Как выделить бизнес-процессы в организации: просто о сложном
В данном обзоре эксперт отвечает на вопросы, почему необходимо выделять бизнес- процессы и почему это необходимо делать всем организациям

Основатель software-проектов для автоматизации организаций. Опыт работ в компаниях: Huawei, Alcatel, Cisco. Высшее образование СибГУТИ (г. Новосибирск) — «программное обеспечение» и «экономика»
Любая компания — это живой организм. Разные люди, разные задачи и зоны ответственности. Чтобы компания работала слаженно, необходимо понимание всех происходящих рабочих процессов в ней. Постараемся разобраться, как выделить бизнес-процессы без лишнего стресса.
Кому и зачем это нужно
Бизнес-процессы — это последовательность действий, которые приводят к конкретному результату (например, формирование кадрового приказа или шаблона договора, продажа товара, доставка заказа и т.п.). Если их не структурировать, возможны хаос, лишние затраты и ошибки.
Мы в своей команде «РП-Интеграция» рекомендуем заниматься анализом бизнес-процессов руководителям и ключевым лицам всех организаций, вне зависимости от отрасли и размера организации. Внедряя собственные программные решения для учета сотрудников, документов и договоров в различные организации, мы наблюдаем явную закономерность:
- Организации с проработанными бизнес-процессами быстрее запускают программные решения в рабочую эксплуатацию, тем самым быстрее получая выгоды в виде ускорения выполнения требуемых задач.
- Организациям без анализа своих бизнес-процессов не всегда удается оперативно и качественно внедрить программные решения. Зачастую данный процесс носит хаотичный порядок, без понимания как с максимальной выгодой применять специализированное программное обеспечение и как распределить роли пользователей.
Причем недостаточно один раз выделить процессы и не возвращаться к этому вопросу. Постоянные изменений конкурентной рыночной среды и появления новых технологий и инструментариев (в виде онлайн сервисов или прикладного программного обеспечения) требуют пересматривать бизнес-модели компаний, выделяя новые бизнес-процессы или устраняя некоторые текущие бизнес-процессы, которые в определенный момент времени уже могут быть избыточны или не актуальны.
Четыре ключевых преимущества выделения процессов:
- Понятно, кто за что отвечает. Четкое распределение ролей и связей между ними.
- Легче находить слабые места, устранив которые можно сэкономить время и увеличить безопасность (например, в случае с правильным выделением бизнес-процесса при организации доступа к персональным данным или организацией безопасного архива договоров и документов).
- Можно найти рутинные задачи для автоматизации.
- Новые сотрудники быстрее вникают и перенимают задачи и рабочие данные от прежних сотрудников.

Пять простых шагов, чтобы выделить бизнес-процессы
Периодически мы проводим опросы пользователей наших программных решений для организаций, что для них являлось наиболее сложным при выделении бизнес-процессов. Большинство ответов сводилось к двум неверных представлениям:
- Миф 1: Бизнес-процессы это очень сложно и это где-то из сферы корпораций;
- Миф 2: Для анализа и выделения бизнес-процессов нужен отдельный специалист с профильным образованием.
На практике это является ложным стереотипом. Конечно, большие компании могут позволить себе отдельных специалистов или даже целые отделы, отвечающих за бизнес-моделирование и постоянный анализ бизнес-процессов. Но как мы уже упомянули выше, наша команда «РП-Интеграция» придерживается мнения (закрепленного практикой), что стремится к анализу бизнес-процессов должны все компании с любым количеством сотрудников. И для этого достаточно предпринять пять простых шагов:
Шаг 1. Задайте себе первый вопрос «чем ежедневно занимаются сотрудники Вашей компании?».
Например:
- Есть своя бухгалтерия (или она может быть на аутсорсинге).
- Есть свой отдел кадров, который формирует кадровые приказы и документы (кадровый учет).
- Есть продажи (работа с клиентами).
- Есть согласование и исполнение договоров (договорной учет).
- Есть производство.
- Есть работа с поставщиками (отдел закупок).
- Прочие задачи.
Выпишите эти основные направления работ сотрудников — это будут группы процессов.
Шаг 2. Распишите из каких этапов состоит каждая группа процессов (направлений работ сотрудников), которые были определены в первом шаге. Насколько детально расписывать этапы, зависит от Вас. Кому-то достаточно указать два-три укрупненных этапа, а кто-то предпочтет более глубинный подход с большим количеством микро-этапов.
Например, группа процессов «договорной учет» может включать пять этапов:
- Анализ поставщиков (если речь идет о «расходных договорах»);
- Выбор поставщика;
- Согласование договора и подписание;
- Контроль исполнения и графика платежей.
- Закрытие договора.
Также можно рассмотреть большее количество этапов в «договорном учете», описанное в нашем предыдущем обзоре.
Шаг 3. Опишите подробно каждый этап:
- Кто из сотрудников выполняет определенный этап (руководитель, бухгалтер, кадровик, продавец, юрист и т.д.).
- Что делает сотрудник в рамках своего этапа (какие действия). Например, юрист проверяет проект договора на соответствие законодательству и интересов компании. Кадровик запрашивает определенный набор документов у кандидата при приеме на работу.
- Какие инструменты применяются (ежедневник, бумажный документ, электронная почта, Excel, Word, CRM, ERP и т.п.).
Преимуществом будет «визуализация» этапов в виде блок-схем и таблиц, с указанием ролей, направлений и связей.
Шаг 4. Найдите «слабые места».
Для этого можно применить простой опрос сотрудников:
- Где чаще возникают временные задержки?
- Где чаще возникают ошибки?
- От кого приходится постоянно получать определенную информацию, что делает зависимым одного сотрудника от другого?
Например, если на согласование договоров уходит много времени, то данный процесс необходимо оптимизировать и по возможности автоматизировать.
Шаг 5. Автоматизируйте все, что повторяется как «рутинный процесс» и что можно регламентировать.
Ниже три примера:
- Договорной учет: откажитесь от хранения файлов на разных компьютерах сотрудников и создайте единый безопасный электронный реестр договоров с многопользовательским доступом по сети.
- Кадровый учет: перестаньте формировать и хранить кадровые приказы в файлах word и excel, начните использовать специализированные программы для кадрового учета для моментального создания любого кадрового документа за любой период времени.
- Чат-боты для ответов клиентам.

Как не усложнить задачу выделения бизнес-процессов
Начните с самых важных и приоритетных процессов. Если есть понимание, что необходимо навести порядок в работе с персональными данными, то в первую очередь начните анализировать текущий кадровый учет. Если слабым местом является проблема быстрого поиска необходимого документа, то вначале задумайтесь об организации делопроизводства и документообороте. Постепенно переходите на анализ других групп процессов.
Выделение бизнес-процессов — это не бюрократия и не пустая «дань модным трендам», это способ сделать работу сотрудников более регламентированной, что в свою очередь повысит эффективность всей компании. Начните с малого, тестируйте изменения и постепенно улучшайте бизнес-модель своей организации.
А у Вас уже прописаны процессы в компании?
Источники изображений:
Freepik.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты