Как повысить эффективность демпферного механизма
Мнение Сергея Терешкина о более справедливой системе демферных выплат для производителей нефтепродуктовБизнесмен, предприниматель, трейдер, основатель стартапов. Фаундер маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET. Эксперт по инвестициям pre-IPO
Прошло уже почти два года с момента введения эмбарго ЕС на морские поставки нефтепродуктов из России, однако Правительство до сих пор использует котировки хаба в Роттердаме для расчета субсидий по демпферу. Если котировки в Роттердаме превышают порог, установленный в Налоговом кодексе для бензина АИ-92 и дизельного топлива, то нефтяники получают выплаты из бюджета. В противном случае уже нефтяники доплачивают в бюджет.
В последний раз нефтяники доплачивали в бюджет в феврале 2021 г., после этого выплаты осуществлялись только в пользу нефтяников. Сказалось восстановление цен на нефтепродукты после пандемии COVID-19, а также девальвация рубля, из-за которой внешние цены в рублевом выражении априори выше внутренних.
Однако это не отменяет вопрос: если демпфер призван покрыть издержки нефтяников от недопоставок за рубеж, то почему для расчета выплат используются цены на европейском рынке, который для нефтяников уже не доступен?
Здесь же напрашивается и второй вопрос: насколько логично брать за основу экспортную альтернативу, если регулятор периодически устанавливает экспортные запреты?
Так, ограничения на экспорт дизеля вводились после прошлогоднего топливного кризиса, вызванного стремлением Минфин «уполовинить» все тот же демпфер. В свою очередь, запрет на экспорт бензина только в нынешнем году устанавливался дважды: с 1 марта по 17 мая и с 1 августа по 31 декабря, при этом текущий запрет официально еще не снят.
В этой связи, не проще ли привязать выплаты по демпферу к стоимости топлива на СПбМТСБ? Например, к верхним порогам цен в рамках действующего правила «10-20», согласно которому нефтяники лишаются выплат по демпферу, если среднемесячная биржевая цена бензина АИ-92 превышает условный внутренний порог на 10%, а биржевая цена дизельного топлива — на 20%. Для бензина АИ-92 такой порог составляет 64 515 руб./т, а для ДТ — 66 000 руб./т
Переход на использование только внутренних цен при расчете демпфера позволит устранить двусмысленность в регулировании отрасли: доступа на европейский рынок нет, но цены в ЕС используются для расчета субсидий в России. Что самое главное, такой шаг позволит признать, что демпфер — это не компенсация недопоставок на экспорт, а формула расчета субсидий для НПЗ, которые несут серьезные издержки из-за вынужденных простоев. Будет лучше, если эта формула будет привязана к реальной жизни, а не к европейскому рынку.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты