Work-life blend: как бесшовно интегрировать работу в личную жизнь
В нашем обществе принято противопоставлять работу и жизнь, но на практике они почти неразделимы. Рассказываем, как гармонично развиваться в обеих сферахВедущий эксперт в области HR и управленческого консалтинга в России. Автор книг по управлению персоналом, Член PMI EMEA, международного сообщества фасилитаторов, сертифицированный тренер BSC.
Важность соблюдения баланса между работой и личной жизнью трудно переоценить: это позволяет избежать выгорания и хронического стресса, сохранив продуктивность и креативный потенциал. Однако, как показывает практика, традиционное стремление добиться равного распределения времени и сил между рабочими и личными задачами не всегда достижимо. Как безболезненно «подружить» работу и личную жизнь сотрудников расскажет Алексей Клочков, ведущий эксперт в области управленческого консалтинга России и руководитель HR-Tech компании Happy Job.
В последние годы восприятие обществом профессиональной сферы претерпело существенные изменения. Этому способствовало множество факторов.
- Размытие границ «работа-дом» из-за массового перехода на удаленную занятость. Работая вне офиса, люди зачастую параллельно занимаются рабочими и домашними делами и распределяют время между ними удобным для себя образом. Отличить одно от другого в такой ситуации практически невозможно.
- Смена поколений: рынок рабочей силы с каждым годом пополняется представителями поколения Z, карьерные установки которых существенно отличаются от взглядов их предшественников. Например, они придают огромное значение гибкому графику, чтобы иметь возможность совмещать работу с увлечениями. При этом работа должна быть для них тоже своего рода хобби: между вакансией с большой зарплатой и скучными задачами и вакансией, где платят меньше, но предлагают интересный функционал, они незамедлительно выберут второй вариант.
- Работа больше не воспринимается как неприятная обязанность, необходимая для финансового самообеспечения. Люди гибко меняют компании и сферы деятельности, приводя их в соответствие с текущими приоритетами и ценностями, и рассматривают профессиональное поприще как возможность для самоактуализации и нетворкинга.
Главное, что отличает современное общество — люди бегут от чрезмерной жесткости и стандартизации. Поэтому у концепции work-life balance появилось новое прочтение — work-life blend (Смешение работы и жизни).
Work-life blend учит не противопоставлять работу личной жизни, а интегрировать их, реализуя параллельно рабочие и личные задачи. Не стоит забывать, что работа — тоже часть жизни. На работе мы заводим друзей, узнаем новое, развиваемся, самореализуемся — это формирует нас как личность и имеет для нас огромное значение.
Степень, в которой сотрудники удовлетворены рабочей и личной жизнью, одинаково важна как для них самих, так и для работодателя. Морально истощенный, выгоревший и уставший от работы персонал теряет мотивацию, креатив и рабочий запал. Поэтому сотрудники и работодатель обоюдно заинтересованы в здоровом work-life blend.
Как добиться отличного work-life blend: инструкция для сотрудника
1. Расставить приоритеты
Существует множество техник, которые помогают расставить задачи по приоритетности, когда дел так много, что не знаешь, за что хвататься. Это помогает структурировать план действий и снижает уровень стресса из-за чувства нехватки времени.
Матрица Эйзенхауэра
Делим лист на четыре зоны: «Важно и срочно», «Неважно, но срочно», «Важно, но не срочно» и «Неважно и не срочно» и вносим задачи (как рабочие, так и личные) в каждый квадрат. Это позволяет сделать список задач и их приоритетность более наглядными.
Квадрат Декарта
Если вы не можете решить, стоит ли та или иная задача ваших сил и времени или ее можно отложить, попробуйте ответить на четыре вопроса:
- Что будет, если это произойдет?
- Что будет, если этого не произойдет?
- Чего не будет, если это произойдет?
- Чего не будет, если этого не произойдет?
Например, если вас беспокоит вопрос, тратить ли свободный вечер на посещение корпоратива с коллегами или лучше остаться дома, можно рассуждать так:
- Что будет, если это произойдет? У меня появится время на себя, если я не пойду на корпоратив.
- Что будет, если этого не произойдет? Коллеги посчитают меня скучной, если я пропущу корпоратив.
- Чего не будет, если это произойдет? У меня не будет возможности полежать на диване, если я пойду на корпоратив.
- Чего не будет, если этого не произойдет? Я не получу радости от общения с коллегами, если я не пойду на корпоратив.
Формулировки вопросов кажутся на первый взгляд странными, но в этом и смысл упражнения. Непривычная постановка вопроса позволяет взглянуть на ситуацию под новым углом, открывая в ней важные для себя смыслы.
Шкалирование значимости задач
Составьте список задач и список факторов, которые влияют на значимость каждой задачи для вас. Оформить это можно в виде таблицы: задачи — по вертикали, факторы — по горизонтали.
Примеры факторов значимости: материальная выгода, субъективное удовлетворение, получение нового навыка, улучшение отношений с кем-либо и так далее.
Затем посмотрите на каждую задачу и оцените выгоду от ее выполнения по каждому из факторов по шкале от 1 до 10. Повторите это для каждой задачи. Затем просуммируйте баллы по всем факторам для каждой задачи. В качестве приоритетной выбирайте ту задачу, которая принесет больше всего баллов.
2. Используйте техники тайм-менеджмента
Техник управления временем существует великое множество. Попробуйте разные и решите, какая из них подходит именно вам.
Метод помидора
Используйте таймер, чтобы чередовать время работы и отдыха. Например, засеките 25 минут, в течение которых постарайтесь сконцентрироваться на работе. Затем сделайте перерыв в 5 минут и продолжите. Через каждые четыре цикла устраивайте большой перерыв в 30 минут. Это позволит вам не отвлекаться на посторонние дела, не переутомиться и завершить при этом все запланированные задачи.
Временные промежутки могут отличаться — главное, чтобы вы чувствовали себя комфортно.
Установите трекер задач
Самое простое, что вы можете сделать — записать все задачи на лист или в приложение и фиксировать, какие вы сделали, а какие нет. Так вы будете понимать свою нагрузку на день и избежите ощущения, что вы работаете, а дел меньше не становится.
Альтернатива списку задач — техника временных блоков. Заранее спланируйте, какую задачу вы будете решать в каком промежутке дня и придерживайтесь этого плана. Работа с крупными временными блоками более продуктивна, чем работа небольшими промежутками. Так вы можете полностью погрузиться в задачу и завершить большой объем работы, находясь в потоке.
Психологи советуют оставлять самые сложные или требующие большой концентрации дела на утро, пока мозг еще чувствует себя отдохнувшим, а более простые переносить на вечер.
Избавьтесь от хронофагов
Хронофаги — пожиратели времени. Это могут быть как отвлекающие внимание привычки (например, проверять уведомления на телефоне каждые 10 минут) так и бесполезные рабочие задачи (такие как посещение бесполезных для вас совещаний). Проведите эксперимент и запишите, на что вы тратили время в течение дня с точностью до 5-10 минут. Затем проанализируйте список и подумайте, какие из ваших задач можно объединить, какие — делегировать, а от каких вовсе стоит отказаться.
Правило 80/20
Тим Феррис, эксперт по продуктивности, полагал, что 80% работы можно выполнить за 20% времени при одном условии: в эти 20% вы должны быть максимально продуктивны и сконцентрированы. Оставшиеся 80% можно посвятить личным делам и отдыху.
3. Перезагружайтесь
Обязательно делайте перерывы между работой. Закончив запланированную часть дел, отойдите прогуляться, чтобы освежить голову, выпейте кофе или поболтайте с коллегами.
Это позволит избежать переутомления и восстановит фокус внимания.
4. Регулярно устраивайте себе детокс от работы
Хотя работа является частью жизни и может приносить немало удовольствия, не забывайте, что полное погружение в работу в течение длительного времени — это прямой путь к выгоранию. Старайтесь не сидеть в рабочих чатах и не проверять почту, когда вы заняты хобби или проводите время с семьей. Это важно для вашего эмоционального равновесия.
Как добиться отличного work-life blend: инструкция для работодателя
Компания, сотрудники которой заботятся о своем ментальном благополучии, получает большую вовлеченность, лояльность и продуктивность персонала при меньшей текучести кадров. Прежде всего это связано со снижением уровня стресса и риска выгорания на рабочем месте благодаря здоровым границам между работой и личной жизнью.
