерной жесткости и стандартизации. Поэтому у концепции work-life balance появилось новое прочтение — work-life blend (Смешение работы и жизни). 

Work-life blend учит не противопоставлять работу личной жизни, а интегрировать их, реализуя параллельно рабочие и личные задачи. Не стоит забывать, что работа — тоже часть жизни. На работе мы заводим друзей, узнаем новое, развиваемся, самореализуемся — это формирует нас как личность и имеет для нас огромное значение. 

Work-life blend: как бесшовно интегрировать работу в личную жизнь
Источник: Freepik

Степень, в которой сотрудники удовлетворены рабочей и личной жизнью, одинаково важна как для них самих, так и для работодателя. Морально истощенный, выгоревший и уставший от работы персонал теряет мотивацию, креатив и рабочий запал. Поэтому сотрудники и работодатель обоюдно заинтересованы в здоровом work-life blend. 

Как добиться отличного work-life blend: инструкция для сотрудника

1. Расставить приоритеты 

Существует множество техник, которые помогают расставить задачи по приоритетности, когда дел так много, что не знаешь, за что хвататься. Это помогает структурировать план действий и снижает уровень стресса из-за чувства нехватки времени. 

Матрица Эйзенхауэра 

Делим лист на четыре зоны: «‎Важно и срочно», «‎Неважно, но срочно»‎, «‎Важно, но не срочно» и «‎Неважно и не срочно» и вносим задачи (как рабочие, так и личные) в каждый квадрат. Это позволяет сделать список задач и их приоритетность более наглядными. 

Work-life blend: как бесшовно интегрировать работу в личную жизнь
Источник: РБК Тренды

Квадрат Декарта

Если вы не можете решить, стоит ли та или иная задача ваших сил и времени или ее можно отложить, попробуйте ответить на четыре вопроса: 

  1. Что будет, если это произойдет? 
  2. Что будет, если этого не произойдет?
  3. Чего не будет, если это произойдет? 
  4. Чего не будет, если этого не произойдет? 

Например, если вас беспокоит вопрос, тратить ли свободный вечер на посещение корпоратива с коллегами или лучше остаться дома, можно рассуждать так: 

  1. Что будет, если это произойдет? У меня появится время на себя, если я не пойду на корпоратив.
  2. Что будет, если этого не произойдет? Коллеги посчитают меня скучной, если я пропущу корпоратив. 
  3. Чего не будет, если это произойдет? У меня не будет возможности полежать на диване, если я пойду на корпоратив. 
  4. Чего не будет, если этого не произойдет? Я не получу радости от общения с коллегами, если я не пойду на корпоратив. 

Формулировки вопросов кажутся на первый взгляд странными, но в этом и смысл упражнения. Непривычная постановка вопроса позволяет взглянуть на ситуацию под новым углом, открывая в ней важные для себя смыслы.

Шкалирование значимости задач 

Составьте список задач и список факторов, которые влияют на значимость каждой задачи для вас. Оформить это можно в виде таблицы: задачи — по вертикали, факторы — по горизонтали.

Примеры факторов значимости: материальная выгода, субъективное удовлетворение, получение нового навыка, улучшение отношений с кем-либо и так далее. 

Затем посмотрите на каждую задачу и оцените выгоду от ее выполнения по каждому из факторов по шкале от 1 до 10. Повторите это для каждой задачи. Затем просуммируйте баллы по всем факторам для каждой задачи. В качестве приоритетной выбирайте ту задачу, которая принесет больше всего баллов.

2. Используйте техники тайм-менеджмента

Техник управления временем существует великое множество. Попробуйте разные и решите, какая из них подходит именно вам.

Метод помидора 

Используйте таймер, чтобы чередовать время работы и отдыха. Например, засеките 25 минут, в течение которых постарайтесь сконцентрироваться на работе. Затем сделайте перерыв в 5 минут и продолжите. Через каждые четыре цикла устраивайте большой перерыв в 30 минут. Это позволит вам не отвлекаться на посторонние дела, не переутомиться и завершить при этом все запланированные задачи. 

Work-life blend: как бесшовно интегрировать работу в личную жизнь
Источник: Happy Job

Временные промежутки могут отличаться — главное, чтобы вы чувствовали себя комфортно. 

Установите трекер задач 

Самое простое, что вы можете сделать — записать все задачи на лист или в приложение и фиксировать, какие вы сделали, а какие нет. Так вы будете понимать свою нагрузку на день и избежите ощущения, что вы работаете, а дел меньше не становится. 

Альтернатива списку задач — техника временных блоков. Заранее спланируйте, какую задачу вы будете решать в каком промежутке дня и придерживайтесь этого плана. Работа с крупными временными блоками более продуктивна, чем работа небольшими промежутками. Так вы можете полностью погрузиться в задачу и завершить большой объем работы, находясь в потоке.

Психологи советуют оставлять самые сложные или требующие большой концентрации дела на утро, пока мозг еще чувствует себя отдохнувшим, а более простые переносить на вечер. 

Избавьтесь от хронофагов 

Хронофаги — пожиратели времени. Это могут быть как отвлекающие внимание привычки (например, проверять уведомления на телефоне каждые 10 минут) так и бесполезные рабочие задачи (такие как посещение бесполезных для вас совещаний). Проведите эксперимент и запишите, на что вы тратили время в течение дня с точностью до 5-10 минут. Затем проанализируйте список и подумайте, какие из ваших задач можно объединить, какие — делегировать, а от каких вовсе стоит отказаться. 

Правило 80/20

Тим Феррис, эксперт по продуктивности, полагал, что 80% работы можно выполнить за 20% времени при одном условии: в эти 20% вы должны быть максимально продуктивны и сконцентрированы. Оставшиеся 80% можно посвятить личным делам и отдыху. 

3. Перезагружайтесь 

Обязательно делайте перерывы между работой. Закончив запланированную часть дел, отойдите прогуляться, чтобы освежить голову, выпейте кофе или поболтайте с коллегами. 

Это позволит избежать переутомления и восстановит фокус внимания. 

4. Регулярно устраивайте себе детокс от работы 

Хотя работа является частью жизни и может приносить немало удовольствия, не забывайте, что полное погружение в работу в течение длительного времени — это прямой путь к выгоранию. Старайтесь не сидеть в рабочих чатах и не проверять почту, когда вы заняты хобби или проводите время с семьей. Это важно для вашего эмоционального равновесия. 

Как добиться отличного work-life blend: инструкция для работодателя

Компания, сотрудники которой заботятся о своем ментальном благополучии, получает большую вовлеченность, лояльность и продуктивность персонала при меньшей текучести кадров. Прежде всего это связано со снижением уровня стресса и риска выгорания на рабочем месте благодаря здоровым границам между работой и личной жизнью.

Что делать работодателю, чтобы поддержать work-life balance персонала?

1. Информируйте сотрудников о важности соблюдения work-life balance и проводите регулярные опросы персонала, чтобы определить их удовлетворенность в этой области.

Например, на платформе Happy Job баланс работы и жизни сотрудника оценивается с помощью одноименной метрики «Баланс». Это помогает руководителю отследить эмоциональное равновесие сотрудников и в случае необходимости принять меры для предотвращения у них эмоционального выгорания.

Вот пример одного из вопросов, позволяющий оценить work-life balance сотрудников.

Work-life blend: как бесшовно интегрировать работу в личную жизнь
Пример вопроса на платформе Happy Job

2. Измените рабочие процессы так, чтобы сотрудникам было удобно совмещать работу и личную жизнь: это могут быть гибкие часы, гибридный график, «дни тишины».

Гибридный график дает возможность не только лучше спланировать время сотрудника, но и меняет восприятие офисных пространств. Посещение офиса перестает быть рутинной обязанностью, навязанной руководителем, и становится возможностью сменить обстановку вокруг, пообщаться с коллегами и продуктивно провести день.

3. Прислушивайтесь к мнению сотрудников относительно приоритетности задач и сроков их выполнения — это позволит избежать стресса, связанного с нереалистичными объемами работ и дедлайнами.

Проводите регулярные встречи с сотрудниками в формате 1 на 1, корректируйте сроки, если в процессе реализации проекта выясняется, что для этого потребуется больше ресурсов, и обязательно учитывайте компетенции и опыт сотрудников при распределении задач.

4. Установите четкие ограничения по производительности и рабочим часам с учетом пожеланий персонала.

Соблюдайте цифровую гигиену и призывайте к этому своих сотрудников: старайтесь не писать в рабочие чаты в нерабочее время, если только ситуация не критическая. 

5. Стимулируйте персонал к саморефлексии и обсуждению с руководством форматов работы, которые подходят им лучше всего.

Удовлетворенность форматом работы и графиком можно оценить как пообщавшись лично, так и с помощью анонимного пульс-опроса. Анонимность в опросах позволяет персоналу быть максимально откровенным и давать минимум социально ожидаемых ответов. 

6. Поощряйте сотрудников делать небольшие перерывы между рабочими задачами. В это время они могут прогуливаться, приводить себя в порядок, общаться с коллегами или делать дыхательную гимнастику. Это позволит им перезагрузиться и восстановить концентрацию внимания.

Для этого можно создать «зоны отдыха» в офисе:

  • Кофе-зона со снеками, где можно перекусить;
  • Шкаф с книжными полками;
  • Боксы с шумоизоляцией для звонков или просто времени наедине;
  • Массажные кресла, где можно расслабиться после долгой работы в одном положении.

7. Уделяйте внимание межличностным отношениям внутри коллектива: работа может по-настоящему стать «вторым домом» только в том случае, если команде не просто комфортно работать вместе, а они получают от общения друг с другом настоящее удовольствие. Это увеличивает интенсивность кооперации в коллективе и стимулирует креативный потенциал.

  • Организуйте тимбилдинговые мероприятия, совместные выезды, мастер-классы и воркшопы на рабочем месте;
  • Проводите тематические вечера кино или книжные клубы;
  • Превратите корпоративы в настоящие тематические вечеринки: например, награждение сотрудников по итогам года можно проводить в формате церемонии Оскар;
  • Предложите сотрудникам совместные спортивные мероприятия: соревнования на открытом воздухе или совместные тренировки с тренером.

8. Обеспечьте сотрудников возможностями для профессионального развития на рабочем месте — это один из основных приоритетов работников в 2024 году. Управление профессиональным ростом персонала может включать в себя:

  • Составление карьерных планов и индивидуальной программы профессионального развития;
  • Участие в кросс-функциональных проектах;
  • Корпоративное обучение и компенсация прохождения онлайн-курсов;
  • Менторство и наставничество;
  • Коучинг-сессии.

Рабочая и личная жизнь в современном мире сильно взаимосвязаны. Большим преимуществом вашей компании как работодателя будет уважение и поддержка сотрудников как в профессиональном, так и в личностном плане.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации14.07.2009
Уставной капитал600 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Чертаново Северное, ш. Варшавское, д. 118 к. 1, Э 10 пом XLII ком 3
ОГРН 1097746392127
ИНН / КПП 7723721430 772601001
Среднесписочная численность20 сотрудников

Контакты

Адрес 117587, Россия, г. Москва, Варшавское ш., д. 118, к. 1, 10 эт
Телефон +74956468389

Социальные сети