Что делать работодателю, чтобы поддержать work-life balance персонала?
1. Информируйте сотрудников о важности соблюдения work-life balance и проводите регулярные опросы персонала, чтобы определить их удовлетворенность в этой области.
Например, на платформе Happy Job баланс работы и жизни сотрудника оценивается с помощью одноименной метрики «Баланс». Это помогает руководителю отследить эмоциональное равновесие сотрудников и в случае необходимости принять меры для предотвращения у них эмоционального выгорания.
Вот пример одного из вопросов, позволяющий оценить work-life balance сотрудников.
2. Измените рабочие процессы так, чтобы сотрудникам было удобно совмещать работу и личную жизнь: это могут быть гибкие часы, гибридный график, «дни тишины».
Гибридный график дает возможность не только лучше спланировать время сотрудника, но и меняет восприятие офисных пространств. Посещение офиса перестает быть рутинной обязанностью, навязанной руководителем, и становится возможностью сменить обстановку вокруг, пообщаться с коллегами и продуктивно провести день.
3. Прислушивайтесь к мнению сотрудников относительно приоритетности задач и сроков их выполнения — это позволит избежать стресса, связанного с нереалистичными объемами работ и дедлайнами.
Проводите регулярные встречи с сотрудниками в формате 1 на 1, корректируйте сроки, если в процессе реализации проекта выясняется, что для этого потребуется больше ресурсов, и обязательно учитывайте компетенции и опыт сотрудников при распределении задач.
4. Установите четкие ограничения по производительности и рабочим часам с учетом пожеланий персонала.
Соблюдайте цифровую гигиену и призывайте к этому своих сотрудников: старайтесь не писать в рабочие чаты в нерабочее время, если только ситуация не критическая.
5. Стимулируйте персонал к саморефлексии и обсуждению с руководством форматов работы, которые подходят им лучше всего.
Удовлетворенность форматом работы и графиком можно оценить как пообщавшись лично, так и с помощью анонимного пульс-опроса. Анонимность в опросах позволяет персоналу быть максимально откровенным и давать минимум социально ожидаемых ответов.
6. Поощряйте сотрудников делать небольшие перерывы между рабочими задачами. В это время они могут прогуливаться, приводить себя в порядок, общаться с коллегами или делать дыхательную гимнастику. Это позволит им перезагрузиться и восстановить концентрацию внимания.
Для этого можно создать «зоны отдыха» в офисе:
- Кофе-зона со снеками, где можно перекусить;
- Шкаф с книжными полками;
- Боксы с шумоизоляцией для звонков или просто времени наедине;
- Массажные кресла, где можно расслабиться после долгой работы в одном положении.
7. Уделяйте внимание межличностным отношениям внутри коллектива: работа может по-настоящему стать «вторым домом» только в том случае, если команде не просто комфортно работать вместе, а они получают от общения друг с другом настоящее удовольствие. Это увеличивает интенсивность кооперации в коллективе и стимулирует креативный потенциал.
- Организуйте тимбилдинговые мероприятия, совместные выезды, мастер-классы и воркшопы на рабочем месте;
- Проводите тематические вечера кино или книжные клубы;
- Превратите корпоративы в настоящие тематические вечеринки: например, награждение сотрудников по итогам года можно проводить в формате церемонии Оскар;
- Предложите сотрудникам совместные спортивные мероприятия: соревнования на открытом воздухе или совместные тренировки с тренером.
8. Обеспечьте сотрудников возможностями для профессионального развития на рабочем месте — это один из основных приоритетов работников в 2024 году. Управление профессиональным ростом персонала может включать в себя:
- Составление карьерных планов и индивидуальной программы профессионального развития;
- Участие в кросс-функциональных проектах;
- Корпоративное обучение и компенсация прохождения онлайн-курсов;
- Менторство и наставничество;
- Коучинг-сессии.
Рабочая и личная жизнь в современном мире сильно взаимосвязаны. Большим преимуществом вашей компании как работодателя будет уважение и поддержка сотрудников как в профессиональном, так и в личностном плане.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети